История школы — со страниц газеты


К 90-летней годовщине родной школы №2 г. Дзержинска восьмиклассники под руководством учителя Охапкиной Н.Н. подготовили творческий проект «Листая страницы газеты «Дзержинец» довоенных лет…», чтобы познакомить ребят, учителей и родителей с интересными публикациями в газете «Дзержинец» в 30-е годы прошлого столетия, связанные с историей школы №2. Каждый читатель имеет возможность прикоснуться к той эпохе, посмотреть спустя годы на многие события под совершенно другим углом, узнать, чем жила школа №2. Сегодня вашему вниманию предоставляется часть проекта, связанная с историей школы за 1935-1936 годы.

Работая с архивом газеты «Дзержинец» за 1935 год, мы обратили внимание на одну из статей, вышедшую накануне Нового года, под названием «За ударную подготовку к летним лагерям». Уже с января ребята начинали готовиться к летнему отдыху.

В течение нескольких лет ученики школы №2 отдыхали в пионерском лагере, который находился в школе города Горбатова, в связи с этим лагерная смена начиналась всегда позже, так как приходилось по окончании учебного года в помещениях делать ремонт. Лагерь располагался очень неудобно, высоко на горе, на базарной площади вблизи большой дороги. Ходить купаться было очень далеко. Это не лучшим образом отражалось на здоровье ребят.

2.jpg

От руководителей города ребята узнали, что для них будут строить новый лагерь и, конечно, они не остались равнодушными: на своей «Пионерской страничке» в газете «Дзержинец» они много обсуждали, каким должен быть их летний лагерь. Например, пионеры – ударники учебы Глупенкова Нюра, Зарубина Лена, Сорокина Нюра, Большаков Николай, Комова Нина давали конкретные предложения по обустройству нового летнего лагеря: «Наш новый лагерь должен быть расположен подальше от города и заводов, в лесу, поближе к речке. Лагерные палаты должны быть светлыми, кровати должны быть железными и не с соломенными матрасами. Около кровати мы хотим иметь тумбочку и полочку для полотенца и зубного порошка. Наш лагерь должен быть радиофицирован и освещен. В старом лагере у нас не было даже керосиновых ламп, а малыши боялись спать в темноте, особенно в грозу».

А еще ребята мечтали разбить перед лагерем свой огород, где они посадили бы овощи. И это желание было понятным, потому что в те годы в лагере на завтрак давали только чай и белый хлеб, а иногда и хлеба было недостаточно.


Кроме бытовых проблем ребят интересовал вопрос работы кружков. Например, Сеня Опряткин в своем письме в газету писал: «Мы, пионеры, желаем, чтобы у нас в лагере были наши педагоги и помогли бы в работе наших кружков. Мы хотим, чтоб комсомольцы нашей школы, ­ ученики 10 класса стали бы руководителями кружков: Чепиков Алексей – авиамодельного, Мусин Коля – фотокружка и Леша Большаков – струнного оркестра. Прошлый год они уже руководили нашими кружками, мы хотим, чтоб они снова были вместе с нами».


Вожатого Чепикова Алексея знали не только в школе и лагере. Он был известен в городе и области как спортсмен – авиамоделист. 11 августа в газете «Дзержинец» вышли две большие статьи под заголовками «Дзержинские авиамоделисты завоевали Красное Знамя» и «Моя модель заняла второе место на всесоюзном слете».


3.png

В газете сообщалось, что на краевом слете юных авиамоделистов ученики дзержинской средней школы имени Горького Чепиков Леша и Смирнов Борис взяли первые места по летным качествам своих моделей. Лучший ученик комсомолец Чепиков упорно занимался в течение двух лет авиамоделизмом. Его модель на краевом слете заняла первое место, а дзержинская детская техническая станция была премирована переходящим Красным Знаменем. На Всесоюзном слете Леша Чепиков занял второе место и был награжден именными часами. Его модель фюзеляжного планера с резиновым двигателем размером крыльев 126 см и остова 90 см летала на Тушинском аэродроме на дальность 250 метров, 412 метров и 497 метров.


Леша писал, что попасть на всесоюзный слет – мечта каждого моделиста, но претворить эту мечту не так-то просто, для этого нужно много и упорно работать. А упорства и достижения поставленной цели ему было не занимать. Он вместе со своим одноклассниками занимался еще и в планерном кружке. 6 ноября 1935 года в газете была размещена фотография планеристов авиакружка при заводе имени Свердлова среди которых был Алексей Чепиков и Борис Смирнов.


Автор письма Сеня Опряткин, который желал видеть в лагере вожатым Алексея Чепикова, через несколько лет будет защищать Родину.


Информацию о судьбе Опряткина Семена Андреевича мы узнали на сайте «Память народа». Он родился 30 августа 1918 года. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Лейтенант Опряткин занимал должность командира взвода 145 роты спецминирования 46 отдельной мотоинженерной бригады. Семен Опряткин участвовал в войне с Японией. В ночь на 19 июля 1945 года во главе группы бойцов он занял железнодорожный мост и разоружил японскую охрану. Удерживал мост до прихода частей Красной Армии. За мужество и отвагу гвардии лейтенант Опряткин Семен Андреевич был награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Александра Невского, Орденом Отечественной войны 2 степени, Медалью «За победу над Японией», Медалью «За боевые заслуги». Гордимся своими земляками!


Неоднократно в газете «Дзержинец» поднимался вопрос организации досуга детей. Это был вопрос чрезвычайной важности.


В фоторепортажах того времени отмечалось, что в школах города, в том числе и в школе имени М. Горького, плохо организован отдых детей в весенние каникулы. Ребята сами придумывали себе развлечения, бегая по улице, магазинам, вокзалам. На их глазах происходили драки пьяных, они слышали отборную ругань на рынке и сами подражали в этом взрослым. Приводились фамилии учеников школы. Так Коротков Боря проводил время за игрой в «темную» (денежная игра). Шестиклассник Родионов Миша развлекался игрой в карты в «подкидного». Отмечалось, что пионерская и комсомольская организации не уделяют внимания организации досуга ребят. Этот фоторепортаж не прошел незамеченным.


В газете «Дзержинец» за 15 февраля была размещена статья «Школы и родители включаются на лучшее воспитание детей».


Родители и учителя понимали важность воспитательной работы среди подрастающего поколения. А проблем было много. В апреле состоялось общее собрание родителей школы имени Максима Горького. На собрании присутствовало 700 человек. Прослушав доклад о состоянии воспитательной работы в школе, родители согласились с тем, что дело воспитания детей является делом не только школы, но и самих родителей. Они решили участвовать в городском конкурсе на лучшее проведение Приказа об улучшении воспитательной работы в семье. Суть конкурса заключалась в том, чтобы за указанный отрезок времени учителя и родители устранили ненормальности в поведении учащихся: курение, воровство, драки. Необходимо было добиться, чтобы ученики выполняли все задания, ежедневно катались на санках, на коньках и лыжах, ребята должны были работать в двух или трех кружках школы, кушать не менее трех раз в сутки, посещать кино один раз в шестидневку и прочитать за четверть не меньше трех книг художественной литературы. Это были условия конкурса для учащихся.


Многие семьи ютились в коммунальных квартирах, в бараках. Жили бедно. У детей часто не было даже своего места для занятий.


Родители взяли на себя следующие обязательства: создать для занятий детский уголок, где бы школьник имел хотя бы свой стол и полку для книг, для сна имел отдельную койку и отдельное постельное белье, а также приучать школьников к соблюдению санитарного режима (регулярно умываться, чистить зубы, стричь ногти). 


Родители активно включились в конкурс. Мама ученика 4 класса Саши Гундарина написала в газету письмо о том, как она будет воспитывать сына. Она решила организовать в квартире уголок школьника, выписать газету для сына, а также следить за аккуратным отношением Саши к тетрадям и учебникам.


Пройдут годы. Воспитание и заботы матери о сыне не пройдут даром. Он станет настоящим Человеком, гордостью семьи, защитником своей Родины.


4.jpg

На сайте «Память народа» мы нашли следующую информацию:

“Гундарин Александр Владимирович родился 23 декабря 1923 года в селе Дуденево. В июле 1941 года был призван в ряды Красной Армии. С 1 августа 1941 года по 15 августа 1943 года в составе 43 стрелкового полка в должности пулеметчика принимал участие в боях против немецких захватчиков. При прорыве укрепленной линии в районе города Дорогобуж Александр Гундарин своим пулеметом с фланга обеспечил продвижение своего подразделения, что способствовало захвату первой линии обороны противника”.


Александр Гундарин проявил мужественно, отражая своим пулеметом бешеный натиск контратаки противника. В бою был тяжело ранен в грудь, были пробиты легкие. Александра посчитали погибшим, домой пришло Извещение о том, что Гундарин Александр Владимирович пал смертью храбрых. Но он выжил всем смертям назло. Тяжелораненый Александр пролежал на поле боя четверо суток и придя в сознание добрался до своих частей. После излечения в госпитале Александр Гундарин был направлен на учебу в Ленинградское Краснознаменное Военно-Топографическое училище. Был награжден Орденом Славы III степени, Орденом Красной Звезды, Медалью «За боевые заслуги», Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Вышел в отставку в 1958 году в звании майора. 


Педагоги школы продолжали уделять большое внимание воспитательной работе. В школе работало много кружков для учащихся: авиамодельный, фотокружок, литературный, хоровой, спортивный, драматический.


Самое пристальное внимание уделялось учебе. В конце учебного года в школе готовились к проверочным испытаниям. Большую работу проводили педагоги, комсомольцы, пионервожатые.


В газете «Дзержинец» регулярно размещали фотографии отличников учебы. Их называли ударниками учебы. Часто от них приходили в газету «Дзержинец» письма, в которых ребята делились своими успехами и планами на будущее.


В мае 1935 года газета сообщала, что через несколько дней средняя школа имени М. Горького впервые выпускает из 10 класса 27 человек с законченным средним образованием. Отмечалось, что этот выпуск для нашего города является очередной победой на культурном фронте. Этот десятый класс считался одним из самых сильных по учебе во всем городе. Заведующий учебной частью школы В.И. Цветков был уверен, что 95% из этого выпуска пойдут учиться в высшие учебные заведения. И он не ошибся. Миша Суздальцев выбрал себе Московский институт имени Сурикова. Вознесенская Шура твердо решила поступать в педагогический институт. Лысова, Давыдова, Ефремова и Пичужкина выбрали медицинский институт. Заканчивалась статья словами: «Какое счастье жить в советской стране, где можно спокойно учиться и работать для единой цели – построения бесклассового социалистического общества».


Мечта Миши Суздальцева учиться в Москве осуществилась, но ненадолго: в 1941 году он будет призван рядовым в 1-й стрелковый полк 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. Уже после войны Михаил Аркадьевич Суздальцев станет Заслуженным художником РСФСР. В 1951 году Михаилу Суздальцеву будет присуждена Сталинская Премия второй степени. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерееГосударственном Русском музееСаратовском художественном музее имени А. Н. РадищеваСочинском художественном музее имени Дмитрия ЖилинскогоОдесском художественном музее, музее-заповеднике «Александровская слобода».


5.png

1 сентября 1935 года не все ученики школы имени М. Горького сели за парты и продолжили учебу. 18 сентября в газете «Дзержинец» выходит статья «Дайте нам возможность учиться!»


В газету обратились ученики, окончившие семь классов и желающие продолжить свое образование дальше, но так как мест в 8 классе для всех не хватало, заведующий учебной частью школы Цветков не стал с ними разговаривать и просто выгнал из кабинета. Ребята и их родители обратились в горком партии, горком комсомола и городской отдел народного образования с требованием вмешаться в это дело и дать им возможность учиться дальше.

А через неделю выходит уже не такая оптимистическая статья под заголовком «Дайте физкультуре местечко в школе».


Автор статьи А. Олюнин пишет, что полторы тысячи учащихся школы с нетерпением ждали зимы. Всем ребятам хочется покататься на коньках и лыжах. Но, как оказалось, в школе нет ни одной пары коньков. Лыж всего 46 пар, из низ 30 пар только недавно закуплены. Автор считает, что физкультура не пользуется должным вниманием со стороны директора школы товарища Пичужкина, и это при том, что одна из основных задач – «выпускать из стен школы не только всесторонне развитых людей, но и людей физически крепких».


Наступил новый 1936 год. Газета «Дзержинец» за 1 января 1936 года вышла с изображением на первой странице портрета Сталина и передовой статьи, в которой писали: «Подводя итоги 1935 года отмечается, что это был год начала стахановского движения, подготовленного коммунистической партией, товарищем Сталиным, основной источник которого кроется в том, что «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее».


Дальше шла информация о том, что из 12 тысяч учащихся города только 8% имеют оценку «плохо», подавляющее большинство – 62% – учатся «посредственно», «хорошо» учатся 25%, а вот отличников пока только 5%. И выразили надежду, что в новом году отличников станет больше.


На второй странице была размещена статья под общим заголовком «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» и портреты учеников школы имени М. Горького: Юрия Федорычева, Вали Мраморновой, Ены Морской, Наташи Дербеневой и Нины Ивановой. 


В феврале 1936 годав каждом классе школы имени М. Горького прошли перевыборы старостата, так тогда назывался орган школьного самоуправления.


В старостат были выбраны лучшие учащиеся-отличники: Селиверстова, Комиссарова, Чернышев, Лапшин и другие. Перед новым старостатом была поставлена задача еще шире развернуть борьбу за качество учебы.


Большое внимание в школе уделялось трудовому обучению. Уроки труда в школе вел преподаватель И. Зуенков.


5,5.png

Угроза второй мировой войны дала толчок усилению оборонно-спортивной работе среди пионеров. В феврале 1936 года в школе проходила массовая сдача зимних норм на значок «Готов к труду и обороне» (ГТО) и «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) – первой и второй ступени.


В статье «Каждый учащийся-значкист» сообщалось, что в школе уже 243 учащихся сдали зимние нормы. В большинстве своем они были пионерами и комсомольцами. В заключении статьи призывали все школы города равняться по развертыванию физкультурной работы на школу имени М. Горького. Чтобы сдать на значок БГТО, каждый пионер и комсомолец обязан был изучить винтовку и уметь хорошо стрелять, а также бросать гранату. 


6.png

В городских соревнованиях по стрельбе победителями стали учащиеся школы имени М. Горького. Лучшими ворошиловскими стрелками среди девушек были Зуева Валя и Бокова Женя.


Среди юношей отличились Поляков Олег и Смирнов Борис.


В 30-е годы усиливается интернациональное воспитание пионеров. Особенно большое развитие оно получает после принятия Конституции в 1936 году. Значительный подъем интернациональной работы дала борьба испанских республиканцев с фашистскими мятежниками и интервентами. Советские пионеры собирают денежные средства в пользу жертв фашистского террора в Испании. Не остаются в стороне и учащиеся школы имени М. Горького. Выходят статьи под заголовком «На помощь женщинам и детям героической Испании!» и «Желаем скорой победы», в которых сообщается, что учащиеся школы №2 с вниманием следят за событиями в Испании.


Ребята собрали 712 рублей 66 копеек. Отправляя эти деньги, они заявили: «Пусть на собранные нами деньги купят и пошлют в Испанию сотню, другую килограммов сахара». Ученики начальной школы внесли в фонд помощи детям Испании 118 рублей 15 копеек и пожелали «отцам испанских детей скорой победы над фашистами и такого же счастливого и радостного детства, какое имеют они – дети советской страны».


В середине 30-х годов в специальных решениях партии и правительства обращалось особое внимание на ликвидацию неграмотности и улучшение работы по русскому языку в школах. Педагоги школы имени М. Горького вызвали на социалистическое соревнование школу ЧХЗ (Чернореченского химического завода).


Ученики тоже соревновались за отличную учебу. В своих письмах в газету «Дзержинец» ребята рассказывали о том, как они добиваются отличных знаний. Например, ученица Н. Лапшина, окончившая начальную школу с похвальным листом, пишет, что вызвала на соревнование свою подругу Валю. Отличница 7 А класса Г. Быкова рассказывает, как она училась: «За отличную учебу в первой четверти получила почетную грамоту, а к первому мая мне дали премию – пионерский костюм. Даю обязательство в 8 классе учиться только на отлично, а затем получить высшее образование».


Портреты победителей соревнований, лучших учителей и учеников школы, традиционно печатали в газете.


В апреле 1936 года десятиклассники школы имени М. Горького делились на страницах газеты «Дзержинец» своими планами на будущее. Их было 33. Самому младшему из них – 17 лет, а самому старшему – 19. Больше половины из них были комсомольцами. У выпускников были разные предпочтения в выборе дальнейшей учебы, но их объединяло одно: «смысл жизни молодые люди видели в том, чтобы силы отдать великому делу построения социализма и защите Страны советов от черного чудовища войны».


Пролетят пять лет и через горнило войны пройдут многие ребята из этого выпуска.

   

Н. Охапкина и 8-классники школы №2