Федеральную программу «Я люблю химию» «СИБУР» поддерживает с 2014 года. Наряду с развитием науки поддержка школьного химического образования – важное направление социальной ответственности компании. «СИБУР» – традиционный партнер Всероссийской конференции учителей химии и Международной Менделеевской олимпиады школьников.
Много лет компания проводит международный конкурс инноваций для нефтехимии IQ-CHem. А есть еще «Гранты СИБУРа», которыми награждают сотни победителей региональных олимпиад по химии, физике и математике, а также их учителей. Каждый год в регионах присутствия «СИБУРа» разного рода поддержку получают десятки учебных и научных учреждений. Так, например, в прошлом году программа поддержки химобразования и науки охватила девять регионов России, в которой оказались задействованы 15 школ, восемь высших и среднеспециальных учебных заведений.
Каждое мероприятие с участием «СИБУРа» подхлестывает интерес школьников к изучению естественно-научных и точных предметов, становится запоминающимся событием для школьников.
Так, во время мастер-классов, которые проходили в Дзержинске в течение двух дней, школьники и учителя получили возможность общения с известными в России экспертами в области химии, а также участия в интерактивных шоу. Дзержинск посетили главный редактор всероссийского журнала «Химия и жизнь», автор книги «Из чего все сделано? Рассказы о веществе» Любовь Стрельникова, доктор химических наук, профессор, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Генрих Эрлих, учитель химии высшей категории, автор методических пособий для учителей химии по подготовке к ЕГЭ Елена Стрельникова, основатель Лаборатории научного искусства SAVELAB при химическом факультете МГУ Юлия Боровая.
Любовь Стрельникова показала дзержинцам интерактивное шоу «Следствие ведут химики», где зрителям открылись многие загадки истории, связанные с химией. «Как при помощи тюремной еды устроить побег из темницы», «От чего умер Наполеон» – эти и многие другие секреты из мира вещества открыли для себя подростки, участвовавшие в познавательно-развлекательной программе. Это было именно участие, потому что для закрепления новых знаний школьники ассистировали ученым в их химических экспериментах.
Что касается взрослых, то они приняли участие в цикле лекций-бесед. «Современная химия и школьная химия – в чем разница?», «Необычные материалы XXI века», «Где брать темы для проектных работ школьников?» – так назывались некоторые из них. Педагоги получили набор идей для практического применения, а также разобрали трудные вопросы ЕГЭ по химии.
В числе прочего на мастер-классах обсуждались и острые вопросы о перспективах развития химии в школе, которая, по выражению Генриха Эрлиха, оттеснена на обочину школьной программы.
«Многие вопросы и темы рассматриваются на уроках физики, биологии, – делился своими выводами с учителями Генрих Эрлих. – В результате у школьников складывается неправильное представление о роли химии в нашей жизни.»
Химик сегодня, по мнению ученого, не лаборант в белом халате с колбой в руке, а дизайнер, который конструирует новые вещества с помощью компьютерных программ, проверяя выполненную работу экспериментом. Профессор МГУ считает, что надо прививать ученикам более широкий взгляд на химию, чтобы они понимали, что это не только наука о синтезе новых веществ, но и наука о веществе вообще, что химия лежит в основе современных технологий не только в химической промышленности, но и в металлургии, материаловедении, био- и нанотехнологиях.
«Такие площадки по обмену передовым опытом нам крайне необходимы, – отметила учитель химии школы № 7 Ольга Куимова. – Во время занятий мы получили мощный заряд и набор ценных профессиональных секретов, которые помогут в нашей непростой просветительской деятельности.»
Использование предложенных идей на практике, то есть в российских школах, по мнению Любови Стрельниковой, можно считать главным результатом программы «Я люблю химию».
«Наша задача – не пытаться научить педагогов, как им преподавать химию, а дать им идеи, предложить интересные практики, которые можно использовать на уроках, – рассказывает Любовь Стрельникова. – Показать, как можно мотивировать школьников на изучение химии. Мы будем считать наше мероприятие успешным, если предложенные нами темы и сюжеты, во-первых, вызовут интерес. Во-вторых, окажутся полезными. В-третьих, будут воплощены в жизнь.»
Во время общения с журналистами Стрельникова довольно высоко оценила квалификацию и подготовку дзержинских учителей химии. Начальник управления образования администрации Дзержинска Ольга Палеева объяснила это целенаправленной работой по развитию школьного химического образования, в результате которой и педагоги оттачивают свое мастерство.
«Две наши школы уже перешли на углуб-ленное изучение химии, так как дзержинская химическая промышленность после спада 90-х начала активно развиваться. Строятся и реконструируются производства, и им требуются квалифицированные сотрудники, подготовка которых начинается в школе», – сказала Палеева.
Все участники мастер-классов получили на память книгу «Из чего все сделано? Рассказы о веществе», которая при поддержке «СИБУРа» выдержала второе издание.
«СИБУР» думает о будущем, поэтому и заботится о кадрах, понимая, что готовить специалистов надо со школьной скамьи», – отметила Любовь Стрельникова.
Дзержинск стал четвертым по счету городом, который охватила программа «Я люблю химию». Ранее команда химиков побывала в Тобольске, Перми и Нижневартовске.
Владимир Щепкин
На фото: Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь»