Об отоплении – с откровениями


В Городскую думу Дзержинска на имя ее председателя Виктории Николаевой поступили несколько обращений от жителей домов, которые попросили помощи в вопросе повышения платы за отопление из-за корректировки по показаниям ОПУ за прошлый год. Люди в заявлениях делали приписку, что хотели бы рассказать о своих проблемах на заседании рабочей группы во главе с Сергеем Чендыриным. Но все письма были направлены на комитет. Естественно разобрать вопрос всесторонне и объективно, а тем более предложить реальную помощь гражданам, не вышло. Ведь дзержинцы винят в завышенной корректировке в том числе УК «ДУК», «Управдом-Центр» и «Управдом-Дзержинск», а председательствует на комитете по городскому хозяйству представитель одной из УК. Тем не менее, обсуждение этой темы прошло эмоционально и насыщенно. Это все «Т Плюс»
Представителей УК «Управдом» на заседание комитета даже не пригласили. Видимо, решили ограничиться предоставлением слова сотрудникам ПАО «Т Плюс». Сейчас, мол, те в десятый раз сошлются на холодную зиму в 2021 году, и горожане отстанут с платежами за отопление с учетом корректировки. Однако думать так было бы слишком примитивно, ведь во всех заявлениях авторы указали, что ОПУ теплоэнергии по вине управляющих компаний не поверялись долгие месяцы вместо, например, летнего сезона, когда их можно было и проверить, и отремонтировать, и пустить в работу до начала отопительного сезона. Поэтому в большой корректировке виноваты не только и не столько погодные условия.

Вот и приглашенный на комитет руководитель управления продаж тепловой компании Алексей Батялов депутатов, отстаивающих интересы УК, можно сказать, подвел. Помимо статистики, что в Дзержинске по итогам прошлого года жильцам порядка 750-ти МКД доначислили плату за тепло, он отметил и то, что на начало пуска отопления в сентябре 2021 года в городе считались не расчетными около 400 ОПУ, а 150 из них оставались таковыми и на конец года. А дело здесь в том, что УК не поверяли, не ремонтировали и не вводили приборы учета в эксплуатацию долгие месяцы. И это самым прямым образом сказалось на корректировке. Уже в сентябре и октябре в таких МКД пришлось применять расчет платы по среднемесячному потреблению, то есть исходя из расхода Гкал в морозных январе и феврале. Это повышение сложилось из-за необслуживания общедомового оборудования управляющими организациями. Там же, где после истечения трех месяцев стали начислять плату по нормативу, платежи и вовсе зашкалили. По словам представителя РСО, в 10-ти МКД корректировка платы превысила 10 тыс. рублей. Надо понимать, что корректировкой тепловики называют только доначисления сумм за отопления с марта. Но плата за услугу стала расти с января, и это тоже связано с корректировкой. Там, где с марта доначислили по 10 тысяч рублей, с января «раскидали» практически такую же сумму, и общая годовая доплата здесь, получается, превышает не 10, а 20 тысяч рублей. Домов же с доначислением 10-ти тысяч в общей сложности с января и марта — далеко не десять, а десятки.
нет счетчиков.jpg

«Не виноватая я…»
После того, как чаша весов на заседании комитета качнулась не в пользу УК, руководитель ДУК и он же — председатель комитета Олег Богданов пошел в наступление на докладчика от «Т Плюс». Арсенал аргументов Олега Викторовича оказался увесистым.

Начал депутат с того, что неслучайно все счетчики нуждались в поверке в одно и то же время, ведь и ставили их все одновременно — в 2014 году. Устанавливали приборы представители РСО и выбрали для этого самые дешевые. Поэтому многие из них как раз в период поверки сломались. А ремонтировать пришлось в Москве, так как ПАО «Т Плюс» сотрудничало по установке ОПУ с московской компанией. Возить туда счетчики долго и хлопотно. Но это еще не все. Отремонтированные приборы, которые установили на место, снова ломались сразу после пуска тепла и их снова пришлось везти в столицу, поэтому процесс ввода в эксплуатацию затянулся. «Значит, во всем виноваты тепловики?» – спросили Олега Викторовича коллеги. «Совершенно верно!» – ответил он.

Странно, что до поверки ОПУ ломались все же не так массово. И сама по себе поверка не предполагает поломки сотни счетчиков. Наоборот, она помогла бы выявить возможные нарушения в работе тепломеров.

Тем временем председатель комитета продолжил разоблачать «Т Плюс». Косвенно тепловиков обвинили в том, что они заставляют УК ставить сужающие устройства, которые порой рассчитываются с некорректными параметрами, из-за чего жители потом замерзают. Когда же по указу «тепловой инспекции» «заглушки» рассверливают, собственникам приходится платить за тепло больше, чем по нормативу.

А еще глава ДУК поведал, что будет разбираться, почему тепловики начисляют горожанам плату за отопление по одному и тому же тарифу в то время, как Региональная служба по тарифам (РСТ) разграничила ставку для домов, отапливаемых от магистральных и квартальных теплосетей. Если в последнем случае должен применяться тариф 2672 руб. за Гкал в период с июля 2021 года по июль 2022-го, то при отоплении от магистральных коммуникаций этот показатель по документам РСТ снижен вдвое — 1345,76 рублей. По словам Олега Богданова, на жилфонде ДУК около 15-ти домов подключены именно к магистральным сетям, то есть их жители должны платить меньше остальных, но в Дзержинске почему-то применяется единый для всех тариф — 2672 рубля. Депутат заявил, что намерен отстаивать интересы горожан в этом вопросе не только по ДУК, но и по всему городу, ведь люди в таком случае заметно переплачивают за и так дорогостоящее тепло.

На сайте РСТ действительно есть приложение к Решению службы, по которому, по крайней мере в 2021 году, население Дзержинска, чьи дома подключены к магистральным сетям, должно было платить вдвое меньше жителей домов с отоплением от квартальных трубопроводов.
квартальные1.jpg
При этом документ соседствует с другим, где ставка за тепло для всего города едина — 2672 рубля. Кстати, с июля 2022 года этот показатель вырастет до 2789,57 руб. Почему в Дзержинске при оплате отопления нет градации тарифов, и должна ли она быть, вероятно, решат профессионалы.
16533932009.jpg
Представитель «Т Плюс» на заседании комитета ничего не добавил по этой теме, так как, по его словам, не был готов ее обсуждать.

Но зато он прокомментировал сотрудничество с московской компанией при установке ОПУ теплоэнергии в Дзержинске. Как и положено, был объявлен открытый конкурс, на котором победила организация, предложившая самые выгодные условия. Компания действительно была из Москвы. Но сейчас «Т Плюс» вовсе не требует обслуживания счетчиков далеко от дома, где они будут поверены — тепловикам все равно, лишь бы были соблюдены законные сроки поверки. К слову, представитель РСО напомнил, что как только у приборов учета Гкал закончился межповерочный срок, в тепловой организации сразу предупредили об этом УК, и все возможности провести поверку без ущерба для бюджета горожан у жилищников были.

Не поверяли неспроста?
Резюмировал ситуацию с необслуживанием счетчиков и большой корректировкой платы за ресурс депутат Сергей Чендырин. Он подчеркнул, что по одному из адресов обратившихся в думу горожан — Галкина, 13 – по таблице начислений платежей с учетом корректировки видно, что уже в мае в МКД стали начислять плату за отопление по среднемесячным показаниям. Затем три летних месяца ОПУ не фиксировал показания из-за отсутствия теплоносителя. Здесь бы ДУК и поверить счетчик, чтобы с сентября он учитывал реальное потребление теплоэнергии в доме, но его «пустили» в работу только в феврале 2022 года, то есть прибор учета не обслуживали 10 месяцев.

Длительные поверка и ремонт ОПУ тоже не является оправданием. В сервисной компании по запросу народного избранника сообщили, что максимальный срок приведения в порядок измерительного оборудования — один месяц. Так почему УК не могла выполнить свои обязательства в течение целого лета?
не горит экран.jpg
К сожалению, ответа на этот вопрос никто так и не дождался. Вместо того, чтобы спросить у единственного представителя УК, почему действительно так вышло, депутаты, поддерживающие жилищников, начали спорить, почему они вообще должны обсуждать вопрос корректировки платы на комитете. Ведь на это есть прокуратура, ГЖИ, «Т Плюс» и, наконец, к депутатам можно обратиться не ко всем сразу, а к своему на округе.

Здесь уже досталось и Сергею Чендырину. Негодование вызвало то, что после создания рабочей группы жители города потянулись на ее заседания по самым разным вопросам в сфере ЖКХ. «Мы создали рабочую группу по голосованию (по подделке подписей за повышение тарифа УК «ДУК» и «Управдом-Центр» в 2021 году — прим. автора), а сейчас Вы решили себе второй комитет создать?» – спросил Сергея Чендырина Олег Богданов.

Сродни подделкам
В Городскую думу по вопросу доначислений за тепло пока обратились жители трех домов. Сделали они это не случайно, зная, что ГЖИ им вряд ли поможет; прокуратура, скорее всего, перенаправит письма в ту же ГЖИ; в администрации от подобных тем чаще всего пытаются отстраниться. А уж к депутату на округе, если он «за» политику УК, а таких в думе много, обращаться совсем бессмысленно. Вот и оставалась, можно сказать, последняя надежда…

Чтобы совсем не оставить жителей ни с чем, Сергей Чендырин предложил от имени депутатского корпуса направить послание в ГЖИ с просьбой чуть более внимательно отнестись к заявлениям горожан по вопросам огромных сумм за отопление, и если доплата была связана с простоем счетчиков, применять меры административного взыскания к виновным, то есть к УК.

Кроме того, Сергей Владимирович отметил, что жители могут адресно обращаться в суд и требовать от УК возмещения убытков, понесенных каждым собственником при завышенной плате за тепло из-за неисполнения своих обязанностей жилищниками.

Это предложение было принято, хотя, понятное дело, среди членов комитета нашлись возражающие и воздержавшиеся. К последним относится и Олег Богданов, которому такое решение вовсе не на руку. О конфликте интересов и о том, что глава ДУК не может голосовать объективно, по сути, против своего же бизнеса, на заседании подчеркнул Сергей Смирнов. «Вот поэтому я и воздержался», – ответил ему глава комитета.

Что делать жителям
В думу вместе с собственниками с Галкина, 13 обратились жители домов по адресам: ул. Гайдара, 40 и ул. Гастелло, 3.
спиной.jpg
В первом, судя по документам, ОПУ теплоэнергии успешно прошел поверку в июне 2021 года, вот только тепловики с началом отопительного сезона не учитывали показания счетчика, а жителям сигнализировали в платежках, что он неисправен. Об этом свидетельствует цифра два в скобках в таблице, где должны быть указаны показания общедомового тепломера. Под новый год собственники случайно обнаружили, что счетчик сломан — его корпус был разобран, а экран показывал нули. В январе, после обращений жильцов, прибор учета установили на место и ввели в эксплуатацию. За период неработы ОПУ вкупе с холодной погодой жителям квартиры в 45 кв. метров придется доплатить в течение года более 13 тыс. рублей. Часть из них — напрасно.

На Гастелло, 3 счетчик летом прошлого года сняла на поверку УК «Управдом-Дзержинск». Счетчик был исправен, его показания жители ежемесячно «снимали» сами, поэтому и уверены в «прекрасной форме» прибора учета. А вот после поверки оборудование вернули в нерабочем состоянии. По словам старшей по дому Евгении Пшеницыной, у счетчика было погашено табло, показания он не учитывал и не передавал, что в последствии подтвердили и в «Т Плюс». При этом в УК собственникам предоставили Акт ввода ОПУ в эксплуатацию, как успешно прошедшего поверку и исправного. Некоторое время назад счетчик вновь сняли, его в доме нет до сих пор, а показания до конца недавно завершившегося отопительного сезона здесь так и не учитывались. Добавка к плате за отопление за 2021 год составила свыше 20 тыс. рублей с трехкомнатной квартиры.
квитанция.jpg
Таких историй масса, и люди продолжают обращаться в «ДВ» с вопросом, что же им делать, и почему они должны переплачивать за отопление из-за УК. На ул. Урицкого, 12А и пр. Циолковского, 47А жители заметили, что прибор учета не поверяется в срок еще летом и писали обращения в УК, где им обещали ввести оборудование в эксплуатацию до начала отопительного сезона. Когда этого не случилось, собственникам пришлось обращаться в ГЖИ. По Циолковского в инспекции сообщили, что счетчик находится в ремонте, хотя в день получения такого ответа жители вместе с журналистами обнаружили его в подвале своего дома. А на Урицкого тянули сроки до конца года, придумывая все новые и новые версии необслуживания ОПУ. В итоге в обоих домах — большие доплаты за тепло. В Дзержинске есть адреса, где счетчик не введен в эксплуатацию и сейчас, во всяком случае тепловики не фиксировали их показания и в этом году. На Ситнова, 8А по этому поводу 30 марта направили письмо по электронной почте в «Управдом-Центр». Ответа, со слов жителей, они не получили.

«Дзержинское время» с помощью юристов составит и опубликует образец искового заявления в суд о возмещении убытков по вине УК в виде напрасной переплаты средств за отопление по итогам показаний ОПУ в течение прошлого года. Посмотрим, что будет дальше.
 



   

Елена Родионова