Дзержинское время

Новый год в кукольном начался с сюрпризов. Настоящей неожиданностью для коллектива театра стала смена руководства – место директора Валентины Алексеевны Рыбаковой заняла депутат Галина Николаевна Демахина. О причинах таких перетасовок мы можем только догадываться. Но факт остается фактом. Теперь Валентина Рыбакова – не руководитель театра, а ведущий специалист по маркетингу… Есть и хорошие новости – пополнилась труппа ДТК. В театр пришли два молодых актера, оба выпускники Нижегородского театрального училища – Константин и Мария Фирстовы. Правда, в премьерной сказке зрители их не увидели, но, думаем, у них еще будет шанс показать себя.
Что касается самой постановки, то тут надо сказать, что «Гулливер» уже знаком и зрителю Дзержинского театра кукол, и труппе. Он шел на сцене кукольного в конце 90-х, и за это время наверняка уже успел подзабыться. Дети, которые видели его тогда, повзрослели. Зато теперь, если придут в театр, то уже мамами и папами и смогут сравнить свои детские впечатления от постановки с впечатлениями своих малышей. К тому же за полтора десятка лет спектакль ДТК не утратил своей актуальности, как не утратило ее за триста лет произведение Дж. Свифта, легшее в его основу. Классика она и есть классика. А дзержинские кукольники всегда умели с ней дружить…
Сюжет произведения известен – о путешествиях Гулливера все мы знаем с детства. Однако самой популярной традиционно считается именно первая часть книги Свифта, посвященная путешествию судового врача Гулливера в Лилипутию. Она же легла в основу театральной инсценировки для детей (автор Н. Шавва) в постановке главного режиссера Дзержинского театра кукол Владимира Казаченко.
Над художественным оформлением спектакля работали художник Олег Ермаков, художник-скульптор Людмила Иванова, композитор Сергей Терханов.
Особенность постановки в том, что на сцене вместе с куклами работает человек – из артиста-кукольника в драматического актера на этот раз переквалифицировался Андрей Тихонов. Он исполняет главную роль – Гулливера. Разговаривать с окружающей тебя мелюзгой – кукольными лилипутами – так, как будто они настоящие люди, наверняка непросто. Ходить по сцене, предназначенной куклам, то есть практически по головам коллег по цеху, тоже. Так что роль Тихонову досталась не из легких.
Как всегда, удивили куклы. Именно как совместное творение художников и актеров, ни в коем случае не по отдельности. Дзержинские кукольники традиционно много внимания уделяют мелочам, которые, как правило, и оставляют самое большое впечатление, что называется, «цепляют». Взять, к примеру, внешность лилипутов. По ним сразу видно – они не просто малы, они еще до крайности глупы. Ну, как, скажите, относиться серьезно к существу, которое вместо головного убора носит воронку или чайник? Или что-то вроде цветочного горшка, который венчает голову Генерала (Татьяна Буслаева)? Или подставку-пашотницу под яйцо, как у Короля Лилипутии (Александр Кашенин)? Да что говорить о головных уборах. Взгляните на их лица! Что за физиономии у этих карликов: носы, рты, даже голоса – все сплошная карикатура.
Между тем Гулливер настолько благороден, что, кажется, не замечает ни маленького ростика хозяев Лилипутии, ни их смешных нарядов и лиц – ведет себя, как с равными. А иногда нарочно идет на уступки капризной мелюзге.
И это понятно. Ведь все мы еще в детстве усвоили (и Гулливер, вероятно, тоже), что маленьким нужно помогать и что внешность (которая, как известно, бывает обманчива) – не главное. И можно быть сколько угодно ужасным снаружи и оказаться чистейшим внутри. Однако и с этим у лилипутов беда. Внутри они оказываются такими же неприятными уродцами, как и снаружи. На этот случай есть даже хорошая старинная поговорка: «мал клоп, да вонюч» – это про них, про лилипутов. Глупцов в этой надменной мелочи выдает поведение. Споры с соседним государством из-за выеденного яйца, казни, которыми правительство грозит всем несогласным, в том числе и Гулливеру, помощью которого не раз пользовалось, капризы, которые выдаются за государственные приказы, – вот то, чем живет эта маленькая страна. При этом автор произведения, и вместе с ним режиссер-постановщик кукольной сказки дают зрителю понять, что жить спокойно лилипутам не дает собственная непомерная гордость и… безделие. Войны, казни – это своего рода развлечения, которые помогают им не только скоротать время, но и почувствовать свою значимость. «Без войн и интриг мы просто маленькие люди», – рассуждают между собой Генерал и Министр (Сергей Зицер). Но какова цена этих развлечений, над этим вопросом никто даже не задумывается… Все это вызывает у зрителя лишь горькую усмешку. Да и у Гулливера, судя по всему, тоже: «Прощайте, маленькие смешные человечки», – говорит он им уходя. Этими малышами вовсе не хочется любоваться, им не хочется помогать, жалеть или защищать. Лучше с ними вообще никогда не встречаться, понимает главный герой и, смеем надеяться, зрители тоже.
А все потому, что, как сказал Гулливер, «в этой маленькой стране много маленьких вещей, похожих на детские игрушки, но так мало искренности и доброты…».
Елена Богомазова