Без лишних слов. Одною кистью…


1 сентября в Дзержинском краеведческом музее откроется выставка картин Екатерины Кузьминой. Она представит свой арт-проект «Пустое множество слов», а также живописные пейзажи разных стран. Екатерина родилась в Дзержинске, но уже больше двадцати лет живет в Москве. Работы художника неоднократно были признаны одними из лучших на экспозициях и конкурсах в России и за рубежом. Свою выставку в Дзержинске наша талантливая землячка посвящает тем людям, кто много лет назад ее учил, наставлял, опекал и в итоге – так или иначе дал путевку в большой мир искусства и не только. Екатерина будет рада встрече и знакомству со всеми посетителями экспозиции и с удовольствием подробно расскажет о замысле, эмоциях и чувствах, благодаря которым родились ее неповторимые работы. – Катя, многие дзержинцы знают тебя не только как художника. Расскажи немного о себе.

– Я окончила Дзержинскую художественную школу в классе педагога Ольги Ивановны Гориной. Она меня настолько вдохновила, что я на тот момент решила пойти по ее стопам и поступила в педагогический колледж по специальности «учитель рисования». Но преподавать мне не довелось. На моей первой выставке «Мир сияния» познакомилась с редактором дзержинского телевидения Эльвирой Печеневой. Ей понравилось, как я говорю и смотрюсь в кадре, и она предложила мне попробовать себя в качестве корреспондента телеканала. Мне тогда было 18 лет, я была открыта миру и новым впечатлениям. Тем более меня вдохновляло все, что было связано с художественным воплощением информации: отображением событий, порождаемых ими чувств, тонкой передачей палитры эмоций – а на ТВ это и телевизионная картинка, “говорящий” видеоряд, комментарии к кадрам. И, как говорится, понеслось! Сначала я была стажером, потом корреспондентом и в итоге стала ведущей нескольких программ. Меня очень увлекла вся эта история, и впоследствии я получила высшее образование по специальности «журналистика и массовые коммуникации». Потом в администрации города объявили конкурс на специалиста пресс-службы. Мне очень импонировал Сергей Трофимов, который в те годы был мэром Дзержинска, и я решила использовать возможность попасть в его команду. Отбор был строгий. На протяжении полутора месяцев нас, нескольких претендентов из разных СМИ, тестировала руководитель пресс-службы Татьяна Николаевна Андрианова. Мы писали пресс-релизы, предлагали идеи мероприятий, взаимодействовали со СМИ. В итоге тем самым специалистом пресс-службы стала я. Проработав в мэрии три года, которые были очень наполнены разными событиями. Как-то на конференции в Нижнем Новгороде я познакомилась с московскими коллегами. Они пригласили меня в Школу политических пиар-технологий. Звучало заманчиво: Москва, крутые пиарщики и новые перспективы. Этот шаг мог стать принципиально иной, высокой ступенью в моей карьере, и я приняла решение ехать в столицу. После окончания профессиональных курсов я три года работала в этом направлении. Наверное, можно было так же успешно двигаться дальше, но в какой-то момент поняла, что это физический предел моей политической карьеры и я банально устала.

– И ты вернулась к художественному мастерству?

– Не просто вернулась, а это и стало моим самым полноценным отдыхом и новым смыслом жизни. Из «большой» политики я уходила в никуда, но чувства фатализма не было. Скорее, наоборот. Я много путешествовала по Европе, посещала удивительные выставки художников. Однажды попала на редкую большую выставку картин Пикассо в Италии. На истории искусств в художественной школе нам рассказывали, что это один из самых дорогостоящих художников в мире, но тогда я никак не могла понять, в чем причина такой оценки творений, ведь они, мягко говоря, далеки от совершенства, во всяком случае по канонам классической школы. Я потом долго пыталась разгадать этот парадокс: читала статьи искусствоведов о Пикассо, рассматривала оригиналы его работ в России, вглядывалась во всем известные репродукции. И только там, на этой выставке, я прочувствовала, как он искал себя. Сначала писал те же самые классические образы, а потом поднялся над ними и дал раскрыться своей гениальности, он нашел свой собственный способ отразить реальность — запечатлеть не просто образы людей, а их характеры и настроение, выразить на одном полотне сразу несколько «живых» эмоций этих людей, сделав их лица подобно 3D-изображению — одновременно и в профиль, и в анфас.

– Разве можно так изобразить человека на плоском листе бумаги?

– В этом и заключается гениальный почерк этого художника. Не случайно при жизни Пикассо заказывали портреты многие богатые и знаменитые люди. Потом, глядя на его работы, они видели самих себя по-новому, а их знакомые удивлялись, как точно подмечены и отражены «внутренние» особенности натуры. Великий художник видел лицо человека сразу во многих гранях. Если особенно выразительными были глаза, Пикассо одновременно писал один глаз в фас, второй — в профиль. Если перед ним был человек с красивой формой носа, он тоже запечатлевал нос боком, даже если остальные черты изображал прямо. Часто художнику никак не удавалось завершить портрет, он бился над ним долгое время и в итоге отдавал то, что получилось. Это не было случайностью. Пикассо видел того, кого писал, изнутри. Как он сам отмечал, если человек был одухотворен, воспитан, умел сочувствовать, портреты рождались легко, здесь помогало единение автора и натурщика. Ведь художники очень тонко чувствующие люди, смотрящие вглубь человеческой оболочки, прямо в душу. Если рядом был пустой, бездушный человек, писать его не получалось вообще. Здесь я хочу позволить себе отступление. Когда мне говорят, что якобы мир сейчас принадлежит именно черствым, бездушным людям, которым живется легко и вольно из-за удовлетворения исключительно собственных желаний, я говорю: нет, это не так. Мир принадлежит людям, умеющим чувствовать, сопереживать, способных в первую очередь заботиться о других. Там, на выставке картин Пикассо в Италии, я поняла очень многое и про него, и вообще про устройство мироздания. И я вернулась в свой мир искусства, если можно так сказать, новым человеком.

после снегопала.jpg
– И родился проект «Пустое множество слов»? О чем он по сути?

– Мы, то есть люди, постоянно общаемся друг с другом, говорим друг другу какие-то слова, обещаем, делимся мечтами. Когда оказывается, что близкий человек, окутавший тебя словами любви и надежды, на самом деле произносил их неискренне и они оказались пустыми, бывает очень больно. С этим сталкивается каждый человек. Мы слышим слова, которые нас согревают, а потом все буквально валится в пропасть. Что чувствую в такие моменты я? Иногда это бывает буря эмоций, иногда — просто болезненный укол в сердце, иногда — вселенский холод в душе, как будто в ней все замерзло и умерло. И тогда рождаются картины. Сначала появляется некий замысел, я могу жить с ним несколько дней, а потом это обретает форму. Выразить эмоции и чувства на холсте — мое желание как художника. Я передаю в цвете с помощью масла, стекла и олова все то, что происходит в душе. Иногда это холод, снег, вьюга, иногда — ночь, а иногда — взрыв в сердце. Абстракция — сложный для восприятия изобразительный стиль, особенно для неподготовленного зрителя. Но когда я начинаю рассказывать о том, что передает то или иное полотно, человек тоже начинает его чувствовать. И я готова рассказать историю каждой своей картины и ответить на все вопросы, если они возникнут у посетителей моей выставки. При этом я продолжаю работать и над реалистичными сюжетами. Чаще всего это пейзажи Занзибара, Италии, Армении.

сердце.jpg
– Твой необычный творческий псевдоним Кизума… Как появился он?

– Появился он довольно просто, но оказался тоже неслучайным в моей жизни. Когда моя дочка Таисия была совсем маленькой, я учила ее проговаривать нашу фамилию: Кузь-ми-на. Она тут же громко подхватывала: Ки-зу-ма и — ни шагу в сторону от этого произношения. Потом мы даже привыкли к такому варианту фамилии. А еще чуть позже я прочитала, что в переводе с японского “кизума” (с ударением на последний слог) означает «царапина». Здесь как будто все совпало. И моя техника письма картин, а я делаю это острым мастихином — металлическим ножом или шпателем, которым после смешения красок на холст наносятся цветовые штрихи. И осколки стекла, которые я использую, тоже навевают ассоциацию с царапинками, порезами. И, наконец, царапины на душе — именно они дают основной толчок сюжетам картин. Вот представьте: «У нас будет дом на море», — говорят тебе. И ты закрываешь глаза и мечтаешь об этом доме на берегу ласкового моря — самом настоящем рае на земле. А потом… все превращается в осколки. Ведь это были только пустые слова. Царапнуло? Еще как!

синяя.jpg
– Картину «У нас будет дом на море» тоже можно увидеть на твоей выставке?

– Да, она тоже будет в числе 35-ти представленных работ, которые смогут увидеть дзержинцы.

дом на море.png
– Катя, а часто вообще выставляешь свои работы, чтобы их оценили любители живописи?

– В Москве — постоянно. Очень приятно, когда высокие оценки дают не только профессиональные мастера — они в силу своих знаний и опыта сразу отмечают редкость оттенков, удивительную цветопередачу и в целом экспрессию красок, — но и простые люди, те, кто далек от искусства. Когда им рассказываешь, какие чувства и эмоции легли в основу картины, многие начинают чувствовать то же самое. В прошлом году я представляла пять своих работ к участию в британском конкурсе «Golden Time Talent». Картины оценивали 65 художников из разных стран. Все мои полотна были отмечены в разных номинациях, и самой высокой оценкой стало получение Гран-при. Кстати, эту победу я посвятила своему первому учителю рисования — Ольге Гориной. Ее, весь коллектив художественной школы, а также воспитанников, всех моих знакомых и не знакомых людей с удовольствием приглашаю на свою выставку в краеведческий музей. Мой труд отчасти принадлежит именно Дзержинску, и я хочу передать родному городу и горожанам все свои эмоционально и кистью окрашенные переживания.

цветы.jpg
– А каковы твои дальнейшие планы как художника?

– Я работаю над созданием нового проекта. И это будет новое тематическое направление. Пока оставлю его в секрете. Что касается выставок, то меня ждет приглашение в Историческую галерею живописи во Флоренции. Пока открытию мешает геополитическая обстановка, но в будущем, я надеюсь, все-таки смогу выставить свои работы и там.

– Спасибо, Катя! Успехов тебе!

Записала Елена Родионова

P.S. Выставка картин Екатерины Кузьминой «Пустое множество слов» откроется в краеведческом музее по адресу: пр. Дзержинского, 8 1-го сентября и продлится до 2 октября.