27 сентября в России отмечается День воспитателя и дошкольного работника. К этой дате «Дзержинское время» рассказывает об одном из профессиональных и преданных своему делу — воспитанию маленьких дзержинцев — людей нашего города – логопеде из детского сада №3 Ларисе Владимировне Прыгуновой. Работать воспитателем она начала ровно 30 лет назад — в 1992 году, а сейчас признается, что не представляет себя и свою жизнь вне работы с детьми, которым нужна специальная помощь в развитии речи. Садик любила с детства
Когда героине этой статьи исполнилось 6 лет, ее семья переехала в район ул. Строителей, и девочка поменяла детский сад. Ровно два года — до школы — она ходила в садик, где сейчас располагается православная гимназия. В дошкольном учреждении ей нравились и прогулки, и занятия творчеством, и общение с ровесниками.
«Я хорошо помню свою воспитательницу, Людмилу Ивановну, и сохранила самые добрые и теплые воспоминания об этом человеке», – делится Лариса Владимировна.
А еще маленькая Лариса, однажды оставшись у бабушки в деревне, очень испугалась темной бани. До этого она никогда там не была. Приехавшие за девочкой родители обнаружили, что она… стала заикаться.
«Позже я занималась с логопедом, по сути, училась нормально говорить заново. У меня получилось. Да так, что через много лет я сама начала учить говорить детей, а в этом деле нужно быть образцом чистой и четкой речи”, – говорит Лариса Прыгунова.
«Малыши тебя не обидят»
В школе Лариса училась очень успешно, и после выпускного класса хотела поступить на экономический факультет, как мама. Но как раз мама посоветовала девушке продолжать образование в сфере педагогики — пойти по стопам отца – Заслуженного учителя России.
Сейчас Лариса Прыгунова понимает, что это было верное решение, и очень благодарна мягкому, но уверенному наставничеству своей мамы.
Она поступила в Нижегородский педагогический институт по специальности «дошкольное образование».
«Помню папа тогда сказал: это хорошо, что садик, а не школа, малыши тебя не обидят», – с улыбкой вспоминает Лариса Владимировна.
Будучи студенткой она очень много внимания уделяла детской психологии. Интересу к этому направлению способствовали преподаватели вуза — доктора психологических наук, профессора Ульяна Васильевна Ульенкова и Тамара Ивановна Чиркова.
Диплом Лариса Прыгунова получила по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Психолог и логопед
Интересно, что когда молодой специалист пришла в городское управление образования, чтобы устроиться на работу, выяснилось, что вакантных мест в дзержинских садиках нет. Но девушке повезло. Именно в год ее выпуска из института, в 1992 году, в детских садах и школах начали вводить ставки психологов, и ее специализация помогла устроиться в ясли-сад №1 «Фиалка», в котором наряду с обычными воспитывались дети с нарушением зрения.
Психологом Лариса работала до 2002 года, то есть 10 лет, в детских садах №1, №3, №94. Детские сады №3 и №94 были для детей с нарушениями речи. Наблюдая за работой коллег – логопедов, она приняла решение получить второе высшее образование по специальности «учитель-логопед». С 2000 по 2002 год Лариса снова училась в пединституте, сейчас, напомним, это Мининский университет Нижнего Новгорода, и получила еще одно педагогическое образование: учитель-логопед.
Сразу после этого Лариса Владимировна стала работать логопедом в детском саду №3, где трудится по сей день. Садик этот специализированный, в народе его называют «логопедическим». Здесь малышам с проблемами речи помогают начинать говорить легко и уверенно.
В этом году Лариса Прыгунова набрала старшую группу детей 5-летнего возраста из 12-ти человек.
Людям, несведущим в этой области, наверное, будет сложно понять всю специфику работы логопеда. Это даже не воспитатель, а именно учитель, потому что учит детей правильно произносить слова, по сути, разговаривать. То есть наша героиня учит ребят произносить те звуки, а затем и слоги, слова, предложения, которые пока они не могут выговаривать. Подобные проблемы у малышей могут возникнуть из-за недостаточного развития речевого аппарата, неправильного восприятия звуков окружающего мира, задержки развития в целом — причин много. Но, уверяет логопед, подавляющее большинство таких трудностей преодолимо, главное – постоянные и усердные занятия с ребенком, бережное отношение к нему и плотный тандем с родителями, которые должны стать единомышленниками с педагогом и ребенком на его сложном пути к простому «выговариванию» слов.
«Ма-ма мы-ла ра-му»
Детский сад №3 — в общем-то такой же, как все остальные. Дети здесь занимаются посильной физкультурой, посещают музыкальные занятия, готовятся к «утренникам», рисуют, лепят, гуляют, кушают, спят. Главное отличие в том, что каждый день с ними индивидуально и в группе занимается логопед.
«У меня есть мальчик, который не говорит совсем, не умеет говорить. Есть дети, которые пока не могут произносить половину всех звуков. Упрощая себе задачу, они сокращают слова до отдельных звуков или разговаривают, в основном, с помощью гласных. Моя задача не только выявить проблему, а наметить индивидуальный план занятий с каждым ребенком и постепенно закреплять полученные навыки. С родителями общаемся еженедельно. Я рассказываю им ситуацию и динамику в речевом развитии, говорю, чем обязательно нужно заниматься с детьми дома. Чем больше ребенок будет слышать правильных звуков и слов, чем тщательнее и регулярнее занятия по постановке речи, и «домашнее задание» здесь играет далеко не последнюю роль, тем быстрее сформируется привычка говорить правильно», – рассказывает Лариса Прыгунова.
Весь коллектив садика, продолжает делиться специалист, очень сплоченный и нацеленный на единый результат — компенсировать всем без исключения воспитанникам их недостатки в речевом развитии, чтобы дать детям равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Лариса Владимировна очень благодарна, что много лет трудится и учится у замечательных коллег-педагогов — заведующей детским садом №3 Ларисы Михайловны Юницкой и своей наставницы по логопедическому мастерству Наталии Анатольевны Клочковой.
Лариса Прыгунова за свою многолетнюю успешную работу неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами на городском, областном и всероссийском уровнях.
Воспитывать — значит уважать
Секреты мастерства работы с детьми, по мнению Ларисы Прыгуновой, заключаются в преданности своему делу, которое надо любить и выполнять с полной отдачей. Заставить себя трудиться ради благополучного будущего каждого опекаемого невозможно, нужно этим жить и хотеть этого не меньше самих детей и их родителей.
«Хотела, но не буду говорить такую банальную фразу, что обязательно нужно любить детей, работая с ними. Все-таки любить нужно своих родных детей, а в детском садике малышей нужно правильно воспитывать, тепло, но уверенно вести их к цели быть здоровыми и счастливыми, нужно уважать их право на полноценное будущее», – говорит педагог.
Саму Ларису Владимировну ее 5-летние воспитанники, должно быть, очень любят, ценят и внимательно слушают ее задания и советы. Потому что она олицетворяет собой идеал доброты и заботы: хрупкая, красивая, неравнодушная, готовая каждого выслушать, утешить и приласкать. Одно то, как она называет ребят: «мои солнышки» и сколько в этих словах нежности, способствует безоговорочной вере в искреннюю привязанность и все-таки самую настоящую любовь.
«Когда выпускаю очередную группу и вижу результаты детей, многие из которых совсем недавно говорили очень неразборчиво и трудно, а сейчас не отличаются от остальных сверстников, понимаю, что правильно выбрала жизненный путь, и, извините за совсем уж такую нескромность — не зря живу на свете. Моя работа приносит мне колоссальное удовольствие, это и творчество, и креативность, и отдача, но и постоянно новый полезный опыт. Знаете, мне всегда немного жаль людей, которые идут на работу, которой не хотят заниматься.
Должно быть, это очень мучительно и сложно. Поэтому я благодарна судьбе и моим родителям: папе, за поданный пример работы с детьми, и маме, которая рассмотрела во мне потенциал педагога. Буду очень стараться и дальше отдавать детям все свои навыки и умения», – признается Лариса Прыгунова.
Лариса не отказывает в помощи и тем детям, с которыми просят позаниматься родители в нерабочее время. Даже «невыговаривание» единственной сложной буквы «р» ребенком в определенном возрасте вызывает у мам и пап беспокойство. Если причина только в неумении правильно «поставить язык», логопед научит «рычать» за каких-то 2-3 занятия. «Волшебница» – называют педагога после этого многие взрослые. Никакого волшебства, парирует Лариса Прыгунова, а только знания, немного усилий и желание следовать наставлениям со стороны самого маленького человека.
И все-таки научить ребенка говорить — внятно и правильно — сродни чуду, которое много лет дарит дзержинцам Лариса Владимировна Прыгунова.
P.S. Коллектив редакции «Дзержинское время» поздравляет всех работников детских садов с профессиональным праздником и благодарит их за такой сложный, но очень важный и нужный труд.
Елена Родионова