Контрасты жилфонда
Руководители и эксперты рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ во главе с ее председателем Еленой Лениной наведались не только в Дзержинск, но и в Арзамас. Там УК также отказываются от обслуживания некоторых многоквартирных домов.
Многочасовая поездка по улочкам города Аркадия Гайдара засвидетельствовала, что большая часть отказных домов находится в удручающем состоянии. Многие из них вряд ли поддадутся ремонту и готовы под снос. В таких условиях существуют жители целой группы многоквартирных домов по улице Лесной, от которых «Жилсервис-2» отказался еще осенью 2014 года. В домах 5 и 6 категорий рушится фундамент, осыпается потолочная штукатурка, да и удобства кое-где на улице.
Поднимаясь в квартиры некоторых домов, «фронтовикам» следовало бы вооружиться касками. Настоящий коммунальный упадок помощники президента застали в доме под несчастливым числом 13 по улице Коммунистов. Дом до 1917 года постройки. Памятник архитектуры, между прочим. Но потолки там держатся на деревянных подпорках. И это все, что удосужился предпринять «Жилсервис-2», который также забросил строение в 2014 году.
Арзамас оставил у «фронтовиков» весьма тягостное впечатление.
Совершенно иные картины предстали членам рабочей группы ОНФ в Дзержинске. Здесь сторонники Путина проехались по жилфонду, от которого собирается отказаться самая крупная в Дзержинске компания «Управдом». Первым в этом списке был дом № 4 в переулке Жуковского, состояние которого вызвало искреннее недоумение на лицах экспертов.
Это крепкая 28-квартирная четырехэтажка всем своим видом показывала основательность суммы недавних капиталовложений. Новая скатная кровля, отремонтированная в рамках 185-го Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ», еще относительно приличный фасад, подъезды с достойным косметическим ремонтом. Подвалы, правда, подкачали скоплением мусора и ржавыми трубами, которые проминались от нажатия пальцем.
Без альтернативы
Но неужели только бардак в подвале да ржавые трубы, общая протяженность которых в десятки раз меньше, чем в типичной пятиэтажке, заставили УК отказаться от еще крепкой сталинки? Вот и собственники недоумевают, почему это администрация города настойчиво просит их проголосовать за непосредственную форму управления (НФУ), чтобы перейти на подряд к какой-то малознакомой фирме ООО «ДомУправ». Необходимость такого решения и все его очевидные выгоды жителям дома расписали дважды – в отдельных листовках и спецвыпуске муниципальной газеты. В последней к переходу на НФУ призывали зам. главы администрации Дзержинска Сергей Архипов и глава комитета Гордумы по городскому хозяйству Павел Воронин. В числе основных мотивов инициативы называлась неспособность УК содержать дом и расплачиваться с поставщиками ресурсов. «На сегодняшний день средств, собираемых с вашего дома, недостаточно для его полноценного обслуживания и соблюдения повышенных требований действующего законодательства со стороны вашей управляющей компании», – сообщали Архипов с Ворониным, расписывая достоинства НФУ. А преимущества, как поняли жители, мягко говоря, сомнительные. В их числе снижение затрат на обслуживание дома на 10 – 12% за счет исключения функции управления. Будет ли это означать на практике реальное уменьшение квартплаты, большой вопрос. Кроме этого каждому собственнику дома при переходе на НФУ придется заключать персональные договоры на поставку ресурсов и нести персональную ответственность за долги за отопление, воду, газ и электричество. Но ведь и сейчас дзержинцы платят напрямую ресурсникам, за исключением электричества.
На последней странице издания предлагается вниманию договор подряда с ООО «ДомУправ», который, по логике воззвания чиновника и депутата, следовало бы заключить всем собственникам малоэтажного фонда. «Местные власти таким образом практически не оставляют нам выбора – либо непосредственное управление, либо останетесь сиротами?» – сетовали жители дома.
Вы все неправильно поняли
Представители ОНФ не увидели особой разрухи, той, что в Арзамасе и в других отказных домах, в частности, по улице Чапаева. Было в программе визита и еще несколько пунктов, никак не связанных с темой брошенных домов. Так, «фронтовики» побывали в доме № 83 по проспекту Ленина, где проводится капитальный ремонт. Зрелище ужасное – подрядчики вскрыли крышу и протопили целые подъезды. Не менее странно, что ремонт проводится зимой, а не летом. Представителей администрации Дзержинска, которая также должна контролировать ход проведения капремонта, «фронтовики» на месте не обнаружили. Впрочем, как и представителей генподрядчика. На объекте царила полная анархия.
После «полевого контроля» последовало обсуждение всего увиденного в обкоме профсоюза химиков. «Фронтовики» надеялись увидеть на встрече руководителей УК, которые сбрасывали проблемный, по их мнению, жилфонд. Однако ответ за частные компании держал директор департамента ЖКХ администрации Дзержинска Валерий Зырин.
«Не надо ставить вопрос таким образом, что управляющие компании хотят отказаться от жилья», – встал в позу господин Зырин. Смысл всей кампании, по словам чиновника, не в отказе, а в изменении способа управления, благо, что и закон в этом отношении играет на руку жилищникам. Согласно последним изменениям, НФУ можно вводить в домах до 30 квартир. Прежде непосредственное управление разрешалось для домов с количеством квартир не более 16. Видимо, со стороны УК грех было не воспользоваться таким послаблением.
Дальше Зырин повторил уже знакомые по Архипову и Воронину формулировки о рисках для УК, связанных с заключением договоров на поставку коммунальных ресурсов. Чтобы полностью рассчитываться с поставщиками, приходится выводить деньги из сборов за обслуживание и текущий ремонт, сокращая до минимума, а то и вовсе до нуля работы на доме. При этом сборы платежей по жилфонду, по словам Зырина, не везде одинаковые, где-то это 95%, а где-то и 75% с трудом набирается.
«Коммунальные платежи съедят все, что есть в загашнике, – сетовал Валерий Зырин. – Изменив способ управления, наши компании снизят риски по коммунальным платежам. И в этом нет ничего страшного».
Экспертов ОНФ не убедили аргументы чиновника. Так, Алексей Левкович напомнил о возможности заключения договоров переуступки прав требования. Формально договор можно заключить, но за сбор средств с абонентов при этом будет отвечать сам поставщик. Такие схемы, кстати, удобны и для самих ресурсоснабжающих организаций (РСО), потому что они получают возможность контролировать финансовые потоки. По такой схеме и сейчас со многими УК в Дзержинске работают поставщики воды, тепла и газа.
«Нельзя говорить, что УК совсем обиженные, можно найти выход из любой ситуации. Зачем же требовать прямых договоров? Пускай деньги идут напрямую в РСО», – заметил Левкович. Однако Зырин заявил, что далеко не все РСО соглашаются на такие схемы, и почему-то привел примеры из начала 2000-х, когда ресурсники за долги населения обанкротили не одно поколение УК. Свежих примеров, увы, не нашлось. Да их и не может быть. Ведь в большинстве случаев РСО собирают деньги с населения напрямую, минуя «управлялки». Единственный, кто по такой схеме не работает, так это «Энергосбыт».
И снова здравствуйте?
Неужели местные жилищники решили сдаться, приняв на себя одно только бремя поставки электричества? Между тем действующая схема обеспечения электроэнергией несет в себе очевидные преимущества для населения. УК, зная, что именно ей предстоит расплачиваться с энергетиками, строго контролирует использование всех входящих на дом киловатт, отсекая все незаконные подключения и сверхнормативное потребление. Такая схема привела к повсеместному сокращению начислений за ОДН. УК кровно заинтересованы в том, чтобы начисления соответствовали реальному потреблению.
В противном случае весь объем ОДН сверхнорматива придется оплачивать из собственного кармана. Так вот с переходом на НФУ у жилищников пропадает весь интерес контролировать потребление, а значит, в квитанциях снова могут вылезти высокие ОДН. Однако Зырин и здесь попытался успокоить представителей ОНФ, сообщив, что проблема высоких ОДН в Дзержинске практически исчерпана, но ничего не смог противопоставить тому, что тенденция может снова повториться.
«Главное, чтобы работа не останавливалась, чтобы люди не были брошены, а то придется самим бегать по гаражам, чтобы отключить незаконные врезки», – выразил пожелание Алексей Левкович. «Все незаконные подключения устранены. Сейчас единственная проблема – квартиры, где расчет идет по нормативу, а там живут больше, чем заявлено», – не унимался Зырин.
За тремя зайцами
«Переход к НФУ делается исключительно для того, чтобы вывести УК по малоэтажным домам из-под закона о лицензировании», – сделала свой вывод активистка ОНФ, председатель фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ Н. Новгорода» Ольга Климина.
Валерий Зырин согласился с тем, что и такой «фактор имеет место». На деле это будет означать, что дзержинцы с переходом к НФУ лишатся мощного инструмента воздействия на УК. Ведь у обслуживающей организации нет никакой лицензии, а значит, и рисковать-то, по существу, нечем. «Закон о лицензировании – это инструмент в руках жителей для определенного давления на УК, для требования выполнения своих обязательств.
По отказным домам людей такого инструмента лишают», – сетовала Ольга Геннадьевна.
Начальник дзержинского отдела Госжилинспекции Алексей Заика также согласился с мнением общественника, обратив внимание на разницу в размере штрафных санкций для предприятий, находящихся под лицензионным и жилищным контролем. Штрафы для УК – обладателей лицензий за ненадлежащее содержание жилфонда – достигают 250 тыс. руб., для обслуживающих организаций – в 10 раз меньше. Для пущей убедительности боязни УК нарваться на штрафы Заика произнес почти сенсационную информацию о том, что жилищники теперь исполняют все без исключения предписания ГЖИ. Мало кто из собравшихся поверил в это, вспоминая состояние дзержинского жилфонда, тех же ржавых труб в подвале четвертого дома на пер. Жуковского.
Правда, Заика заметил, что ГЖИ работает строго по заявлениям жителей. А раз трубы дышат на ладан, значит и обращений таких не поступало. Фронтовики мгновенно ухватились за такие сведения и пообещали, что будут рекомендовать дзержинцам в массовом порядке обращаться в ГЖИ с заявлениями на бездействие УК в решении технических проблем, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. У Валерия Зырина такие намерения ничего, кроме ухмылки, не вызвали.
«Исходя из состояния дзержинского жилфонда, ГЖИ имеет право в 90% домах лишить лицензии УК. Хотите верьте, хотите нет. Было бы желание», – заявил чиновник и тут же исправился, добавив еще 5% к оглашенной цифре.
Ничего рискованного в активных действиях ГЖИ и последующем массовом лишении лицензий фронтовики не увидели. «Пожалуйста, можно призвать другие УК, с других районов и городов. Почему здесь обязательно должна складываться какая-то монополия?» – удивлялась Ольга Климина.
Об узурпации рынка ЖКХ Дзержинска участники совещания завели речь после выступления активных горожан, которые долгие годы ведут борьбу со своими УК. Собственники не могут добиться от последних детальных отчетов об израсходованных средствах, собранных в рамках текущего ремонта. И администрация жителям в этом, как оказывается, не помощник. Представители ОНФ обратили внимание и на то, что местные власти не ведут в городе массовой разъяснительной работы среди населения, благодаря которой собственники многоквартирных домов узнали бы о своих правах. Согласно федеральному законодательству это прямая обязанность органов местного самоуправления, подчеркнула Елена Ленина.
Участники совещания сошлись во мнении, что так происходит намеренно. Муниципальные власти работают в интересах нескольких крупных УК, которые монополизировали местный рынок. А переход в НФУ не что иное, как политический шантаж со стороны УК, чтобы увеличить собственную прибыль да еще получить возможность бюджетных дотаций на содержание малоэтажных домов. В этой связи хочется привести цитату из памятного спецвыпуска, где от лица гос-под Архипова и Воронина сообщается о возможности разработки «городской программы по решению проблем малоэтажных домов с целью выделения на поддержку их содержания бюджетных средств». Обратите внимание, что дотации предполагаются не собственникам, а подрядчикам, которые будут содержать жилфонд. Кроме этого из уст представителей УК, которые сбрасывают дома, звучали предложения о повышении тарифа на содержание домов с сегодняшних 17 рублей за квадратный метр до 28 рублей. Об этом предложении, которое огласили на заседании комитета Гордумы по городскому хозяйству, напомнил юрист правозащитной организации «Альтернатива есть!» Максим Петров. А представители ОНФ предположили, что с переходом на НФУ местные коммунальные бонзы получат для себя тройную выгоду – уход из-под лицензионного контроля, увеличение тарифа и бюджетные дотации на содержание жилфонда. Учитывая, что администрация стоит на защите интересов частных УК, такой сценарий развития событий вполне вероятен.
Елена Ленина обещала, что по итогам совещания будет составлен протокол и обращение в адрес администрации города и правительства области, с предложениями которого мы обещаем познакомить своих читателей в самое ближайшее время.
Вадим Щуренков