Быть учителем — значит любить и понимать


Лариса Владимировна Балакирева — педагог с более чем 20-летним стажем. Когда-то она выбрала профессию — учить детей, и ни дня в своей трудовой биографии не отступала от выбранного пути. Сейчас говорит, что работать с детьми ей всегда интересно: ведь это не просто работа, а еще и творчество, импровизация, «живое» общение с маленькими людьми. При этом героиня этой статьи – не простой учитель, помимо букв и цифр она учит своих детей… жить. Дело в том, что на попечении Ларисы Владимировны, если можно так выразиться, находятся дети с интеллектуальными нарушениями развития — особенные дети. Дети — прежде всего
Лариса Балакирева родилась в Дзержинске. Окончила школу №39.
С большой благодарностью Лариса вспоминает всех своих педагогов, особенно первую учительницу – Людмилу Константиновну Корягину. Когда перешла в четвертый класс, продолжала общаться с Людмилой Константиновной, в том числе помогала в наставничестве малышей-первоклассников.

Сама Лариса Балакирева училась всегда хорошо, поэтому аттестат о среднем образовании получила образцовый. Наверное, тогда для нее были открыты все пути в выборе дальнейшей специализации, но Лариса точно знала, что хочет связать судьбу только со школой. Она легко поступила в Дзержинское педагогическое училище, чтобы стать учителем начальных классов.

Забегая вперед: позже педагог, уже работая, окончила заочно и Нижегородский педагогический институт по той же специальности.

«Получив диплом, собиралась по направлению учить самых маленьких школьников в какой-нибудь городской школе. Но вмешался случай. Через знакомых узнала, что директор школы для детей с интеллектуальными нарушениями развития ищет педагогов в свое учреждение. Конечно, я понимала, что работа с такими детьми сложнее, но решила попробовать. Так я стала учителем в школе восьмого вида и осталась здесь работать на долгие годы», – рассказала Лариса Балакирева.

В классах таких образовательных учреждений детей меньше, чем в обычных. Но здесь важно успеть во время уроков позаниматься с каждым ребенком индивидуально. Ведь возможности у всех разные. К тому же у ребят часто меняется настроение. Педагогу необходимо не только научить, дать задание и проверить полученные знания, но и быть психологически на одной волне с каждым учеником: как он себя чувствует, не грустит ли, не напуган ли чем-то, комфортно ли ему. И если что-то не так, ребенка нужно вовремя успокоить, ободрить его, приласкать.

А еще в такой работе особенно важен контакт с родителями. Причем ежедневный. Мамы, папы, бабушки и дедушки приводят детей в класс и каждое утро рассказывают учителю, как настроен ребенок, не произошло ли чего-то с ним дома, как он спал, как себя чувствует. Наблюдая настрой детей в течение учебного дня, провожая своих учеников домой, Лариса Балакирева обязательно дает наставления взрослым: на что обратить внимание, о чем расспросить и поговорить с ребенком вечером, чем позаниматься по учебе.

pPT7xCGmuIw.jpg
«Горжусь даже маленькими победами»
У подопечных Ларисы Балакиревой главная «школьная» задача — научиться не бояться общества, говоря профессиональным языком — социализироваться для будущей взрослой жизни. Особенным детям это особенно сложно.

И здесь на помощь приходит чуткий наставник. Лариса Владимировна учит ребят не только элементарным образовательным наукам, она прививает им навыки общения, умения понятно выражать свои чувства и мысли, обращаться к другим. В классе опытного педагога «молчуны» начинают говорить, замкнутые дети раскрывают творческий потенциал, а закрытые — смеяться и радоваться.

«Я горжусь любыми достижениями своих детей. Даже самая маленькая их победа имеет для меня огромное значение. Я понимаю, куда и как двигаться дальше в нашем дальнейшем обучении. А уж какую гордость испытываешь, когда узнаешь, что твой выпускник, тоже сначала зажатый мальчик, стал популярным шоуменом в городе, или девочка, которой с трудом давалась самая простая математика, работает кассиром в магазине! Бывшие ученики часто поздравляют меня с праздниками: днем рождения, 8 Марта, Новым годом, Днем учителя. Каждого помню, и такое внимание всегда — особенно приятно», – признается собеседница.

Лариса Владимировна Балакирева — настоящий специалист своего дела, чтобы лучше владеть навыками общения и обучения особенных детей, несколько лет назад она окончила курсы переквалификации в Нижегородском институте развития образования (НИРО) по направлению «олигофренопедагог».

-0YJ8erO0Qc_edited.jpg
Свой ребенок — тоже особенный
«Так сложилось, что моя единственная дочь — долгожданная Викуша — тоже родилась с особенностями развития, только физического. Она обучается на дому обычным образовательным программам. Не все ей дается легко, и настроение тоже может быть разным. Поэтому дома я — и мама, и педагог. Моя работа очень помогает в общении с собственным ребенком: уже безошибочно знаешь, когда нужно быть строгой, а когда – обнять и приласкать дочку, поговорить по душам, вместе сделать что-то приятное для нее. Одновременно общение с дочерью помогло мне и иначе взглянуть на ребят в школе: уж кто-кто, а я точно знаю, чего им не хватает в жизни, о чем они думают, мечтают, и все это я доношу до родителей. Знаете, это не просто работа учителем, а единение со своими детьми умом, душой и сердцем», – делится Лариса Балакирева.

Свою работу педагог считает самой лучшей. Ведь она позволяет, например во время каникул, особенно летних, больше времени проводить со своей семьей.

И это свободное время у Балакиревых проходит очень активно! Во-первых, 14-летняя Вика профессионально занимается плаванием и уже имеет немало побед в соревнованиях. Плавать девочке очень нравится, вода дает ей больше свободы движений, а успехи на дорожке помогают все более успешно двигаться вперед.

Еще Лариса Владимировна и ее Викуша — большие любительницы путешествовать. Спросите, где они еще не были, и таких мест найдется совсем немного. В этом году традиционно успели побывать на море, но особенное впечатление произвел Калининград. Здесь мама и дочка были уже не впервые, но говорят, что на этот раз путешествие имело какой-то особенный колорит: они познакомились и подружились со многими другими путешествующими из разных уголков страны и побывали на разных запоминающихся экскурсиях — в общем вернулись домой с целым багажом приятных и ярких воспоминаний и впечатлений. А уже сейчас, по вечерам, с удовольствием планируют новые маршруты своих поездок.

9v4fQ4h1oy8.jpg
SuXq3f5d9Qs.jpg
…5-го октября, в свой профессиональный праздник, Лариса Владимировна Балакирева, конечно же, получила очередные поздравления от коллег, бывших и настоящих учеников и их родителей и от своей любимой дочки. Но дело — прежде всего. И в этот день она, как всегда, вошла в класс, привычно улыбнулась детям и сказала: «Доброе утро, Алена, Витя, Егор, Аня, Андрюша! Давайте начнем наш урок». И это был очередной урок добра, терпения, сочувствия, понимания, взаимных радостей, а иногда — неудач, но главное – урок первых шагов к полноценному будущему всего ее 3-го класса.
   

Елена Родионова