Дзержинское время

 

Живем, как все


Евгений и Оксана Никитины познакомились на втором курсе института, долго встречались, прежде чем стать семьей. Нет, не чувства проверяли, рассказывает Оксана, – жить было негде. И у него, и у нее многодетные семьи, маленькие квартирки в ветхом фонде – не разменяешь, не продашь, и на родителей надежды не было, те сами перебивались от зарплаты до зарплаты. Скромную свадьбу молодые сыграли, получив дипломы. А жить стали в общежитии – дали комнату как молодой семье, советские еще были времена. Начали работать. Оксана была учительницей в школе, Женя – мастером на заводе.

Родились с разницей в три года дочки.              
   
В комнатке без удобств жить стало неудобно. Взяли ипотеку, купили «двушку» в самом что ни на есть захудалом районе города. Но не горевали – подремонтировались, мебель справили с помощью друзей и родственников, постепенно обзавелись и холодильником, и стиральной машиной.
В этой квартире мы и встретились с Оксаной. Посмотрели, как живет семья из четырех человек на 30 тысяч рублей в месяц.

Комната девчонок 10 и 13-ти лет совсем крохотная – девять квадратов. По стенам – кровати, у окна письменный стол, в углу – шкаф-пенал. Больше при всем желании сюда ничего не уместится. На потолке – лампочка без люстры (все никак не доходят руки купить), зато пластиковое окно. Оказалось – вынужденная мера. Когда заехали, рамы в оконном проеме не было вовсе. В комнате побольше, где живут родители: диван, телевизор на тумбочке, шкаф для одежды, пианино (друзья отдали, девчонки учатся в музыкальной школе). На кухне – повидавший виды гарнитур (еще из общежития, прямо в комнате стоял), белая плитка над раковиной, наверное, вместе с домом еще сдавалась, на полу – облезлый линолеум, отклеившиеся по углам обои. Вот и все убранство жилища: бедность вперемешку с почти физическим ощущением огромных усилий родителей устроить более или менее комфортный быт хотя бы детям.

Оксана устраивается рядом и рассказывает, как они живут. Смущенно улыбается. «Я вообще веселый человек. Это, наверное, и спасает. Над трудностями мы стараемся смеяться, а не плакать. Хотя и не всегда получается», – признается собеседница.

Исповедь матери


Рассказ Оксаны мы даем от первого лица, чтобы не потерялись детали, не ускользнули эмоции: «Зарплаты у нас с мужем по 15 тысяч рублей. Я считаю – неплохие, жить можно, если бы все вокруг не дорожало с огромной скоростью. За квартиру приходится отдавать четвертую часть этих денег – 7000 рублей. Обязательно платим за музыкальную и художественную школы – девочки у нас творческие, талантливые, без игры на фортепиано и гитаре, без рисунков своих жить не могут. Завтраки в школе мы получаем бесплатные, а за обеды платим. Один обед – семьдесят рублей, умножим на четыре шестидневные недели, получается почти 1700 рублей в месяц. На двоих – 3400 рублей. Перечисляет, правда, нам государство компенсацию на питание детей – 900 рублей ежемесячно. Значит, наши собственные траты составляют 2500 рублей. Обеды в школе – для нас вопрос выживания. Девочки после школы до вечера занимаются музыкой и рисованием, домой приходят только в 8-9 часов вечера, получается, в школе должны есть обязательно. Проездные ученические – тоже обязательное приобретение: дочки ездят в разные концы города. Один раз старшая потеряла проездной, ничего нам не сказала и месяц ходила пешком. Когда призналась, я плакала: это же зимой было, в самые морозы. Но она не хотела говорить, чтобы еще один проездной вместо потерянного не пришлось покупать. Все уже понимает, помогает, чем может. Летом подрабатывала – полы мыла у моей подруги в цветочном магазине. Магазин небольшой, весь мусор – осыпавшиеся листья и лепестки. Поэтому мы с Женей разрешили. Заработала 4,5 тысячи, все нам принесла, и как гордилась!

Если, не дай Бог, болеют – лекарства, платные врачи, если талончики не можем взять в поликлинике или нужных специалистов в них нет. Обувь, одежда – тоже на первом месте в тратах семейного бюджета, девчонки быстро растут. Наши друзья, у кого дети постарше, отдают нам кое-какую одежду. Но дочки – модницы, выбирают наряды основательно, берут только то, что им подходит и в хорошем состоянии. Остальное покупаем на распродажах, в бюджетных магазинах. А вообще девочки растут, они у нас красавицы, за собой следят, держатся с достоинством, молодцы, и учатся хорошо, и нам помогают во всем.

Много денег уходит и на продукты. Вы посмотрите, как все дорожает в магазинах! А зарплату мужу, например, не прибавляли уже несколько лет, мне, как бюджетнице, деньги индексируют, но в этом году сильно урезали премию и ставку сократили. Сказали: школам приказано экономить, бюджет кризисный.

Дома мы сидеть не любим. Развлекаем себя сами. Года три назад купили подержанную недорогую машину. Теперь в выходные выдумываем маршрут и ездим на прогулки. В основном в лес и на речку, иногда посещаем монастыри и усадьбы, порой получается и в других городах погостить. Наши любимые – Нижний Новгород, Владимир, Кострома. Сколько уж раз бывали, а все пересмотреть, что хочется, так и не смогли. Конечно, на бензин приходится много тратить, но это дешевле, чем общественным транспортом вчетвером.

Вы знаете, мы даже на море умудряемся ездить. Весь год откладываем по 3-4 тысячи в месяц. А летом садимся в машину и едем или на Азовское море, или на Черное, на Селигере однажды были. Там палаткой вообще обошлись. А на морях снимаем комнату в доме или квартире и отдыхаем, как раньше «дикари»: еда на костре, общественный душ. Главное – море и солнце рядом.

Я сама выросла в семье, где не было денег в достатке. Поэтому не страдаю без каблуков, сумочек, духов – то, что так любят все женщины. Одежду ношу по многу лет, лишь бы она прилично выглядела, на каждый сезон у меня не больше одной пары обуви, шапки, шарфы носки сама вяжу.
И шью хорошо. Машинка вот только сломалась. А до этого и занавески, и полотенца, и скатерти, и постельное белье, да и платья девочкам – своими руками.

Я знаю, что чиновники решили отказать малоимущим в бесплатных завтраках. Меня это почти не расстроило. Голодать мои девочки не будут. Мы найдем деньги на питание. Просто придется отложить покупку, например, новых кроватей, из детских вон они выросли, спят – ноги свисают. Отложим и покупку новой швейной машины, люстры в детскую комнату в который раз – не привыкать! Знаете, что больше обидело? Что они на комитете озаботились: а вдруг богатые родители подделывают справки о зарплате и, показывая маленькие доходы, кормят детей в школе?! Наверное, такие есть, не исключаю. Но это единицы, поверьте. А еще десятки по-настоящему нуждающихся даже не пытаются оформить эти льготы и пособия.
Сказать почему? Потому, что вас втопчут в грязь за этот мизер, унизят, загоняют за справками. В последний раз я оформляла справки на бесплатные завтраки совсем недавно. С работы меня отпускают с трудом, а в соцзащите работают по стандартному графику. И вот я отпросилась, пришла за час до закрытия кабинета, за 15 минут до конца подошла моя очередь. Первое, что слышу: «Вы в своем уме? У вас голова на плечах есть вообще?».
Теряюсь, думаю, что-то не так в документах. Оказывается, документы еще и не смотрели: просто поздно пришла, они уже собрались домой. Прямо с нескрываемой радостью швырнули документы обратно – справка о зарплате не так оформлена. Переделала, пришла снова. Выяснилось, что первый вариант этой бумажки был верным, переделывала зря. В третий раз ходила, потому что они сами забыли мне сказать еще об одной справке. Потом недели три решали, подходим мы на льготу или нет. Справку на бесплатные завтраки я получала два часа – сидела в очереди, хотя впереди меня было всего три человека. Вы не смотрите передачу «Камеди Вумен»? Там таких вот работников здорово высмеивают. Якобы есть специальные курсы, где их даже здороваться учат небрежно: «Здрааасьте!». Наши из соцзащиты, наверное, отличницами на этих курсах были бы. Многие богатые захотят пройти через этот ад из-за нескольких сотен рублей? Не думаю…

Есть ли мечта у нашей семьи? Да! Я хочу, чтобы дочки получили хорошее образование в Нижнем Новгороде и остались там жить. Дзержинск мы любим, здесь родились наши дети, здесь у нас с мужем похоронены родители. Но я хочу, чтобы девчонки были счастливее нас. Получали бы не бесплатное питание, а приличную зарплату. Чтобы имели не только обязанности, но и права, могли бы защитить себя на уровне закона. В нашем городе, увы, это невозможно. Вон завтраки у детей отнимают якобы из-за экономического кризиса в стране, а на самом деле в Дзержинске свой кризис. Я имею в виду неэффективное распределение бюджетных средств, из-за чего приходится экономить на питании детей да на зарплатах учителей. Поэтому таким, как мы, остается рассчитывать только на себя. И мечтать о переезде».

P.S. По этическим соображениям имена героев статьи изменены.

Елена Миронова