Хочется вспомнить последнего союзного депутата от Дзержинска и первого председателя Дзержинского городского Совета народных депутатов последнего, 21-го созыва Бориса Васильевича Крыжкова, личность легендарную и неординарную.
Было это 25 лет назад.
4 марта 1990 года прошли выборы депутатов городского Совета. На первой сессии горсовета в апреле произошло разделение представительной и исполнительной власти в городе, а также образование новых органов – Президиума и аппарата городского Совета. Помните, какая в это время была ситуация в нашей стране? На 3-м съезде народных депутатов СССР председатель Совета министров СССР Николай Иванович Рыжков в прямом эфире на всю страну заявил, что в связи с дефицитом товаров первой необходимости правительство принимает решение об увеличении цен на продукты питания и введении компенсационных добавок (в размере 60 рублей) к заработной плате и пенсиям граждан. Народ очень оперативно отреагировал на это выступление. Практически мгновенно в дзержинском центральном универмаге раскупили партию «залежавшейся» одежды, которую уже хотели передать на комиссию по уценке, но не успели.
Непродуманное действие властей страны привело к еще большему дефициту. От этого особенно страдали социально незащищенные слои населения. Постоянная депутатская комиссия по соцзащите и милосердию (да, именно так она называлась) предложила часть водочной продукции пустить в продажу не по талонам, а по коммерческой, двукратно увеличенной цене. И большую часть доходов от ценовой разницы направлять в создаваемый фонд социальной защиты населения. Председатель этой депутатской комиссии Александр Измайлов вынес на заседание Президиума городского Совета народных депутатов проект решения по этому вопросу, и его поддержали.
Одним из пунктов, где стали торговать коммерческой водкой, стал продовольственный магазин («со ступеньками», как его прозвали в народе) на пересечении проспекта Ленина и улицы Гайдара. В один из выходных дней около магазина еще до его открытия образовалась огромная очередь. Получилось так, что продавцы спиртного не ус-пели проставить «коммерческие» штампы-печати на бутылочных наклейках, и магазин вовремя не открылся. Дефицит товаров первой необходимости, общее напряжение и ажиотаж привели к тому, что создалась почти взрывная ситуация.
Достаточно было искры, чтобы получился взрыв или пожар. Этой искрой для горожан и стала задержка открытия магазина по продаже «коммерческой водки». Возмущенная толпа решила перекрыть движение трамваев сразу по двум маршрутам – № 1 (по проспекту Ленина) и № 3 (по улице Гайдара) – и в знак протеста встала на рельсы. К протестующим постепенно стали присоединяться прохожие и пассажиры из подъезжающих с 4-х сторон к перекрытому пересечению городских магистралей трамваев.
Когда об этом стало известно руководству Дзержинска, председатель городского Совета народных депутатов Борис Крыжков лично приехал на место происшествия, успев позвонить некоторым членам Президиума городского Совета (не у всех тогда были домашние телефоны). При этом он запретил милиции применять силу к протестующим и разгонять толпу, несмотря на то, что стихийный «митинг» был не санкционирован. Он был уверен, что надо действовать не силой, а методом убеждения, уметь разговаривать с людьми.
У меня в то время еще не было домашнего телефона. Свидетелем происшедшего я оказался случайно и увидел такую картину: вся масса людей разбилась на группы, в каждой из которых было по одному-два депутата, которые пытались успокоить людей, объясняя им ситуацию в городе и в стране в целом. Присоединился к ним и я.
Больше всего жителей возмущало, что в магазинах они не могут почти ничего купить из самого необходимого даже по талонам. Они остаются, потому что взять на них нечего. А на какие-то товары и талоны не дают. На рынках же и на «барахолках» цены просто зашкаливают. А тут еще и дорогую (за двойную цену) водку запрещают купить (магазин вовремя не открывают, когда люди уже задолго до этого стоят в очереди). Большинство протестующих считали, что городские власти и недавно избранные депутаты не испытывают проблем в приобретении товаров и могут без особых усилий достать для себя самое необходимое. Объяснять словами, что и руководители города в такой же ситуации, было бесполезно – народ не верил. Тогда в ответ на высказанное возмущение о том, что простые люди даже новые носки не могут себе купить, председатель городского Совета Борис Крыжков снял ботинок и публично продемонстрировал собравшимся вокруг него жителям аккуратно заштопанный носок. На многих этот факт подействовал отрезвляюще, люди ему поверили. Толпа разошлась.
На состоявшемся позже заседании Президиума городского Совета прошел «разбор полетов» по этому инциденту. Директора того самого продовольственного магазина «со ступеньками» сняли с работы, потому что она не проявила должной оперативности в создавшейся социально-политической обстановке, что спровоцировало взрыв народного возмущения. Увеличили количество видов талонов. Ввели потребительские именные-семейные книжки для приобретения товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника). Ежедневно в определенное время по городскому радио стали передавать конкретную информацию о том, какой вид талонов и в каких магазинах сегодня можно реализовать.
Было дело, злые языки еще долго муссировали легенду о дырявых носках Крыжкова, но я считаю, что тогда этот человек проявил настоящую политическую мудрость, до которой далеко многим новым политикам.
Юрий Боев
На фото: Снимок из газеты «Дзержинец» от 12 сентября 1990 года