Ужин с дураком – забава для представителей успешного общества – однажды пошел не по плану. «Дурак» неожиданно спутал все карты организаторов встречи и поставил в неловкое положение их самих. При этом именно гость, в жизни которого сплошные недоразумения и несчастья, смог найти хитроумные способы расставить все на свои места и вернуть всем участникам ужина то, что они чуть было не потеряли.
Посмеялись и ненадолго попрощались
Комедией «Ужин дураков» (12+) по пьесе французского сценариста и режиссера Франсиса Вебера на сцене Дзержинского театра драмы завершился его очередной творческий сезон. Искренней и смешной постановкой от главного режиссера театра Андрея Подскребкина актеры простились со зрителями на лето.

«Ужин дураков» (12+) оправдал свой жанр на 100%. Зрители в зале хохотали почти без остановки больше двух часов. Смеялись взрослые и подростки, улыбались даже те, кто пришел в этот раз в зал один. Вроде бы и неловко выражать свои эмоции вслух, но контролировать их было невозможно – до того ловко вплетен тонкий юмор в каждую сцену. А актеры этим юмором очень удачно владели и заражали гостей – и фразами, и поступками, и даже позами.

Ужин дураков. Но кто на нем дурак?
А что же в это время происходило на сцене?
Издатель Пьер Брошан (Иван Никулин), имея роскошную квартиру, коллекцию картин, успех в деле и красавицу-жену (Екатерина Максименко), развлекался каждую среду тем, что с приятелем Лёбланом (Вячеслав Рещиков) приглашал на ужин дураков. В качестве гостей выбирались нелепые люди, такие, например, как скромный бухгалтер Франсуа Пиньон (Артем Баранов) – коллекционер и неудачник, которого два года назад бросила жена.

Хозяева потом издевались и смеялись над ничего не подозревающим гостем.
Но накануне очередного ужина с дураком были знаки, что его лучше отложить. Во-первых, у Брошана неожиданно прострелило спину. Во-вторых, его жене не нравятся забавы мужа и она в среду вечером уходит из дома. Пьер хочет отменить посиделки, но не успевает – гость-дурак уже на пороге. Видя плачевное состояние издателя, приглашенный старается искренне ему помочь, но чем дальше заходят его действия, тем больше запутывается ситуация.

Только успевай следить за шутками
Вместо навязчивой давней знакомой Марлен (Екатерина Рязанова) Франсуа отправляет из дома жену хозяина, который в это время лее отдохнуть, а она решила вернуться. Бухгалтер путает все номера телефонов в дальнейшей попытке отыскать Кристину у всевозможных людей. Он очень хочет помочь новому знакомому, потому что когда ушла любимая, для Пьера оказалось самым важным в жизни не его потехи с друзьями, а семейное счастье и любовь.
Благодаря звонкам в доме появляются Леблан и Шеваль (Артем Герасимов) – налоговый инспектор, который тоже ищет жену и тоже вроде бы хочет помочь главному герою. Но вместо этого последний вдруг начинает профессионально вынюхивать, откуда у того такие большие доходы и дорогие вещи.

Спектакль будто не идет, а летит на сцене – порхает и кружится вместе с зажигательно танцующими и постоянно сменяющимися образами героев. И точно так же динамично меняются перед глазами действия и сцены. Два с половиной часа проходят незаметно. А зрители все это время только и успевают с удовольствием ловить каждый миг, снова и снова улыбаться, радоваться и смеяться.
А дурак-то – умный
И только финал спектакля вдруг оказывается глубоко философским и далеко несмешным. Жена Брошана попадает в аварию и ее увозят в госпиталь. Пьер опускает руки – в больницу не дозвониться-не достучаться, да к тому же Кристина попала в беду в обиде на него…

И только наш Пиньон продолжает действовать. Он звонит в госпиталь, хитроумно представляется доктором-профессором и очень проникновенно рассказывает женщине, когда ту позвали к телефону, как ее любит муж, и как он скучает без нее. Кристина обещает подумать и перезвонить домой.
А самому Пьеру Франсуа советует «прежде дважды подумать, чем кого-то назвать дураком».

Когда у гостя открываются глаза на всю эту ситуацию и он узнает об ужинах с дураками, ему впервые становится грустно. «Я дурак Вашего мужа», – говорит он в трубку Кристине, чтобы та побыстрее его вспомнила. Но дурак ли он на самом деле и, если так, дурак ли один он? Такой искренний, добродушный, сочувствующий. Все симпатии зрителей были в этот вечер на стороне Пиньона, а главным героем спектакля и вечера, безусловно, стал нелепый гость дома Брошан – бесподобный в этом образе Артем Баранов.

Актеры – на высоте
Хотя не менее исключительной похвалы достойны все, кто был задействован в этой работе, и кто сделал ее показ возможным.
Актерский состав для «Ужина дураков» (12+) подобран беспроигрышно. Почему-то никто другой и не представляется на месте потешного со своей больной спиной, злополучного и несчастного Пьера Рошана – Ивана Никулина. Блистала французским шиком утонченная Екатерина Максименко, без устали шустрила неугомонная Екатерина Рязанова. Стильный и самовлюбленный Павел Кузубов в роли ревматолога Аршамбо тоже был убедительным, как и вечно насмешливый Вячеслав Рещиков и его Леблан. Очень удачно свою роль исполнил хитрец и зануда Шеваль – Артем Герасимов.

Над спектаклем хочется подумать
Зрители аплодировали актерам неустанно, вызывая на сцену в конце спектакля вновь и вновь. Закрытие театрального сезона в «драме» оказалось многогранным – и веселым, и грустным, и трогательным, и зажигательным. Дзержинцы с огромной благодарностью отпускали своих любимцев на «каникулы». А тот бесценный подарок в виде спектакля «Ужин для дураков» (12+) в памяти надолго останется живым и настоящим. Ведь многие в пороках сценических героев увидели свои поступки – как часто мы мыслим шаблонами и навешиваем ярлыки на окружающих, меряя их всего лишь по случайным действиям и ситуациям. А в душе эти люди могут быть гораздо лучше нас самих.

Вот и мораль спектакля выражена отчетливо – больше никаких дураков, а ужины – только по вторникам. Бывший «дурак» при этом теперь становится не только дорогим званым гостем, но и другом семьи. Прекрасная работа!