5 октября отмечается День учителя — праздник всех, кто выбрал своим призванием воспитывать и учить детей. В этот день принято поздравлять учителей и говорить им «спасибо» за выбранное благородное дело. На этот раз в канун праздника журналисты «Дзержинского времени» дали слово самим учителям. Вопрос, казалось бы, простой и даже банальный: почему они выбрали эту профессию и посвятили ей кто – год, кто – десять лет, а кто и всю трудовую жизнь. Ответы тоже, казалось бы, должны были быть типичными, но на самом деле не были таковыми и отразили, хотя и очень коротко, профессиональную судьбу каждого опрошенного педагога. Топоркова Валерия Олеговна, учитель математики и информатики школы №71:
«Я в детстве очень любила учиться в школе, мне нравилась сама атмосфера, поэтому и выбрала профессию учителя. Мне нравится, что результат труда виден не в каких-то формальных вещах, а в «живых» глазах детей, которые загораются неподдельным интересом, если получается «заразить» их наукой, новыми знаниями. К тому же, я считаю, что все в жизни не случайно, и выбор профессии порой идет, если можно так сказать, по родственной линии. Оказалось, что в другом городе племянник моей бабушки работает директором школы. Вот она — внутренняя родственная связь! Я работаю учителем 10 лет и не представляю себя вне школы».
Бердяшкина Елена Олеговна, учитель истории и обществознания школы №71:
«Для меня вопрос: почему я стала учителем, очень простой. Школа это мое продолжение, мое второе «я». Когда общаешься с детьми, видишь их постепенное развитие, взросление, обсуждаешь радости и горести и после каждого урока слышишь искреннее «спасибо за урок», понимаешь, что ты живешь не напрасно. В моей биографии был случай, когда хотелось попробовать себя в чем-то новом и я ушла работать на предприятие, но очень быстро там заскучала и с радостью вернулась в родную школу. Учителем в общей сложности я работаю 20 лет и с удовольствием занимаюсь также общественной педагогической работой. Я являюсь советником директора школы по работе с детскими общественными объединениями. Наша общая задача – сплотить детские коллективы, организовать объединения дополнительного образования и заинтересовать детей творчеством, спортом, науками помимо основного образования».
Гусева Лариса Анатольевна, учитель математики и информатики школы №17:
«Помню, все свое детство я «учила» кукол и плюшевых зверей, которые были дома. У них были настоящие тетради и настоящие оценки в журнале. Своими учителями в школе я всегда гордилась и любовалась, в детстве они казались сверхлюдьми, ведь они так много знают и к тому же умеют научить этому нас, детей. Когда выпускалась из школы, плакала — жаль было расставаться и с одноклассниками, и с педагогами, и с уроками. И тогда я твердо решила, что вернусь сюда снова. После учебы в пединституте действительно пришла в свою же школу и уже много лет прикладываю все знания и старания, чтобы не просто учить, а именно научить ребят знаниям своего предмета».
Рябинина Ольга Николаевна, завуч по учебной работе школы №71:
«В школу, признаюсь, я пришла неожиданно, после окончания механико-математического факультета университета. Но сразу полюбила и детей, и свои уроки математики, и вообще всю школьную работу и обстановку. Уже 25 лет я работаю завучем по учебной работе. В нашей школе много молодых талантливых педагогов, которые с удовольствием учатся учить детей, и я горжусь ими и их достижениями. Скажу коротко: если бы жизнь началась сначала, я снова, не задумываясь, пришла бы в школу».
Макарова Евгения Александровна, педагог системы дополнительного образования:
«Я окончила исторический факультет и будучи молодым специалистом несколько лет преподавала в школе историю. Потом сложилось так, что мне пришлось уйти из школы, но учительскую стезю я никогда не бросала. Невероятное удовольствие — общаться с детьми и подростками, они всегда открыты всему новому и не боятся идти на эксперимент. Очень рада, что спустя годы снова вернулась к работе с детьми. Творчество, новые идеи, совместные проекты – это то, что помогает расти и находить смысл в жизни не только детям, но и мне самой».
Родионова Юлия Владимировна, старший преподаватель, преподаватель истории и обществоведения ДФ ННГУ им. Лобачевского:
«Прежде всего я хотела стать историком и поэтому получила соответствующее образование в университете имени Лобачевского. Поначалу преподавать не планировала, но всегда преклонялась перед коллегами, особенно теми, кто работает с самыми маленькими детьми, это очень непростой труд. Мне легче доносить новые знания до взрослых людей — студентов, потому что с ними можно общаться на равных. При этом быть учителем — значит не только учить, но и развивать логику, стратегию, прививать патриотические чувства и обязательно важно воспитание. В любом возрасте для развития личности человека необходимо воспитывать: на собственном примере, на своих идеалах, передавать ему все полезное и нужное для дальнейшей жизни, чему жизнь, знания и опыт научили тебя саму. А история — только подтверждает правильность этого подхода».
Щербакова Анастасия Алексеевна, учитель географии школы №23:
«Часто задумываюсь, почему стала учителем, хотя были знакомые, которые меня поначалу отговаривали от этого выбора. Но все-таки верх взяла любовь к школе. Вспоминаются мои школьные учителя, особенно классный руководитель. Благодаря ей я и стала педагогом, и она до сих пор является примером для меня. Начала я педагогическую деятельность в техникуме 14 лет назад, сейчас работаю в школе уже 5 лет, а пролетели они как один день. Когда смотришь на деток, как они растут, учатся чему-то новому, развиваются, когда светятся их глаза – понимаешь, что это очень большое счастье. Да, все дети разные и от каждого из них я получаю эмоции, определенный опыт, и это очень замечательно. Выбрала бы я сейчас другую профессию? Однозначно нет!»
Плотникова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы школы №27:
«Почему я выбрала профессию учителя? А я и не выбирала, а всегда хотела работать в школе — преподавать, доносить новые знания, общаться с детьми. Сначала, в детстве, на моих уроках были куклы, они «учили» русский и английский языки — мои любимые школьные предметы. Поэтому в «настоящей» школе я тоже хотела преподавать именно их. Поступила в институт иностранных языков и в университет имени Лобачевского на филологический факультет. В итоге отдала предпочтение родному — русскому. Двадцать один год я работаю в школе №27 и не вижу иного профессионального предназначения. Сомнений в правильности этого выбора у меня не было никогда».
Камаева Мила Геннадьевна, учитель технологии школы №12:
«Выбор профессии для меня не был случайным. Моя мама всю свою жизнь посвятила педагогике, и с нее просто невозможно было не взять пример. Дома она тоже оставалась строгим, но очень понимающим учителем. А еще я всегда любила прикладное искусство и всевозможные направления творчества. Поэтому поступила в педагогический институт на учителя ИЗО, а позже переквалифицировалась на учителя технологии. Свою работу я очень люблю: учить детей чему-то доброму и каждый день видеть, что они становятся немножечко лучше, немножечко добрее — дорогого стоит».
Миханькина Светлана Владимировна, главный специалист отдела организационно-массовой работы МБУ “СДЦ детей и молодёжи «Созвездие»:
«По профессии я учитель географии, но так сложилось, что всю жизнь работаю в сфере молодёжной политики – с детьми и молодёжью в клубах по месту жительства. В молодости я работала в пионерских лагерях. Мне нравилась творческая атмосфера жизни детей вне школы, интересные мероприятия, захватывающая жизнь. После этого мне захотелось продолжить работать с детьми, которые очень отзывчивы на доброту, любовь, искренность. Почему педагогика? Ответ очень прост: это призвание, это любовь к детям, у которых ты ежедневно учишься быть терпеливым, преодолеваешь вместе с ними трудности, радуешься их успехам… Но главное – привить и самим детям любовь, доброту и сострадание».
Макарова Ольга Евгеньевна, учитель географии, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества:
«Страна детства – особый мир, наполненный открытиями, чудесами, постоянным движением. Даже если ты захочешь, дети просто не дадут тебе заскучать, залениться и уж тем более постареть. Тридцать лет назад я открыла для себя уникальную педагогическую методику скаутов и вот уже который год иду вместе с детьми по ее тропам. Удивительно наблюдать, как во дворец приходит совсем неопытный новичок, который привык, что его все время опекают бабушки, дома за него все решают родители, а в школе – учителя. И вдруг ему дают поручения, которые выполнить может только он, а чтобы выполнить – он должен чему-то научиться. Ответственность и доверие – очень хорошие воспитатели. Набираясь опыта, дети начинают учить нас – процесс взаимного обогащения бесконечен. И вот ты уже отправляешься с ними в поход, организуешь акцию по уборке берегов, готовишь концерт для мам. Разве можно выпасть из этого потока? Мы вместе изучаем нашу страну, учимся любить ее, быть полезными, активными. Когда я вижу успехи своих детей, меня переполняет гордость – не зря было вложено столько сил и сердца. Я люблю свою работу и никогда бы не поменяла ее на другую».
Лоскутова Вера Евгеньевна, студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. Минина:
«Я хочу работать педагогом, потому что мне нравится учить. Эмоции от того, что ты объяснил интересную тему, и дети ее поняли, самые, наверное, невероятные. Но важны не только свои эмоции, но и учеников. Когда благодаря обоюдной «работе» удалось достичь необходимого результата, ребенок радуется не меньше своего педагога. У особенных детей эти эмоции более яркие и более открытые. Поэтому я решила стать не просто учителем, а работать именно с особенными детьми. У меня еще мало опыта, но я уже заметила, что эти дети такие же, как все остальные. Просто им сложнее понять новый материал, и нужно терпеливо повторять его больше и дольше. Но итог будет один — если учитель вкладывает в свои уроки душу, любой ребенок ответит желанием учиться. Сейчас во всех сферах развивается роботизация, искусственный интеллект, это очень здорово. Они обязательно найдут широкое применение и в образовании, но «живое» общение педагога и обучаемого никогда не сможет заменить ни одна машина. Потому что она не способна чувствовать настроение, улавливать нотки грусти и радоваться успехам, как это делают люди. Я постараюсь научиться быть хорошим учителем, и в будущем все то, что буду знать и уметь сама, бережно и терпеливо донесу до своих подопечных. Думаю, быть учителем – это лучшая профессия».
Елена Родионова