Сегодня, 14 февраля, в Дзержинском театре драмы состоится премьера спектакля «Морфий» (16+) по одноименному рассказу Михаила Булгакова. Произведение было опубликовано почти сто лет назад — в 1926 году и вошло в сборник «Записки юного доктора». Сюжет рассказа — поучительный и тяжелый. В Дзержинске его воспроизвели в своей интерпретации с сохранением классической — авторской версии в основе. Постановка получилась захватывающей, интригующей и даже отчасти — мистической. «Эти записи… поучительны ли, нужны ли?
По-моему, нужны»
М. Булгаков
Здоровье было налицо
Сюжет «Морфия», созданный Булгаковым, всем хорошо известен. Молодой талантливый врач Сергей Поляков попадает в глухой сельский участок (тогда так подразделяли медпункты), чтобы спасать «темных» местных крестьян от всех болезней: от дизентерии до дифтерии.
Уехав в глубинку, доктор пытается спастись от личных переживаний, ведь совсем недавно его предала жена — театральная исполнительница Амнерис. Воспоминания гнетут Полякова и по совпадению, а может быть нет, он впервые принимает морфий. Наркотик очень скоро приводит к зависимости, и молодой человек погибает.
В рассказе его метания и страдания приводятся в записях, которые перед смертью «морфинист» передает своему коллеге — врачу из ближайшего уездного города, тот до приезда Полякова работал на его участке. Погибший подробно описывает, как его затягивает в омут дурмана и он был не в силах отказаться от смертельного зелья. На кон поставлены жизни пациентов, успешная карьера и даже любовь с помощницей — медсестрой Анной К*. Но морфий забирает все.
По ту сторону сцены
В театре драмы «Морфий» (16+) поставили на «малой сцене». Если кто-то из зрителей там еще не был, обязательно посмотрите спектакль с нового «ракурса». Это само по себе уже маленькое приключение, ведь зрительные места находятся в святая святых любого театра — прямо на сцене.
Сцена как будто «поворачивается» «спиной» к большому зрительному залу, а зрители «малого» оказываются прямо рядом с артистами и всем, что происходит на сцене. Таким образом, можно стать не просто наблюдающим со стороны, а как бы участником действа. При этом, еще раз подчеркнем, сама сцена вовсе не малая, а самая настоящая. И, кажется, она даже больше той, что видно из привычного зала, ведь ее «глубина» простирается далеко-далеко — в этот самый зал. Есть где развернуться и фантазии, и действующим лицам. В «Морфии», к примеру, задействовано 17 артистов, в нескольких сценах они появляются одновременно. И не просто появляются, а воплощают весьма экспрессивные образы. Но об этом позже.
На этот раз все началось с метели.
Вьюжной ночью доктор Поляков (актер Денис Мартынов) прибыл на новое место службы, в полнейшую глушь и оказался главным целителем от всех болезней. Он вынужден то принимать роды, то ампутировать ноги, то резать горло маленькой девочке, чтобы та не задохнулась из-за заложенного от дифтерии горла.
Врач устает да еще находится в депрессии из-за постоянных воспоминаний о семейной драме. На помощь приходит заботливая и сострадающая Анна Кирилловна (Екатерина Максименко), которая раз за разом дает доктору успокоительное и обезболивающее от его физических и душевных ран лекарство – морфий. Поняв, что этим погубила ставшего дорогим человека, она умоляет Сергея прекратить прием наркотика, лечиться от зависимости, но слишком поздно…
«Морфий», да не тот
Если рассказ «Морфий» вам знаком в оригинальном виде или по фильму с таким же названием, знайте, что в нашем театре его «подадут» не похожим ни на то, ни на другое. Фильм слишком изобилует сценами жизни, работы и терзаний доктора, именно так его просто невозможно «произвести» на сцене. А булгаковские «записки», на наш взгляд, вообще «нематериальны», чтобы написать по ним в «чистом виде» театральный сценарий.
Режиссер Мария Шиманская объединила жизнь, работу, размышления и в итоге – «агонию» доктора Полякова в грозные революционные годы с его постоянными «потусторонними» видениями. На сцене картины реальности переплетаются с галлюцинациями врача: ему то и дело видится поющая царица Египетская (роль на сцене) — Амнерис.
На контрасте с Анной Кирилловной в белом халате она — в черном с головы до ног. Причем образ принимает такие масштабы, что Амнерис уже не одна, а целых три.
В наркотических фантазиях Полякова часто сливаются люди и мистические персонажи, живые и мертвые, все те, кого он недавно видел, с кем говорил. И все вокруг кружится, кричит, носится.
Не слишком ли много бесовщины? Нет, думается, здесь все имеет свое символическое значение и меру. Во-первых, все творчество Булгакова так или иначе переплетается с темными силами, иногда они губительны, иногда поучительны, но всегда – необходимы. Во-вторых, тяга к морфию — сама по себе уже от лукавого. В-третьих, такие массовые сцены дают возможность наиболее остро ощутить не только личную драму заблудшего человека, но и весь разлом истории того времени — грозовые военные годы, братоненавистничество, переворот всех устоев.
Билетов нет, но будут
Премьера «Морфий» (16+) будет идти в Дзержинском театре драмы четыре дня в феврале — с 14 по 17 числа, а также 3 марта. Все билеты на спектакль в эти даты давно раскуплены, так как малая сцена вмещает всего около 100 человек.
Почему же премьерный спектакль поставили не на большой сцене, чтобы его смогли посмотреть сразу все желающие? Этот вопрос оставался вопросом недолго.
«Морфий», уж извините за грубое слово, продукт специфический. С одной стороны, он рассказывает о медленной и мучительной гибели от «тоскливого состояния» молодого человека, перспективного специалиста. То есть является весьма поучительным. А с другой, довольно тяжел для восприятия, по-настоящему натуралистичен и трагичен.
Это спектакль камерный. Глядя на сцену, хочется остаться один на один с собой и задуматься, всегда ли хватит сил сказать «нет» всем искушениям и не сдаться под бременем обстоятельств.
«Малая сцена», а точнее «малый зал» в нашем театре драмы располагает к этому как нельзя лучше.
Вы тоже наверняка задумаетесь над «Морфием» и все поймете.
Елена Родионова