Прощание с муниципальным транспортом?

Дзержинское время

 

Из истории прощания с трамваем

Трамваи в Дзержинске «хоронят» уже не один год. Наиболее активно эту идею продвигал во времена своего мэрства Виктор Портнов. Но, надо отдать ему должное, он не просто закрыл третий трамвайный маршрут, но и отремонтировал улицы Гайдара и Чапаева, пустив по ним троллейбус. Дзержинцы получили расширенную и обновленную дорогу в центре города с нормально функционирующим общественным транспортом.
Тогда же всерьез заговорили о том, что так же стоит поступить и с 5-м трамвайным маршрутом: чем ремонтировать изношенные донельзя рельсы и терпеть все увеличивающиеся пробки, мол, лучше совсем убрать, за счет трамвайных путей расширить дорогу, а здесь пустить новый троллейбусный маршрут.
Потом мэром Дзержинска стал Виктор Сопин, убежденный сторонник сохранения трамвайного движения в городе. Он заявил, что трамвай надо не убирать, а сохранять и модернизировать. Приводилось много доводов за современный трамвай.
Были проведены предварительные расчеты – сколько стоит троллейбусная и трамвайная «версии» обустройства проспекта Ленина и улицы Красноармейской, но полемика на этот счет продолжается до сих пор.
После удаления Виктора Сопина из мэрии в 2012 году трамвайное будущее Дзержинска снова стало туманным, и в администрации Геннадия Виноградова возобладали «троллейбусные настроения». Все собирались начать, приступить, разработать проект. А там и область поможет, проспект Ленина-то – дорога областного значения. (Была областного значения, но об этом позже.) Разговоры шли, но дальше них дело не двигалось.

Трудное житие МУП «Экспресс»

МУП «Экспресс», которое все это время выполняло социальный заказ города, перевозило пассажиров, ремонтировало изношенные на 100 процентов трамваи и другой городской транспорт, выживало с немалым трудом, выпрашивая дотации из городского бюджета.
Эффективность работы этого муниципального предприятия – вопрос особый. Его несколько раз проверяла депутатская комиссия. И неоднократно указывала руководству МУПа и администрации города на то, что при такой экономике предприятию не стоит содержать раздутый управленческий аппарат. Как сказал один из участников этой комиссии, депутат Городской думы 5-го созыва Иван Килин, «несколько замов получали зарплату на уровне руководителей города…».
Но очевидно и другое. Выполняя важную социальную функцию, муниципальное предприятие «Экспресс» тратило на перевозку льготников десятки миллионов рублей и было вправе рассчитывать на бюджетную компенсацию. А получало ее не в полном объеме. И, пожалуй, не было в городе такого предприятия, проблемы которого так часто обсуждались на заседаниях комитетов Думы и ее заседаниях. «Экспресс» ругали, «Экспресс» жалели.
Но ситуация только осложнялась, потому что о муниципальном транспорте мало было просто говорить и время от времени, урывками «подкармливать» его бюджетными деньгами, его надо было развивать или дать ему возможность развиваться. На заседаниях комитетов Думы, помнится, звучали иногда предложения депутатов: давайте дадим МУПу возможность возить пассажиров по прибыльным городским автобусным маршрутам, он этими доходами перекроет убытки от электротранспорта.
Ан нет – «лакомые» маршруты неизменно выигрывали на конкурсах частные перевозчики, получали от них прибыль, а МУП «Экспресс» продолжало выживать. Почему так получалось и кому это было выгодно – ответы на эти вопросы лежат на поверхности. И еще более понятно это станет в ближайшем будущем, если городские власти решатся-таки оставить город без муниципального транспортного предприятия (из благих побуждений – заботы о наполнении худого бюджета конечно же!) и его производственная база пойдет с молотка.

Быть или не быть муниципальному транспорту в Дзержинске?

До конца прошлого года ситуацию с доходами городского бюджета можно было назвать относительно благополучной. Доходы собирались, то к одним, то к другим выборам власти подкидывали городу дополнительные средства в виде субвенций и дополнительных нормативов по налоговым отчислениям.
Однако с наступлением и углублением кризиса в стране или, как выразился наш премьер-министр, «новой реальности, в которой мы живем», ситуация резко ухудшилась. Мы уже писали о том, насколько сложная ситуация сложилась с исполнением городского бюджета в 2015 году. Перспективы бюджета будущего года тоже весьма печальны.
МУП «Экспресс» оказалось просто в критической ситуации.
По официальной информации, за 9 месяцев 2015 года показатели финансово-хозяйственной деятельности МУП «Экспресс» следующие: общие расходы – 353 млн руб.; доходы от перевозки платных пассажиров – 198,1 млн; доходы от оказания транспортных услуг промышленным предприятиям – 5,9 млн; субсидии из городского бюджета за транспортные услуги – 86 млн руб.; сумма выпадающих доходов за льготные перевозки (перечисление денежных средств из областного бюджета) – 32,2 млн руб. и т.д.
При этом на балансе МУПа числится 26 трамваев (износ 100%), 63 троллейбуса (23 из них изношены тоже на все 100%, 40 единиц – износ 73%). Износ 47 автобусов, которые обслуживают внутригородские и междугородные маршруты, составляет от 53 до 96%. 51 единица спецтехники тоже выработала ресурс на 78 – 100%.
Есть долги по налогам и во внебюджетные государственные фонды – около 30 миллионов.
Сегодня на предприятии работают 983 человека, среднемесячная заработная плата – 18 376 руб.
В администрации города информацию о перспективе закрытия МУП «Экспресс», конечно, не подтверждают. Однако, по нашей информации, полученной из источников в руководстве самого МУПа, в следующем году предприятию понадобится ни много ни мало 198 миллионов рублей из городского бюджета. А взять их реально негде. Решение об остановке трамвайного движения не принято. И наверняка не будет принято до конца ноября. Очевидно, что нынешние чиновники будут ждать, во-первых, утверждения городского бюджета, во-вторых, назначения полноправного главы администрации. Новому сити-менеджеру и предстоит взять на себя ответственность за весьма непопулярную меру. Скорее всего, так и будет, потому что ситуация с бюджетом действительно плачевная. Косвенным подтверждением того, что такая перспектива вполне реальна, можно считать недавнее заседание комиссии по оптимизации городского бюджета. На нем один из заместителей главы города высказал предложение о продаже базы МУП «Экспресс». Горожанам, видимо, хотят преподнести закрытие трамвайного движения «под соусом» необходимой меры сокращения бюджетных расходов и пополнения городской казны. И что город и горожане будут иметь в итоге? Отсутствие муниципального транспорта или только трамвая. Никакой новой троллейбусной ветки и расширения дороги по проспекту Ленина и ул. Красноармейской тоже не будет. Потому что денег на этот проект нет, тем более что даже помощи у области попросить не удастся. Центральная часть проспекта Ленина состоит на балансе муниципалитета и ремонтировать ее город и дальше должен за свой счет.
Так что же нас ждет? Частные фирмы прикупят еще автобусов и с удовольствием примутся зарабатывать и возить пассажиров по прежде муниципальным маршрутам. Сохранятся ли при этом льготы – вопрос. На ул. Красноармейской будет транспортный коллапс, это точно.
В перспективу же серьезного пополнения муниципальной казны за счет продажи базы «Экспресса» верится с трудом. Несколько лет назад МУП «Городское благоустройство» продало свою базу фирме, в учредителях которой были и городские депутаты, за смешные 16 миллионов рублей. Что-то нам подсказывает, что здесь может произойти такой же казус.
О развитии событий мы постараемся и дальше сообщать нашим читателям.

Игорь Глитняк, директор МУП «Экспресс»:

– У меня реальной информации пока нет. Думаю, она появится в течение месяца. Давайте дождемся официального решения. На ближайшем заседании Думы, в том числе, будет рассматриваться вопрос о МУП «Экспресс» и о существовании трамвая. Я так думаю. Если этот вопрос депутаты будут обсуждать. Ситуация очень сложная. Пожалуй, сложнее еще не было никогда. Сейчас все маршруты функционируют. И без согласования с администрацией мы не имеем права сократить ни одного рейса. Но, возможно, изменения будут в ближайшее время.

Андрей Блохин, руководитель инициативной группы «Дзержинцы – за общественный транспорт»:

– Говорить о том, что «Экспресс» закроют чуть ли не завтра, я бы не стал. Требуется время, чтобы подготовить распоряжение администрации и все документы, где будут регламентированы время и условия закрытия. Нужно провести конкурсы на замещение этих маршрутов среди частных перевозчиков. Пассажиры не должны почувствовать отсутствие транспорта. Насколько объективна необходимость закрывать трамвайное движение в Дзержинске? Если оперировать позицией наших властей, то можно закрыть все. А можно использовать мировой опыт: при отсутствии денег законсервировать, сохранить базу и подвижной состав до поры до времени, а в хорошие времена снова начать использовать. У нас же городской менеджмент попытается выжать из ситуации прибыль от продажи территорий. Трамвайное депо, диспетчерские пункты. Район швейной фабрики – лакомый кусок для застройщика: есть все коммуникации, хоть торговый центр строй, хоть парковку…

Иван Килин, депутат Гордумы пятого созыва:

– Удивляет больше всего то, что на повестке дня стоит не просто вопрос об оптимизации работы городского транспорта, а прежде всего о продаже базы. Нам предлагают убрать трамвайные маршруты. А чем их заменить? Кто будет перевозить 5,5 тыс. человек работников завода имени Свердлова? Да, не сомневаюсь, желающие найдутся, но в нынешней ситуации пустить еще несколько маршрутов такси по пр. Ленина и ул. Красноармейской без расширения дороги – это творить беду. Эта часть города встанет в вечной пробке.
 Елена Бахтина