«Еврейский народ в годы Великой Отечественной войны принял на себя самый мощный удар от фашистов. Сколько зверств пришлось пережить членам моей семьи (и не только моей), часть которой жила тогда в Молдавии, сложно даже пересказать. Но знать и помнить об этом надо, как это ни больно.
Семья моего дяди (маминого брата) Л.Ф. Кижнера проживала в селе Лозово (Молдова), откуда, видимо, родом была его жена Молка. Соседи и деревенский люд очень любили эту приветливую семью, в которой было уже трое детей: Туба, Фишл и Иоселе. Село находилось в 50 км от границы с Румынией. Поэтому в первый же день войны дядю взяли в армию, а тетя с детьми осталась дома. Уже на второй день ей пришлось прятаться от немцев, но нашлись «доброжелатели», которые выдали их.
В селе, очень большом, на 1200 хозяйств, было три улицы, которые радиально сходились к площади. Улицы и площадь были вымощены булыжником. После долгих пыток тетю с детьми вывели под дулами автоматов на эту площадь и заставили рыть могилу на глазах у лозовчан. К концу дня над их головами публично постреляли, ранили тетю и Тубу. Затем увели их домой. На следующий день все повторилось, и после многочисленных издевательств тетя Молка, дважды раненая, похоронила Иоську, а остальных раненых детей повела домой.
Все это продолжалось несколько дней. Женщина похоронила сначала Фишла, потом Тубу. Люди плакали, просили фашистов прекратить эти издевательства над женщиной, просили даже скорее застрелить ее, потому что видеть ее страдания было невыносимо. Но все продолжалось.
Молку ранили ежедневно, а убили только на шестой или седьмой день жестоких надругательств…
Яму – могилу Молки и ее детей – местные жители закопали, дорогу замостили, а в 60-е годы заасфальтировали. Прямо перед предполагаемым местом захоронения, как водится, долгое время стояла стела с названием населенного пункта и доска показателей достижений колхоза…
Другие мои родственники – брат моего отца и его жена – были в деревне пастухами. Жили в поле в маленькой избушке. Когда пришли фашисты, их – абсолютно безобидных людей – жестоко убили: дядю привязали к двум лошадям и выпустили их, а тетю утопили в поилке для коней.
Печальная судьба ждала и другое еврейское местечко – Ватаменяса (город Калараш, Молдова), где тоже жили многие мои родственники. Здесь 288 местных жителей-евреев несколько дней рыли котлован, потом плотно вошли туда и их заживо закопали. Только в 1961 году останки были изъяты из общей могилы и перевезены на кладбище, где и были преданы земле по еврейским законам. В 1995 году я был последний раз в Молдове.
Прощался с родными и друзьями, которые уезжали в другие страны. Простился с могилами родных и посетил это страшное место, чтобы поклониться этой земле, но был поражен увиденным. На месте казни почти 300 людей расположился небольшой цыганский поселок, а на самой могиле стояла большая огороженная конюшня с лошадьми. Горько и стыдно стало!
Я знаю, что многие люди не любят вспоминать и говорить о войне, но эти уроки человечество должно помнить, чтобы не повторять своих ошибок.
Ефим Михайлович Беркович,
председатель еврейской общины Дзержинска»
На фото: Окрестности села Лозово, Молдавия
Наш проект «Семейные легенды», посвященный 70-летию со Дня Победы, близится к завершению, но у вас еще есть возможность рассказать о своих родных – ветеранах войны и тружениках тыла, героях, погибших на поле боя, и тех, кто сумел пережить 40-е годы прошлого века. Свои рассказы присылайте на электронную почту: dv@dzer.ru или приносите в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А, 2 этаж.