Где смерть играет с человеком


Вчера, 10 декабря, в культурной жизни города произошло знаменательное событие — в театре кукол впервые в его истории сыграли спектакль для взрослых. Режиссер-постановщик Сергей Зицер «замахнулся» на Пушкина и не прогадал ни в выборе темы – «Маленькие трагедии», ни в подаче «настроения» спектакля. Аудитории пришлись по душе тонкий выбор между добром и злом, вечными человеческими страстями-слабостями и добродетелью, а также черный карнавал – игры со смертью. Что же выбрали главные герои постановки? Не скучно, бес!
Интрига при просмотре спектакля «Маленькие трагедии» (16+) захватила зрителей с первой же сцены. Приготовившись смотреть классическое пушкинское средневековье дзержинцы вдруг попали… в свой же 21 век. Перед ними, опутанная и скованная друг с другом проводами, прошла цепочка актеров, погруженная в игры в гаджетах. Последний в этой цепочке (актер Михаил Раков) неожиданно «отключился» и поначалу даже не понял, где находится. И тут Мефистофель — самый настоящий бес, как в стихе Пушкина «Сцены из Фауста», предложил ему первый выбор: книга вместо мобильного телефона. Герой швыряет книгу и моментально погружается в мир любви, ревности, скупости, зависти и злости.

Следом за ним в безудержном карнавале жизни и смерти вместе с актерами и их куклами кружатся зрители, не выпадая из этой игры ни на одно мгновенье.

Это зрелище настолько настоящее и захватывающее, что все происходящее на сцене ощущается даже физически — до вздрагивания и мурашек.

1670753550178.jpg
У старца и таланта — конец один
«Маленькие трагедии» – короткие истории о человеческих пороках.

«Скупой рыцарь» – о сребролюбии отца и сына, «Каменный гость» – о прелюбодеянии, «Моцарт и Сальери» – о зависти. Но всегда у человека есть нравственный выбор: поддаться своим страстям или попробовать отпустить их. Пушкин намеренно выпячивает пороки, никто из героев его «трагедий» не только не пытается отказаться от своих пагубных страстей, но и буквально олицетворяет их. А каков же итог? И барон Филипп, накопивший сундуки с золотом, и Дон Гуан, погубивший не одно женское сердце, и Сальери, отравивший талантливого Моцарта, одинаково оказываются в телеге смерти в сопровождении чумных докторов.

Пир во время чумы — черный карнавал на сцене театра кукол. Так же, как у Пушкина, герои, которых играют сами актеры, одетые во все черное, не слушают увещеваний священника разойтись в столь тяжкое время по домам. Они продолжают публичное пиршество назло смерти.

«Разбавляют» черные краски главные герои постановки — куклы, олицетворяющие живые эмоции и те самые пороки всех поколений человечества.

1670753564715.jpg
Куклы в блестящих атласных нарядах – «ростом» с актеров. Когда первые появляются на сцене, вторые как будто исчезают — растворяются в образах «Маленьких трагедий»: их больше не видно и не слышно, хотя спектакль продолжает бушевать эмоциями, с танцами, песнями, признаниями в любви и другими откровениями.

И все-таки не отметить игру актеров, «ожививших» кукол, невозможно. Именно они придают образам Альбера и Дона Гуана бравурный, а порой и нахальный вид (актер Михаил Крупа), печальной Донне Анне (Татьяна Петрашкевич) – «жизни», разнузданности и непостоянства — Луизе (Кристина Сергеева), желчности – Сальери (Сергей Зицер) и юной наивности Моцарту (Екатерина Чернова).

На сцене в этот день была задействована вся труппа театра кукол.

1670753550164.jpg
Когда в игре нет мелочей
«Маленькие трагедии» от Дзержинского театра кукол — это полная гармония эффектов, музыки, эмоций и чувств. Кажется, весь зал замирал от шагов каменной статуи Командора, подпевал беспечной Луизе, напрягался в момент, когда доверчивый Моцарт пригубил чашу с ядом. В последней сцене «трагедий» отравленный композитор исполнил свой «Реквием» – кукла «играла» на игрушечном пианино, и вдруг зазвучало настоящее сочинение Моцарта, мощным потоком прощания захватив зал.

Иногда у кого-то из зрителей начинал звонить телефон. Так бывает почти на каждом спектакле, и на нарушившего тишину, особенно если спектакль интересный, со всех сторон несется грозный шепот, мол, выключи наконец звук, не мешай смотреть. Так вот на этот раз, даже слыша сигналы телефона, люди на них не реагировали — звуки звонков просто не трогали поглощенных зрелищем людей, они их как будто не воспринимали!

При этом зрительская аудитория была очень разнообразной: школьники, студенты, люди 30-40 лет, пенсионеры, включая театралов очень почтенного возраста.

Очень интересный образ был привнесен в игру в виде девушки-ангела со скрипкой. В ней слились две половинки: черное и белое, добро и зло. Это опять же символ выбора — все зависит от человека. Хотя девушка в конце каждого своего появления на сцене указывала в зал смычком от скрипки, будто стреляла в невидимую мишень. Не всегда выбор зависит от самого человека — его может сделать и судьба.

Герою, который в начале постановки был погружен в мобильник, под занавес снова предоставлен выбор: на чаще весов — в его руках – электронное устройство и бумажная книга. Что теперь выберет он?..

1670753527955.jpg
Похулиганили вместе с Пушкиным
После завершения премьерного спектакля режиссер и актер Сергей Зицер ответил на вопросы журналистов.

1670752026189.jpg
Этот спектакль действительно первый в жанре постановок «для взрослых» в нашем театре кукол?
– Да, спектакль для взрослых был поставлен в Дзержинском театре кукол впервые. Хотя такая практика существует давно и она вполне успешна.

Почему выбрали именно «Маленькие трагедии» Пушкина?
– Эта тема интересна и актуальна во все времена. Возьмем хоть недавнюю пандемию: тоже своего рода чума, и тоже трагедия. Да и вообще вся история так или иначе связана с трагическими событиями. Поэтому для нас это важно. Плюс — язык Пушкина, очень хотелось прикоснуться к великой русской литературе. “Маленькие трагедии» в этом плане — удивительная и уникальная вещь: стихи написаны ямбом, но без рифмы.

Темы смерти и ее неизбежности почему-то в вашей интерпретации не вышли совсем уж мрачными…
– А мы как раз и стремились подать сюжет не совсем привычно. Обычно это произведение трактуется очень серьезно, а мы решили немного похулиганить, показали некий черный карнавал, игры со смертью. И это не стало диссонансом. Пушкин и сам ведь был хулиганом, любил ломать каноны. Почему бы не сделать это в «Маленьких трагедиях»?

В спектакле много мистики. Не случилось ли чего подобного во время репетиций, подготовки в целом?
– Мы очень аккуратно обошлись с темой того мира и этого — не пытались заглянуть в бездну слишком уж далеко. Поэтому, я думаю, дама с косой на нас не в обиде точно. На сцене постоянно появляется гробовая телега с чумными докторами, исполняющими свои печальные обязанности в мире живых. Но это все философия: откуда человек вышел, туда и ушел. Так было и будет всегда. У меня даже родился некий эпиграф на эту тему.

Вопросы мироздания от века
Людей досужий ум не разгадает. –
Где смерть играет с человеком,
Где человек со смертию играет.

– И все-таки спектакль во всех смыслах получился ярким.
– На темном фоне, где играют актеры в черной одежде, яркими красками выделялись страсти и эмоции. Их олицетворяют куклы. Посмотрите на скупого барона Филиппа. В подвале со своими богатствами он — исполин, поднявшийся чуть ли не до небес. А по приглашению герцога приходит… чуть ли не карликом. Его возвышает только золото. Сам он — старик, простой смертный.

Как первые зрители сегодня приняли «Маленькие трагедии»?
– По-моему, очень неплохо. Мы всегда чувствуем энергетику зала, даже когда играем за ширмой. И каждый зал, представляя собой единое целое, не похож на другой. Даже реакция на какие-то особенные моменты игры — может быть абсолютно разной. Сегодня зрители почувствовали нашу игру, а мы чувствовали это настроение.

Что для Вас лично самого удивительного в этом спектакле?
– Удивительно, что мы поставили его всего за полтора месяца, за это время прошло пятнадцать репетиций. Эксперты-педагоги говорили, что на подготовку необходимо не менее полугода, а мы уложились в достаточно сжатые сроки. Наверное, нам помогал сам Пушкин. Надеюсь, ему бы такой вариант бессмертных «Маленьких трагедий» тоже понравился.

1670753527978.jpg




   

Елена Родионова