Замерзающие повсюду
Перед пресс-конференцией с представителями УК на тему отопления мы в редакции бросили клич по городу: диктуйте, читатели, адреса, у кого в период первых морозов на улице и дома такая же «погода». Выяснилось, что к концу дня 8 октября, то есть спустя полторы недели с начала отопительного сезона в Дзержинске, отопления еще не видели жители Удриса, 11 В, Гайдара, 47, Пирогова, 34 А, Пожарского, 21, 26 Б, Клюквина, 1, Буденного, 6, 23, Химиков, 3, 4, Ситнова, 4, 8 Б, 10 Б, Циолковского, 48, Ленина, 1 Б, 34, Западного, 9, 20 и других домов. Поскольку сообщения об отсутствии отопления поступали от отдельных жильцов, сложно сказать, не топили в это время дома полностью или только по отдельным стоякам, подъездам и этажам.
В администрации города на ту пору отчитались, что без тепла остаются 206 домов, напомнили, что пуск тепла в Дзержинске занимает от 10 до 15 дней и порекомендовали обращаться со всеми вопросами по отоплению в свои управляющие компании.
Один на один
В свою УК – «Управдом» – с жалобой на отсутствие тепла в квартире обратилась жительница одного из домов по ул. Ситнова. Заявку оставила оператору саll-центра и стала, как рекомендовали, ждать 3-5 дней ее исполнения. Однако, по словам женщины, в эти сроки батареи в ее квартире так и не потеплели. Пришлось звонить снова. И удивляться: заявка, оказывается «отработана» и закрыта с пометкой «тепло есть». «Как же есть?!» – возмутилась заявительница. Ведь никто не приходил, акт выполненных работ она не подписывала. Ну а красноречивее всего выдавали бездействие коммунальщиков холодные трубы стояков. И снова: «Ваша заявка принята, ждите 3-5 дней». Гудки…
В доме № 6 по ул. Буденного с теплом другая проблема. В одном из подъездов оно то появлялось, то исчезало, то батареи становились «чуть живыми». Слесари «Управдома», поискав причину, пришли к выводу, что хозяева определенной квартиры, которые, кстати, по сведениям остальных жильцов, летом поменяли радиаторы, регулируют режим теплоносителя по своему усмотрению. Когда им жарко, отключают тепло, в том числе и у соседей с нижних этажей. «Разбирайтесь сами», – сказали рабочие и ушли.
А как разбираться, если сосед и слышать не хочет о том, что из-за него страдают другие люди? К слову, на пресс-конференции по отоплению замдиректора УК «Управдом» Александр Марков сообщил, что о подобных ситуациях сотрудники УК должны ставить в известность руководство компании. В ней есть служба безопасности, возможно, ей удастся повлиять на единоличника. А уж если нет, тогда, по всей видимости, собственникам квартир останется только писать заявления в полицию и прокуратуру. Тепло – стратегический ресурс, и те, кто препятствует обогреву жилья других, несут за это ответственность вплоть до уголовной.
…Люди звонили в газету и плакали: многодетная мать с болью желает своим малышам спокойной ночи – боится, что к утру дети замерзнут. В квартире 8 градусов. Камин включать тоже страшно – старенький, как бы не замкнуло проводку, да и круглосуточный обогрев жилья женщине не по карману. Приходится платить тысячи за отопление, которого нет, да еще и за электричество столько же потребуют. Мерзнут дети, мерзнут инвалиды, старики-ветераны. 8 октября в «ДВ» обратился Почетный ветеран Нижегородской области, участник Сталинградской битвы 93-летний Петр Тимофеевич Пархоменко. Дрожащим от возмущения и обиды голосом пожаловался, что вот уже три дня не может дозвониться до «Управдома», на линии большие очереди. «Когда был молодой, – рассказал герой, – сам спускал воздух на чердаке, чтобы пустить тепло в дом, а сейчас не могу – силы не те. Сижу и мерзну. Сознаю свое бесправие. Понимаю, что все мы бесправны в этой ситуации. Только вот перед кем?!»
Школа выживания
Если у вас нет тепла, нельзя уповать на то, что произойдет чудо: кто-то как-то узнает о ваших коммунальных невзгодах, придет и все исправит. Никто не придет, а справиться с ситуацией, как показала жизнь, порой сложно даже при том, что о ней известно всем. Тем не менее первым делом нужно заявить о своей проблеме в УК. Чем раньше – тем лучше. По опыту прошлых лет известно, что в начале отопительного сезона, когда многие горожане локально остаются без тепла, в управляющих компаниях не хватает специалистов, чтобы по всем заявленным адресам быстро открыть забытые задвижки, стравить воздух, сделать мелкий ремонт на внутридомовых сетях отопления и так далее. Слесарей, это уже из личного опыта, можно прождать до Нового года.
В споре, кто прав, а кто виноват в отсутствии отопления в этом году – управляющие компании или ресурсоснабжающая организация, мы разбираться не будем. Не специалисты мы в этом вопросе. Скажем только о том, что знаем точно. В этом году, как никогда, проблем с отоплением нет, например, в тех домах, где жилищники переложили внутридомовые трубы отопления летом. А вот до этого несколько лет даже при великолепном давлении и самой что ни на есть хорошей температуре теплоносителя тепла не было долго. И с этим приходилось бороться. Хотите несколько советов?
Чтобы на вас обратили внимание быстрее, нужно чем-то поразить коммунальщиков, проще говоря – удивить, обратить на себя внимание. Однажды жилец одной из квартир, устав подавать заявления в ЖЭУ об отсутствии отопления, на которые никто не реагировал, позвонил секретарю руководителя своей УК и представился сотрудником Министерства ЖКХ области. Мол, был в выходные в гостях у друзей в Дзержинске и неприятно замерз, батареи в разгар отопительного сезона холодные, причины неизвестны, вынужден доложить. Другая семья с номера важной организации отправила факс в контору УК, что дескать собирает у себя в холодной квартире комиссию: с ГЖИ, администрацией, журналистами, хотите, примите участие и вы – жилищники. Надо ли говорить, что в день таких необычных обращений их «авторы» уже грелись у своих горячих батарей.
А перерасчет-то голый!
Все разговоры о том, что вот сейчас мы мерзнем, но потом получим компенсацию за это в виде перерасчета, не стоят в Дзержинске и выеденного яйца. Когда представитель УК все же пришла на «комиссию» в квартиру хитроумных горожан (история, о которой речь шла выше), ее вместо заседания ждал акт о ненормативном режиме отопления в жилых помещениях этой квартиры. Две комнаты на тот момент успели прогреться, а в двух градусник зафиксировал всего 14 градусов выше нуля. Женщина, к ее чести, подписала упомянутый акт с внесенными туда данными о холодном воздухе в квартире. Позже жильцы на основании этого документа потребовали от УК перерасчет, там согласились, что требование законно, но все забывали произвести вычеты. А когда жителям все-таки сминусовали плату за отопление, то выяснилось, что две недели без тепла, по расчетам представителей УК, стоят… 30 рублей.
Судьи тоже мерзнут
Но не спешите ставить крест на перерасчете. Если обратиться со всеми доказательствами в суд и представить свои цифры, вполне возможно, у жилищников удастся отсудить не только реальные деньги за недополученную теплоэнергию, но и возместить моральный ущерб. Сразу предупреждаем: дело это хлопотное, нервное, нескорое и неприятное. Но если вы уверены в своей правоте, имеете на руках доказательства длительной мерзлоты в своей квартире по вине коммунальщиков, а также, например, того, что в этот период болели ваши дети, страдали пожилые родители, есть все шансы утешить себя кругленькой суммой. Судьи ведь тоже живут в Дзержинске, кто-то из них, не исключено, и сейчас сидит без отопления, а в ответ на требования предоставить услугу и сделать впоследствии перерасчет тоже получает отписки, отговорки и эти же 30 рублей.
Выплата моральной компенсации, скажем, эдак тысяч в 10 всерьез потешит ваше самолюбие, а тех, кто не обращал внимание на ваши проб-
лемы, простимулирует работать лучше – а ну как все замерзающие отсудят по 10 тысяч рублей!
В общем, хочется, чтобы те, от кого зависит нормальная температура в наших домах, поняли, что нам, горожанам, совсем-совсем неважно, чья вина в том, что многие квартиры, больницы, школы, детские сады долго оставались холодными в метели. Нам хочется тепла и уюта. А еще хочется быть уверенными в том, что мы не бесправны. И может быть, не сейчас, когда от мороза в собственном доме застывает не только тело, но и душа, ум, а потом – весной, летом, отогревшись, соберемся с силами и заставим винов-ных заплатить по счетам, и не только коммунальным, но и моральным – за унижение, лень, вранье. За холод.
Елена Родионова