Из шести уникальных гиперболоидных башен инженера-гения Владимира Шухова в Дзержинске осталась только одна. Хотя сооружениям нет еще и ста лет – строительство началось в 1927 году. Последний образец отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и должен беречься и охраняться. Однако, в надежности защиты гениального изобретения быть уверенными нельзя. Бетонные конструкции набережной рядом с башней, которые были призваны выполнять роль берегоукрепления, продолжают разрушаться даже после недавнего ремонта. Подробности журналистам «ДВ» рассказал проектировщик, гидротехник по специальности Евгений Елин.
Башни стояли далеко от реки
Прежде чем перейти к сути, наш собеседник сделал важное отступление. Отец Евгения – Анатолий Николаевич Елин – родился в поселке им. Калинина, это как раз недалеко от Шуховских башен. Сейчас ему 87 лет.
В 50-х годах прошлого века, когда Анатолий Николаевич был мальшишкой-подростком, они с друзьями часто гуляли по берегу Оки близ «сетчатых» башен. Тогда обе башни стояли довольно далеко от берега – не меньше нескольких десятков метров. А когда их строили, почти 100 лет назад, то специально отступали от воды на все сотни метров. Никто и подумать не мог, что через какое-то время река подойдет к Шуховским башням вплотную, одну из них свалит, а последнюю придется спасать с помощью шпунтов и бетона.

Вторая башня пала 20 лет назад
Сам Евгений Елин в 2001 году успел запечатлеть обе башни на левом берегу Оки. На его фото видно, что одна из них критически близко «подошла» к песчаному обрыву у воды…

2021 год – на берегу еще две башни

Осталась на берегу единственная башня, и стало понятно, что быстрая река подступает и к ней, и объект может постигнуть та же печальная участь.

2001 г., оголенный фундамент башни в результате размыва. До полного разрушения осталось 4 года
Укрепили, но провально
В 2020 году руководством Дзержинска было принято решение о возведении нового берегоукрепления – в том самом месте, где красуется башня-памятник.

Бетонная набережная, кстати сказать, была здесь и раньше. Но уж больно неухоженно она к тому времени выглядела.


Фото 2010 г.
Прямо под новым укреплением в 2020 году в берег вбили металлические шпунты, а площадку вокруг самого объекта забетонировали. Получилась красивая, светлая и вроде бы прочная набережная – с парковкой, прогулочной зоной, заездом и съездом транспорта. Сюда потянулись туристы, стали ездить целые автобусы желающих взглянуть на местную жемчужину архитектуры. Башню украсили разноцветной подсветкой.

За этой красотой и лоском грянула неожиданная новость – в 2024 году, когда и четырех лет не прошло с момента укрепления подножия башня, набережная самым беспощадным образом провалилась. Это обнажило не только огрехи проектировщиков и строителей, но и халатность тех, кто вложил в проект колоссальные деньги, а принял работу мягко говоря сомнительного качества.

«Позор» быстро попытались скрыть, набережную у Шуховки опять подняли, подлатали, подмазали и успокоились.
Не прошло и года…


По-настоящему прочное и надежное укрепление нужно было сделать с самого начала, если хотелось получить действительно хороший результат – чтобы берег «стоял» не пять лет, а долгие десятилетия.

Укрепление – выше по течению
Евгений Елин для наглядности делает наброски на листе бумаги. Ока в районе Шуховки течет со стороны Дзержинска в направлении Нижнего. За несколько сотен метров до башни река делает изгиб, и течение размывает песчаный берег.

Чтобы берег стал как каменный, не давая волнам даже коснуться подножия Шуховской башни, укреплять его нужно выше по течению – ближе к Дзержинску еще метров на 100-150. Можно отсыпать кромку булыжником, можно уложить бетонные плиты. Ударяясь о них, вода будет терять здесь основную силу и приходить к Шуховке уже ослабевшей. Так и только так набережную удастся сберечь от верного разрушения, а башню – от потери.

Вопросов слишком много
Такой проект – четко и грамотно – могут выполнить, например, в строительном университете Нижнего Новгорода, где учатся и работают специалисты, в том числе по гидротехническим сооружениям. Но вопрос не только в том, чтобы укрепить берег и сохранить башню на века, хотя он и основной, дело еще в растрате колоссальных бюджетных средств. Кто принял некачественные работы? Кто контролировал ремонт набережной, которая вновь начала разрушаться даже не через четыре года после строительства, а уже на следующий, то есть почти сразу? Кто ответит за безопасность приезжаюших на Шуховку людей? Выдержит ли площадка машины и автобусы после горе-ремонта?

Все эти вопросы нуждаются в ответах, но пока остаются без них и вряд ли на них кто-то ответит подробно и честно.
Сначала башня, потом дорога
И сейчас вместо того, чтобы обратить внимание на первостепенную задачу – берегоукрепление – многих гораздо больше заботит строительство широкой магистрали в лесу – путь к знаменитой Шуховке. С проектом опять торопились, рубили лес, прокладывали асфальт и коммуникации, но дошли только до середины. Сейчас денег на продолжение нет, вся надежда, что их выделит область. Но даже если дорогу удастся достроить в короткие сроки, куда она в итоге будет приводить? К берегу, который рушится, и если ничего не сделать кардинально, будет продолжать «стекать» в воду с каждым годом, утаскивая за собой то ценное наследство, за которым и едут на берег Оки многочисленные туристы и местные жители.


Услышат ли все эти слова сейчас?..








