Дзержинское время

 

Повезет, не повезет

Графики движения муниципальных автобусов грубо нарушаются – это факт, с которым вряд ли попытается спорить городское руководство. Люди по часу могут дожидаться своего маршрута и уже не удивляются, если битком набитый «ПАЗик» проскочит мимо. Надо видеть, какое столпотворение творится по утрам на остановочных комплексах проспекта Ленина, где курсирует автобус пятого маршрута. «Пятерка» так и не стала полноценной заменой трамваю.
«Да чтоб вам пусто стало за то, что заставляете нас мерзнуть на остановках и рисковать рабочим местом из-за частых опозданий», – как из рога изобилия сыплются претензии на остановках в адрес тех, кто принимал решение похоронить трамвай.
Впрочем, не только «пятерка» грешит нарушением расписания, но и все остальные муниципальные автобусы – № 4, 5, 6, Т-7, Т-15, Т-28, Т-103, Т-105, Т-106, Т-107 и Т-113. Надо заметить, что и качество работы частных перевозчиков после ликвидации трамвая значительно ухудшилось. При этом в МУП «Экспресс», к руководству которого мы обратились за комментариями, согласились ответить на наши вопросы только в письменной форме. Запрос отправлен, рассчитываем получить ответ. А пока воспользуемся экспертным мнением.
Руководитель инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт!» Андрей Блохин признает наличие проблем, связанных с нарушением графиков движения муниципальных и даже частных автобусов. По мнению общественника, серьезные сбои в работе автобусного сообщения всех форм собственности вызваны именно ликвидацией трамвайного движения, а также растущим количеством легкового и грузового транспорта, общая масса которого уже превысила пропускную способность действующей улично-дорожной сети.
«Трамвайные вагоны ходили по выделенным линиям, четко соблюдая установленный график движения – как было заложено в расписании 28 минут на рейс от завода Свердлова до трамвайного депо № 1, трамвай четко укладывался в это время, – подчеркивает Анд-рей Александрович. – Проблема автобуса в том, что он движется в общем потоке, а значит, находится в зависимости от всего комплекса условий улично-дорожной сети. Дорожная ситуация в городе крайне нестабильная. Обилие автомобильного транспорта приводит к потоку ДТП, из-за которых формируются заторы. Поэтому автобусы и выбиваются из графика.»
Если водитель автобуса нарушает график движения, пусть и по независящим от него обстоятельствам, он лишается части премиальных выплат. И вот тут, чтобы не остаться без пропитания, ему приходится идти на ухищрения. Работники «Экспресса» на условиях анонимности рассказали нам, по какому сценарию им приходится действовать, чтобы не остаться без денег.
«Едешь с завода Свердлова, стоишь в пробке на улице Красноармейская и проспекте Ленина – минут 50 получается, – по пунктам раскладывает негласную технику движения на маршруте № 5 наш собеседник. – Конечная у Делового центра «Восточный», там разворачиваемся, сажаем пассажиров на паре ближайших остановок. Весь остальной путь идем транзитом до самого завода Свердлова. Только так получается нагнать потерянное в пробках время. От завода ехал 50 минут, обратно до диспетчерской на Свердлова – 15 минут, а в итоге получаются установленные 1 час 5 минут. Если уложиться в это время, рейс считается выполненным и премии не лишат».
А ничего, что пассажиры остались на остановке? Работников муниципального предприятия, поставленных на грань выживания, это волнует меньше всего.
К слову, недавно по заданию МУП «Экспресс» на автобусах 5-го маршрута проводилось исследование пассажиропотока. Так вот к счетчикам, как они сами нам рассказывали, подходили горожане и просили посчитать еще и количество людей, которые остаются на остановке после того, как автобус уехал.

Эй, власть, возвращай трамвай!

«С отменой двух трамвайных маршрутов пошатнулась вся транспортная система Дзержинска», – заявил в продолжение разговора об автобусных перевозках Андрей Блохин. Наш эксперт обратил внимание на опубликованный недавно реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в котором наблюдается явное несоответствие числа заявленного количества автобусов фактическому наличию для обслуживания маршрутов МУП «Экспресс». Так, общее число автобусов для обслуживания маршрутов № 4, 5, 6, Т-7, Т-15, Т-28, Т-103, Т-105, Т-106, Т-107 и Т-113 составляет 51 единицу. Парк автобусов МУП «Экспресс» представлен только 49-ю единицами. Уже минус 2 единицы. При этом уместно вспомнить, что МУП «Экспресс» обслуживает 201-й и еще несколько междугородних маршрутов.
«Налицо дефицит подвижного состава и явное несоответствие заявленного числа автобусов их фактическому наличию на маршрутах», – подытожил Андрей Блохин. По данным инициативной группы, на 28-м маршруте сегодня работает всего 2 автобуса с колоссальным интервалом движения. На 4-й автобусный маршрут «Экспресс», по данным Блохина, выпускает всего один автобус вместо пяти положенных.
Перестройка в пользу сокращения подвижного состава на линиях произошла и на многих автобусных маршрутах, которые обслуживают частные перевозчики. Так, например, транспортники перекинули часть автобусов с 10-го и 29-го маршрутов на 24-й, который за исключением улицы Патоличева, где нет дороги, фактически дублирует трамвай № 4. Как следствие, маршрутки, где урезали количество единиц подвижного состава, ходят переполненными.
«Автобусы 29-го маршрута, которые стартуют от микрорайона Западный, где я живу, отправляются уже набитые битком, даже вне часов пик, – рассказывает Андрей Блохин. – А в часы пик ее иной раз и не дождешься, переполненная проедет мимо. Вот вам следствие значительного увеличения интервалов».
Такая же картина, по словам лидера инициативной группы, и на 33-м маршруте.
«Ликвидация трамвая запустила снежный ком проблем по всей транспортной системе Дзержинска. В итоге мы получили классический транспортный коллапс.
И чему удивляться, что графики движения автобусов не соблюдаются. Учитывая нестабильную транспортную ситуацию в Дзержинске, в свете ликвидации трамвая это была вполне прогнозируемая ситуация», – заключил Блохин.
В свою очередь активисты считают, что выход из кризиса в сфере транспортных перевозок возможен только с возобновлением трамвайного движения. Именно на таком варианте развития событий и будут настаивать Андрей Блохин и его сторонники, которые вошли в рабочую группу по анализу ситуации с транспортным обслуживанием населения и целесообразности восстановления трамвайного сообщения. Помимо Блохина в ее составе бывший гл. инженер трамвайного депо МУП «Экспресс» Д.А. Емелин, юрист А.А. Молев, и.о. начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска Е.А. Утенкова, слесарь троллейбусного депо МУП «Экспресс» С.Н. Власов, директор департамента стратегического развития администрации Дзержинска А.В. Козловский, а также депутаты Гордумы А.Г. Терентьев, Ю.В. Шахунц, А.Е. Платонов. Ожидается, что пер- вое заседание рабочей группы состоится уже на текущей неделе.
Вадим Щуренков