Первое сентября это знаменательная дата не только для первоклашек. Это еще и день, когда молодые люди и девушки начинают свой взрослый этап в жизни – обучение в высших учебных заведениях. В День знаний журналисты «ДВ» поговорили с первокурсниками и с будущими выпускниками вузов нашего города.
У первокурсников очень хотелось узнать, как они прошли «тернистый» путь сдачи экзаменов ЕГЭ, осуществили свой выбор вуза, и что они ожидают от обучения в институтах и университетах. А также мы попросили их поделиться советами для 11-классников, которым все это предстоит пройти в 2024 году.
С будущими выпускниками мы обсудили вопросы, как проходило их обучение, какие планы на будущее и попросили их высказать свои пожелания первокурсникам.
Начнем с нашего Дзержинского политехнического института (ДПИ НГТУ). В этом году в него пришли более 400 первокурсников по разным направлениям и специальностям.
Первокурсник ДПИ НГТУ Иван М.:
– Я поступил на факультет автоматизацию технических процессов.
– Почему вы выбрали именно этот институт и специальность?
– Ну, потому что он находится в моем родном городе, это ближе для меня. Просто мне нравится этот вуз. Специальность я выбрал целенаправленно. Считаю, что сейчас она очень востребована на рынке труда.
– Что ожидаете от института?
Получить много знаний и много опыта, хорошо провести время. Очень хочется участвовать в жизни института.
– Трудно вам было сдавать ЕГЭ?
– Да, трудно. Трудности в основном были в математике и физике – основные трудные предметы, по моему мнению. Задания тяжелые были для меня. Но я справился.
– Ваши пожелания 11 классникам.
– Пожелаю терпения, много терпения, потому что в следующем году это будет, может быть, легче, а, может быть, сложнее, все равно желаю терпения и никогда не сдаваться. При выборе вуза желаю выбрать учебное заведение, которое по душе, а не то, которое советуют.
– Первокурсник ДПИ НГТУ Павел Ш.:
– Я поступил на факультет «информационная безопасность» Дзержинского политехнического института.
– Что ожидаете от специализации?
– Я выбрал сам эту специализацию. Я ожидаю научиться новому, а также добиться успехов в учебе, чтобы попасть на долгожданную работу – я хочу попасть на госслужбу.
– Почему вы выбрали именно этот институт?
Как я и говорил, я готовил себя к поступлению сюда. Во-первых, потому что в этом институте, по моему мнению, дают те знания по моей специализации, которые будут мне нужны на моей будущей работе. Во-вторых, институт находится в родном городе, здесь и проще получается учиться и обстановка хорошая, веселая, и отзывались об институте очень хорошо.
– Трудно было сдавать ЕГЭ?
– ЕГЭ был не из простых. Особенно математика. Но терпение и труд все перетрут. А трудности были в математике – в логике и немного геометрии, потому что я с ними не очень лажу.
– А что вы еще ожидаете от института?
– Получить удовольствие от самого обучения, познакомиться с новыми людьми. Повеселиться и порой на мероприятиях повалять дурака.
– Что пожелаете школьникам, перешедшим в 11 класс?
– Ребята, старайтесь хорошо подготовиться к ЕГЭ, получить высокие баллы и поступить в вуз своей мечты. Чтобы потом был шанс найти самую интересную и любимую работу. Я рассчитываю именно на это.
– А пожелания однокурсникам?
– Учитесь хорошо и не бойтесь трудностей.
Будущие выпускники Дзержинского политехнического института поделились своим опытом:
Студент 4 курса ДПИ НГТУ Дмитрий С., обучается на инженерно-техническом факультете по специальности «автоматизация технологических процессов и производств».
– Трудно было учиться?
– Учиться не трудно, поскольку преподавательский состав лояльно относится к студентам, но при этом он оценивает не ваше умение заучивать, а умение понимать материал. И поэтому главное не пропускать занятия и выполнять лабораторные работы, сдавать их в срок, ну и соответственно сдавать зачеты и к ним готовиться.
– Как вы видите свое будущее?
– Я вижу свое будущее, связанное со своей специальностью, поскольку я уже проходил производственную практику в этом году в первый раз на предприятии нашего города. Мне этот проект показал, что я вообще делаю, зачем я учусь в вузе, и мне очень понравилось. Это вообще очень интересно и даже не так сложно, как я себе это представлял. В общем, я правильно выбрал и вуз, и специальность.
– Что еще интересного в институте?
– У нас очень много студентов-активистов, которые занимаются общественной деятельностью института. Могут заниматься волонтерством, подготовкой аппаратуры на мероприятиях, как мы с моим другом, в принципе, участвовать в общественных мероприятиях Дзержинска и Нижегородской области.
– Что вы скажете про преподавательский состав института?
– Преподавательский состав всегда готов отвечать на любые вопросы. Не было такого, чтобы преподаватель просто не ставил зачет. У нас разработана балльно-рейтинговая система, которая позволяет обучающемуся получать хорошее оценки и сдавать хорошо экзамены.
– Что вы пожелаете первокурсникам?
– Я первокурсникам пожелаю не прогуливать пары, вам это рано еще делать, и не ленитесь, пожалуйста. Это ваш первый взрослый этап в жизни и это, конечно, совсем не школа. Это будет совсем по-другому, но, думаю, что вы привыкнете, и все будет хорошо.
Софья Б. обучается по направлению химическая технология на 2 курсе магистратуры в ДПИ НГТУ:
– Во время обучения мне очень нравились преподаватели, они всегда во всем помогали, объясняли. Я всегда училась хорошо – получала стипендии. Но для меня важен не только процесс обучения, но и студенческая жизнь.
Специализацию я эту выбрала по семейной традиции: у меня мама, папа учились по этой специальности и поэтому при выборе у меня даже вопросов не было, куда идти, и что это должен быть наш политех и именно по специальности “химическая технология”.
Но так сложилось, что я совмещаю сейчас учебу и работу в институте. Работа моя связана с общественной жизнью института, выбор не случайный – я по своей натуре активист. Я считаю, что огромный плюс, когда есть возможность оставаться в студенческой жизни института и одновременно сочетать с учебой.
Мы часто организуем мероприятия, в которых участвуют и преподаватели, и студенты.
– Сам процесс обучения сложен по вашей специальности?
– Направление «химическая технология» достаточно серьезное. У нас много лабораторных, много пар, можно работать на кафедре. Например, на кафедре мои однокурсники занимались наукой, участвовали в различных грантах. Обучение в институте всегда идет хорошо, особенно когда у тебя дружная группа и все друг другу помогают. Это отлично.
– Ваше будущее связанно с нашим городом?
– Конечно. Я люблю свой город. Я вообще патриот. Поэтому очень бы хотелось оставаться здесь. Не знаю, что дальше получится, и куда меня поведет жизнь, но я точно знаю, что это будет в нашем городе.
– Что вы пожелаете первокурсникам?
– Не бояться проявлять себя, быть активными, не бояться общаться с ребятами со своего курса и со старшекурсниками, потому что они могут много чего посоветовать, рассказать, даже в учебе помочь. У нас это принято. У нас в институте все очень дружелюбны и поэтому не нужно стесняться подходить к кому-то, все всегда все знают, все ответят помогут, так что без проблем.
Выпускники школ из Дзержинска поступали не только в вузы нашего города, но и отправились за знаниями в другие города. Самым популярным городом оказался Нижний Новгород и его старейший вуз «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ).
Первокурсник ННГУ им Лобачевского Дмитрий К.:
– Я поступил в университет им. Лобачевского в Нижнем, на факультет «прикладная и фундаментальная химия». У меня было несколько вариантов для поступления: Москва, Новосибирск, Казань и вот как раз Нижний.
В Москву я не попал из-за слишком высокого проходного балла – 265 баллов. Новосибирск находился в 2000 км от дома, поэтому как то было страшно, какую-то неуверенность испытывал. Казань – тоже передумал, потому что тоже достаточно далеко. Нижний оказался лучшим вариантом: близко к дому, много друзей и, говорят, что обучение неплохое.
– Почему выбрали именно эту специальность?
– В 8 классе мой друг мне сказал: «Учи химию, иначе у тебя будет плохо с оценками». А я раньше старался быть отличником. Когда наступила пора ОГЭ – 9 класс, я заинтересовался более глубоким изучением химии. Сам стал готовиться, сам начал изучать материал и даже больше школьной программы. Дополнительно что-то узнавал, и вот так появился интерес к химии, который продлился до 11 класса. И я решил связать свою жизнь именно с химией.
Мне нравится проводить всякие химические опыты, по большей части теория тоже нравится. Сейчас недостаток специалистов в стране, связанный с химией: на химических производствах не хватает кадров. Ученым не хочу быть, не мое это дело. Говорят, что на предприятиях хорошие зарплаты и вполне интересная работа.
– Трудно было ЕГЭ сдавать?
– Ну, вообще нет. Только если в моральном плане, и то с этим можно справиться. Варианты в этом году достаточно неплохие, помогла подготовка с учителями, репетиторами и плюс еще сам дополнительно занимался. Поэтому мне не особо трудно было сдавать ЕГЭ.
– Что пожелаешь одиннадцатиклассникам, которые будут проходить путь сдачи ЕГЭ, выбора вуза?
– По поводу сдачи ЕГЭ повторю фразу, которую нам говорили перед сдачей экзамена в школе: «ЕГЭ это не самое главное в вашей жизни и не стоит так убиваться». Потому что все возможно успеть: есть еще целый год для подготовки, просто нужно правильно выделить время. Если проанализировать ситуацию, как меняются экзамены, то математика не особо усложняется, русский тоже можно вполне хорошо сдать на высокий балл, даже если ты не занимаешься с репетитором. Насчет химии – ну придется посидеть, готовиться очень много, хотя это тоже в принципе реально. Ничего с вами не случится, и все будет хорошо.
– Есть советы по поводу выбора вуза и специальности?
– Я рассматривал в зависимости от того, что я хочу, то есть если хочется идти на производство, тогда стоит выбрать бакалавриат. После него можно работать лаборантом, проверять качество продукции. Специалитет, по моему мнению, дает больше возможностей, он дает специальные знания, которые помогут углубиться в науке и пойти на другие типы производства. Да, будет труднее, но потом это окупится. И поэтому на месте ребят, я бы выбрал специалитет.
Еще нужно определиться с выбором специальности – потратить недельку и почитать статьи в интернете, просто посмотреть ролики, возможно, заинтересует вообще физика. Вот например, идти на химию мне подсказал мой одноклассник, по факту – чисто случайно, и мне повезло. А мои друзья выбрали физику. Они просто сидели на уроках, и когда все послушали, поняли материал, они сказали мне, что им так нравится физика – «пожалуй, будем ее сдавать». Просто все в один момент заинтересовались каким-то предметом и решили его сдавать.
– Скажите напутствие школьникам, перешедшим в 11 класс.
– Хочу пожелать успехов, поменьше тратить нервы на экзамене, понимать, что это не последнее испытание и даже не самое трудное. И то, что все получится и все сдадут на высокие баллы. Главное это усердие, усидчивость и просто желание учиться.
– А что можно пожелать однокурсникам?
– Своим однокурсникам желаю, чтобы мы все сдружились и жили дружной компанией все пять лет.
А студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. Минина Вера Л* из Дзержинска по нашей просьбе просто рассказала о своем поступлении и выборе вуза:
«Я хочу работать педагогом, потому что мне нравится учить. Эмоции от того, что ты объяснил интересную тему, и дети ее поняли, самые, наверное, невероятные. Но важны не только свои эмоции, но и учеников. Когда благодаря обоюдной «работе» удалось достичь необходимого результата, ребенок радуется не меньше своего педагога. У особенных детей эти эмоции более яркие и более открытые. Поэтому я решила стать не просто учителем, а работать именно с особенными детьми. У меня еще мало опыта, но я уже заметила, что эти дети такие же, как все остальные. Просто им сложнее понять новый материал, и нужно терпеливо повторять его больше и дольше. Но итог будет один — если учитель вкладывает в свои уроки душу, любой ребенок ответит желанием учиться. Сейчас во всех сферах развивается роботизация, искусственный интеллект, это очень здорово. Они обязательно найдут широкое применение и в образовании, но «живое» общение педагога и обучаемого никогда не сможет заменить ни одна машина. Потому что она не способна чувствовать настроение, улавливать нотки грусти и радоваться успехам, как это делают люди. Я постараюсь научиться быть хорошим учителем, и в будущем все то, что буду знать и уметь сама, бережно и терпеливо донесу до своих подопечных. Для меня быть учителем – это лучшая профессия».
Фото из архива “ДВ” и предоставлено ДПИ и ННГУ