Она называла себя счастливым человеком


 
«Я хочу рассказать о сестре моего папы Марии Ивановне Ксенофонтовой. Кое-что мне стало известно от мамы, но остались и собственные воспоминания о моей родной тете – человеке с очень интересной, но трудной судьбой.

Еще в детстве ее настигла большая беда. До семи лет тетя Маня была нормальной зрячей девочкой, но в результате несчастного случая она ослепла. Если бы не дядя, Марии пришлось бы всю жизнь влачить жалкое существование «лишнего рта». А ведь она с ранних лет мечтала стать учительницей. Но ее дядя, который был образованным человеком и работал в школе, сразу обратил внимание на ее хорошую память. Он помог Мане устроиться в петербургский Мариининский институт слепых девиц человеколюбивого общества – это было в 1906 году. Казалось, об учительстве можно было забыть. Но уже с одиннадцати лет Маня помогала учительнице в обучении девочек чтению и письму по Брайлю, охотно занималась с отстающими.

В 1918 году ей пришлось переехать к родителям, а потом ее взяла к себе сестра Анна в Кимры нянчить своих детей. В 1919 году в Кимрах открылись педагогические курсы. Маня обратилась к заведующему, который, поговорив с ней, дал согласие, чтобы она училась наравне со зрячими. Она быстро подружилась со всеми, и сокурсники помогали ей, читали, провожали. Жила она в общежитии. Трудностей было много – они были плохо одеты, обуты, голодали.

В 1922 году Мария окончила учебу, но работы не было. Пришлось ехать к родителям. Но помогли друзья – они обратились в Кимрский женотдел и осенью 1924 года ее направили на работу в Тверское училище для слепых. Жила она при школе и все свое время отдавала детям. Организовала драмкружок, детский хор, ставила спектакли. Но вскоре Мария поняла, что ей не хватает знаний, необходимо получить высшее образование.

Осенью 1925 года она поступила в Тверской педагогический институт на отделение русского языка и литературы, а после перевелась на последний курс дефектологического факультета 2-го Московского университета. Таким образом, Мария Ивановна получила два высших образования. Однако преподавать в школу слепых она попала не сразу – только осенью 1934 года по ходатайству ВОС она была принята на работу в качестве преподавателя русского языка и литературы в Московскую школу слепых детей, лучшую школу страны, где она проработала до 1941 года.

Я видела Марию Ивановну в 1935 году – она приезжала к нам в Максатиху на похороны папы. Мне тогда было шесть лет, брату два года, и она нам постоянно помогала: то посылочку пришлет, то деньжат. Иногда на лето она с подругой приезжала к нам и помогала по хозяйству. Мария Ивановна даже грядки полола от сорняков – настолько у нее были чуткие пальцы.

А потом наступила война. В 1941 году школа, где работала Мария Ивановна, была эвакуирована в Татарстан, но тетя осталась в Москве. Она стала работать в госпиталях и на дому с военнослужащими, потерявшими зрение. Она не только учила их читать и писать по системе Брайля, но и старалась поднять настроение, заставить поверить в свои силы. Она им доказывала на собственном примере, что и при отсутствии зрения можно жить и быть полезным обществу.

В 1945 году Мария Ивановна снова вернулась в свою родную школу преподавателем русского языка и литературы в старших классах.

Кроме преподавательской работы, Мария Ивановна вела драматический кружок.

За годы работы в школе Мария Ивановна выпустила несколько сотен слепых ребят. Более ста человек после этого получили высшее образование. Некоторые из них стали даже преподавателями вузов.

В общей сложности Мария Ивановна проработала 45 лет и в 1969 году вышла на пенсию. В 1968 году ей было присвоено звание заслуженной учительницы РСФСР. Она награждена пятью медалями.

Скончалась Мария Ивановна в возрасте 92 лет в Москве. И ее последние слова были о том, что она считает себя счастливейшим человеком, так как прожила не зря свою трудную жизнь.

Раиса Васильевна Кострикова»
На фото: Мария Ксенофонтова в Латвии на даче у сестры