Думали — перерасчет, оказалось — переплата


В этом году на первое место в череде жалоб горожан на проблемы в ЖКХ вышла тема размера платы за отопление. Скорректированные в начале года суммы в сотнях домов превысили предыдущие платежи в 2-3 раза и доходят до 3-5 тыс. рублей в месяц, а размер годовой «корректировки» порой превышает 20 тысяч. Виной тому во многом стали вовремя неповеренные управляющими компаниями ОПУ теплоэнергии. Ресурсники из-за простоя счетчиков в теплые месяцы отопительного сезона начисляли плату по зимним, а потом и вовсе — по нормативу. Именно поэтому приятным известием стало, что в доме №4 по ул. Ситнова плата за тепло с учетом корректировки ушла в минус. Причем изначально причину «минуса» восприняли, как перерасчет, мол, люди добились, что им уменьшили огромные платежи. На целую тысячу меньше
Судя по данным в квитанциях, жители двухкомнатной квартиры на Ситнова, 4 не будут платить за отопление три с половиной месяца. Ежемесячный платеж за ресурс в этом году у них составил чуть больше полутора тысяч рублей, а корректировка платы по итогам прошлого года в целом равна минус 5,5 тысячам. Поэтому в счетах за отопление стоят нули.

Собственники рассказывают, что такой подарок от коммунальщиков они получили неспроста — весь прошлый год пришлось добиваться справедливых расчетов в платежах за теплоэнергию. Люди писали обращения в прокуратуру и ГЖИ и вот — долгожданный возврат денег. К этому их подтолкнули неожиданно выросшие платежи за отопление в начале прошлого года.

Жаловаться повсюду пришлось на управляющую компанию «Управдом-Центр», ведь изначально в «Т Плюс» собственникам пояснили, что столь существенная переплата за тепло образовалась из-за неработающих счетчиков Гкал. Заявителям пояснили, что сначала плата начислялась по среднемесячному расходу, а потом — по нормативу, отсюда почти удвоенный ежемесячный платеж.

Обо всем по порядку
В январе 2021 года на Ситнова, 4 плата за отопление выросла с полутора тысяч почти до двух, а с марта — до двух с половиной тысяч в месяц. В квитанциях была информация, что годовая корректировка произведена на основании показаний ОПУ, а в строке «показания общедомового прибора теплоэнергии» стояла цифра три в скобках, что означает начисление платы по среднемесячным показаниям. Жильцы дома не согласились со столь резким повышением стоимости услуги, да и не поняли основания этого повышения и обратились за разъяснениями в РСО «Т Плюс». В ответе им пояснили, что ОПУ в доме не работал в течение нескольких месяцев в 2020 году, поэтому начисления в итоге выполнили по нормативу.

1655273667507.jpg
«Когда мы узнали, что причина высокой платы за тепло – в неработающем счетчике, поняли, что виной всему наша УК. Причем и на момент разбирательств — весной, и летом уже 2021 года счетчик по-прежнему не работал. То есть, скорее всего, он сломался и не передавал показания, может быть год, а может быть и больше. И управляющая компания, где нам в отчете пишут регулярные осмотры общедомового имущества, или не знала, что счетчик не работает, или не собиралась его ремонтировать. А мы, извините за жаргон, попали на деньги. Тогда написали жалобу уже на «Управдом-Центр» в прокуратуру, оттуда письмо перенаправили в ГЖИ», – рассказала жительница дома №4 по ул. Ситнова Наталья Н*.

Ответ из жилищной инспекции горожане получили почти традиционный: да, счетчик долго не работал и за это УК «объявили предостережение о недопустимости их нарушения». То есть нарушение уже есть, но жилищникам просто сказали, что не надо так делать.

Другая формулировка в этом ответе тоже в стиле дзержинской инспекции, но по смыслу не менее странная: «По информации, предоставленной ООО «Управдом-Центр», в ресурсоснабжающую организацию направлено письмо о введении в эксплуатацию ОДПУ ТЭ в МКД №4 по ул. Ситнова после проведенной поверки до начала отопительного сезона2021/2022 г.г.». Ну и что что направлено, а где итоги проверки факта неработы УК, указанного жителями, и соответствующее закону наказание? Эта поверка должна была пройти на Ситнова, 4 еще год назад. В инспекции же, судя по всему, как часто бывает, ограничились лишь обещаниями сотрудников УК исправиться и успокоились, слегка погрозив нарушителям пальчиком.
1655273667520.jpg
Вернули переплаченное
Итак, в прошлом году в МКД по адресу: ул. Ситнова, 4 жильцы каждой квартиры в течение года в среднем доплатили за отопление по десять с лишним тысяч рублей. И это – по итогам достаточно теплой зимы, когда многие другие дома получили минусовую корректировку. В прошлом же году по этому адресу сотрудники «Управдом-Центра» наконец-то ввели тепловой счетчик в эксплуатацию, и несколько месяцев он фиксировал реальные показания расходов энергии в доме. В итоге переплата за 2021 год по средним показаниям и нормативу оказалась такой большой, что в этом году корректировка составила примерно половину переплаченной суммы — 5 200 руб. для жильцов «двушек». Отсюда и освобождение жителей от платы за тепло на несколько месяцев.

Собственно на Ситнова, 4 история со всеобщим простаиванием ОПУ теплоэнергии в городе случилась просто годом раньше. Во многих домах в прошлом году подошел срок поверки, и тепломеры бросили на произвол судьбы, а в доме №4 по ул. Ситнова он сломался еще в 2020 году, и свою огромную «корректировку» люди получили и выплатили прежде остальных.

Но зато этот случай еще раз подтверждает: ни погодные условия, ни сужающие устройства, ни меры по энергосбережению не влияют так сильно на затраты на тепло, как сломанные счетчики. Именно из-за управляющих компаний в большинстве своем дзержинцы из порядка семисот домов сейчас платят деньги за такой объем ресурса, который они не потребили. И в этом признаются даже сами тепловики.

Скорее всего, в следующем году на основании столь огромных переплат за отопление нам всем тоже вернут часть суммы, и, вполне возможно, мы тоже не будем платить за отопление несколько месяцев, «покрыв» их с лихвой в этом году. Но это будет лишь часть компенсации, остальное утратится навсегда, ведь предположить, какой могла быть плата за отопление, если бы ОПУ считались «рабочими», невозможно.

И, кстати, «повезет» в следующем году не всем. В соседнем с Ситнова, 4 доме – №8А общедомовой тепломер как не работал в прошлом году, так и значится неработающим до сих пор. В квитанциях жителей вместо показаний стоит цифра два, что означает неисправность оборудования. Собственники писали об этом в УК и просили ввести тепломер в эксплуатацию, правда, только по электронной почте, но им даже не ответили.

P.S. Тем, кто не согласен платить за отопление большие суммы и точно знает, что частично они образовались из-за брошенных управляющими организациями общедомовых счетчиков тепла, можно посоветовать начать разбирательство именно с жилищников и запросить у них сведения о причинах бездействия. Образец заявления в УК:

В УК (название)
от (ФИО, адрес, телефон)

Заявление

Прошу пояснить причины того, что в 2021 году в течение нескольких месяцев общедомовой прибор учета (ОПУ) теплоэнергии по нашему адресу не работал (не проходил поверку, не ремонтировался).

По нормам ЖК РФ управляющая компания должна обслуживать общедомовое имущество, к которому относятся все ОПУ, своевременно и качественно, в том числе выполнять поверку, ремонт и ввод в эксплуатацию коллективных счетчиков коммунальных ресурсов.

Из-за того, что ОПУ теплоэнергии в нашем доме длительно не работал, в «Т Плюс» выставили нам корректировку по среднемесячным показаниям и/или по нормативу что существенно превышает реальный расход Гкал (если бы счетчик был поверен вовремя и считался в РСО расчетным).

Предлагаем в досудебном порядке возместить собственникам жилых помещений в нашем доме понесенные ими убытки из-за бездействия управляющей компании в виде переплаты за отопление по итогам прошлого года.
Дата, подпись

   

Елена Родионова