В День Победы мы хотим рассказать о нашем земляке – Кучине Иване Ивановиче – выпускнике дзержинского аэроклуба имени Н.П. Каманина. Эту работу в «Дзержинское время» предоставили учащиеся школы №2 и учитель, которая помогала им, Надежда Николаевна Охапкина.
Семья Кучиных проживала в Бабушкино. Глава семьи Иван Григорьевич работал на заводе им. Свердлова. В 1934 году его не стало, и вся забота о семерых детях легла на плечи матери Любови Ивановны. Иван был самым младшим в семье. После окончания школы №1, незадолго до начала Великой Отечественной войны 17-летний Ваня Кучин устроился на работу электромонтером на завод им. Свердлова. Там же комсомолец Кучин вступил в ряды оборонного общества – ОСОАВИАХИМа.
Иван Кучин
Еще со школьной скамьи Ваня, как и многие его ровесники, мечтал стать летчиком. К этой цели его подталкивало буквально все вокруг. Это было особое время: газеты пестрели заголовками о славных достижениях советских авиаторов, у всех на слуху были имена Чкалова, Байдукова, Белякова, Водопьянова, Громова. А еще он знал, что в городе есть аэроклуб, в который попасть было непросто. Из огромного числа желающих отбирали лучших комсомольцев, передовиков производства и учебы. Все начиналось у Ивана с детской мечты и зарабатывалось упорным трудом.
В 1940 году он получил путевку от комитета комсомола завода для поступления в аэроклуб. Успешно прошел медицинскую и мандатную комиссии и стал курсантом. В апреле 1941 года без отрыва от производства он успешно овладел авиационной техникой и получил звание пилота.
Впереди была военная служба. По Закону о всеобщей воинской обязанности, принятому в 1939 году, призывались юноши, достигшие 19- летнего возраста. Ивану Кучину на тот момент только исполнилось 18. Но его упорство, стремление летать, служить Родине и путевка комсомола помогли поступить в авиационную школу.
Комсомольский билет И. Кучина
После окончания Балашовской военной авиационной школы пилотов Кучин был направлен в запасной авиационный полк в город Кировоград. Здесь формировались экипажи, звенья и эскадрильи. За короткий срок Кучин прошел боевую подготовку и был направлен в 797 полк 2-ой воздушной Армии Первого Украинского фронта.
Молодой летчик предполагал, что его сразу не пошлют на боевое задание. Но уже на второй день перед летчиками была поставлена задача – нанести бомбовые удары по немецким войскам и скоплениям вражеской техники в населенном пункте Каменка. Этот вылет особенно запомнился Кучину. Ведь тогда он впервые встретился с врагом. Вместе с другими экипажами он сбросил бомбы на цель.
После выполнения нескольких боевых вылетов летчик Кучин приобрел некоторый опыт. Боевые задания стали для него обычными.
Весной 45-го с упорными боями советские войска продвигались на запад. Фашисты всеми силами пытались удержать каждый город, каждый населенный пункт. Приходилось вылетать по два и три раза в день на боевые задания. Вот лишь один из примеров его боевой работы: «30 марта 1945 года, выполняя боевое задание в составе пяти ПЕ-2, ведомым в группе на уничтожение живой силы и техники противника в пункте Егерндорф, в момент бомбометания группа была обстреляна сильным зенитным огнем, разрывы снарядов ложились около самолета, мелкокалиберные снаряды красной полосой проходили вблизи кабины летчика Кучина. Но ничто не могло поколебать волю отважного летчика, который достиг намеченной цели и произвел бомбометание».
Иван Кучин – в центре
На территории Польши и Германии вместе с боевыми товарищами Кучин смело наносил бомбовые удары по крупным городам, живой силе и технике противника. Конечно, были и потери. Летчик Кучин терял своих боевых друзей. Чтобы отомстить за погибших товарищей летчики подвешивали бомб больше положенной нагрузки. На фюзеляжах самолетов, на бомбах писали: «За Николая Лобкова», «За Андрея Попельницкого», «За Николая Таранько».
Приближался День Победы. В ночь на 1 апреля 1945 года все экипажи полка собрались у командного пункта. Перед летчиками была поставлена задача в составе полка нанести боевой удар по аэродрому противника Балатице, где находилось до сотни вражеских бомбардировщиков и истребителей. Аэродром кроме истребительной авиации был прикрыт зенитной артиллерией. Ранним утром при зажженных кострах полк произвел взлет, построился в колонну эскадрилий и взял курс на вражеский аэродром. С ними взаимодействовала штурмовая авиация по уничтожению зенитных средств и истребителей прикрытия. Полк Кучина в назначенное время вышел на цели и точно нанес бомбовый удар по бензохранилищам, по складам боеприпасов и по аэродрому.
Командование отмечало, что «несмотря на шквальный огонь противника грамотными тактическими действиями в зоне зенитного огня Кучин провел свой самолет через огневое кольцо, оставаясь сам невредимым и сохраняя строй в группе, совершил меткое бомбометание, в результате которого уничтожено 3 самолета противника, 1 батарея зенитной артиллерии, выведена из строя часть летного поля. Благодаря четкому взаимодействию, со штурмовиками и истребителями летчики потерь не имели».
Когда метеоусловия не позволяли вылет группами, Кучин с боевыми товарищами вылетали на «свободную охоту».
Однажды, получив задание на бомбардировку одного из кварталов фашистского логова Берлина, все летчики понимали, что победа уже близка и обрушились с удвоенной силой на врага. Задание было выполнено. А, когда прозвучали салюты Победы, все летчики ликовали. Победа… Жизнь… Но 9 и 10 мая они получили новую задачу – помочь борющемуся народу Чехословакии. Летчики пришли на помощь, задание было выполнено.
Девяносто раз вылетал экипаж Кучина на боевые задания. Свыше ста тонн бомб было сброшено на войска и технику противника.
За время участия в Великой Отечественной войне Кучин совершил 27 успешных боевых вылетов, проявил себя смелым и отважным летчиком. Боевые действия младшего лейтенанта Кучина высоко оценены Родиной. Он награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени.
Наступило мирное время. На родине в поселке Бабушкино давно ждала с фронта своего героя красивая девушка Валентина. В 1947 году они поженились.
Валентина Николаевна Кучина
На свет появились две дочки.
Семья Кучиных
Жена и дети всегда были рядом, а служба у Ивана Ивановича продолжалась: сначала была Венгрия, потом Австрия. Майор Кучин продолжал летать: с 1950 года осваивал самолеты с реактивным двигателем. Вклад летчика Кучина в освоение новейших самолетов отмечен орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
Закончил военную службу Кучин командиром эскадрильи в звании майора. В 1960 году он вернулся с семьей в родной город Дзержинск, работал в системе гражданской обороны, а затем в производственном объединении «Оргстекло».
Иван Иванович всегда вел большую патриотическую работу среди молодежи.
Память об Иване Ивановиче бережно хранят его дочери и вдова Кучина Валентина Николаевна, которой в следующем году исполнится 100 лет. Мы желаем ей здоровья и благодарим за предоставленный материал.
Главным богатством страны, ее славой и гордостью всегда были и будут люди, их подвиги и мужество в великой истории нашего Отечества. Мы должны помнить, какой ценой нам досталась Победа. И гордиться великой славой наших предков. Тех, кто еще жив. И тех, кого с нами уже нет.