Вчера Дзержинск с гастролями посетил Донецкий музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна. Актёры выступали с нестареющей классикой – рок-оперой «Юнона и Авось» (16+). Почему именно наш театр выбрали для выступления приезжие артисты, как они сами относятся к данному спектаклю и как гостей встретили дзержинские зрители – расскажем в нашем материале. О любви – к женщине и к Родине
Ещё до начала постановки с журналистами встретились режиссёр-постановщик – Заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий и исполнители главных ролей – Заслуженный артист Украины Руслан Слабунов (Николай Резанов) и Виктория Селиванова (Кончита).
Донецкие гости пояснили, что рок-опера «Юнона и Авось» (16+) ставится в их театре с 2017 года и является одним из самых популярных и востребованных спектаклей в репертуаре. В этом году, благодаря учреждению культуры «Росконцерт», артисты побывали с гастролями в Тамбове, Липецке, Рязани, Владимире, Кинешме, Дзержинске. Далее на их пути следуют Чебоксары и Москва.
Наш город в этот список попал неслучайно. Сам режиссёр объясняет: обращали внимание на размеры сцены и техническую оснащённость. Оказалось, что сцена нашего театра очень похожа на донецкую, а значит, хорошо подходила для представления декораций и размещения артистов. А их, между прочим, выступало семьдесят! Всего же коллектив приехавших гостей включает девяносто четыре человека.
«Мы благодарны Министерству культуры Российской Федерации и Министерству культуры Донецкой Народной Республики за выстроенный ими гастрольный график. Нам предлагали разные города Нижегородской области, но Дзержинск подходил своей площадкой. Очень рады, что мы сегодня здесь, хоть пока и не успели познакомиться с городом. Но после спектакля у нас будет целый день на то, чтобы его посмотреть», – отметил Василий Маслий.
На вопрос, не боится ли он сравнений с легендарной постановкой «Ленкома», режиссёр ответил искренне, что сам целиком так и не посмотрел их вариант спектакля.
«Дело в том, что перед выходом постановки не смотрю другие вариации, чтобы не отпечаталось чужое видение. Но могу сказать одно – наш спектакль абсолютно аутентичен, он современный, но классического сюжета мы придерживались. Ориентировались на поэму Андрея Вознесенского, при этом взяли из поэмы некоторые моменты, которые не идут в «Ленкоме», а также на музыку Алексея Рыбникова. Сравнения мне не страшны, поскольку бояться – значит, не пробовать ничего делать. Есть великие материалы и великие авторы, например, Шекспир или Чехов. И все режиссёры, делая постановки на их произведения, так или иначе вносят своё видение. Что касается спектакля «Юнона и Авось», не могу сказать, что он не о любви Резанова и Кончиты. Это, конечно, есть, но отходит на второй план. Моё видение заключается в том, что человеческая любовь идёт больше от девушки, хотя Резанов «заражается» ею. Но прежде всего граф любит свою Родину, ради неё он готов пойти на всё», – объяснил Василий Анатольевич.
В свою очередь, Руслан Слабунов, играющий Николая Резанова, подчеркнул, что для него эта роль – значимая и весомая. Подход к подготовке всегда очень серьёзный, и режиссёр, и коллеги-артисты прикладывают много усилий, чтобы выступить в полную силу, заметил актёр.
«Бывает не так просто выйти из этой роли и перестроиться. Наша профессия такова, что нужно быстро восстанавливаться и переключаться. Постановка «Юнона и Авось» (16+) идёт на сцене стабильно один-два раза в месяц, при том, что у нас очень много других спектаклей. Для гастролей выбрали именно его потому, что, как мне кажется, он более актуален, чем нечто весёлое и развлекательное. К тому же популярен в России, давно здесь идёт, и нам хотелось показать всем свою версию, сказать, что мы не хуже. Теперь мы все вместе, мы – одна страна, поэтому нам важно внести свой вклад в развитие общей культуры», – подчеркнул Руслан.
А Виктория Селиванова, в спектакле – Кончита, отметила, что эта роль – одна из её самых любимых.
«Моё мнение – спектакль о Кончите и о её любви. Потому что, если бы не было этого ожидания, таких сильных чувств с её стороны, то об этой истории уже давным-давно забыли бы. Таких историй, на самом деле, миллион. Но именно благодаря тому, что Кончита была настолько верна, терпелива, имела такой сильный и преданный характер, мы сегодня играем такой спектакль. Конечно, исполнение даётся непросто. К тому же, что режиссёр объединил роли Богородицы и Кончиты. В этом Василий Анатольевич видит свой смысл. И вокальный материал, и драматическая линия тоже непростые», – объяснила Виктория.
Артисты отметили, что везде, где они выступают, их встречают очень тепло. И дзержинских зрителей им хочется порадовать, сыграв искренне и в полную мощь. А далее они показались нам уже на сцене в рабочем амплуа.
Сюжет классический, исполнение современное
Напомним читателям сюжет, основанный на реальных событиях.
Русский граф Николай Резанов после смерти своей жены принимает решение посвятить оставшуюся жизнь служению Родине. Долгое время его цель – налаживание торговых связей между Россией и Америкой. Но предложения Резанова не находят отклика у властей.
Однако, однажды ему поручают задание – отправиться к берегам Америки. Перед поездкой граф рассказывает об одном случае, который произошёл с ним еще в юности. Во сне ему явилась Казанская Божья Матерь. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Богородица пообещала графу неустанно молиться за него.
Два корабля – «Юнона» и «Авось» под Андреевскими флагами отправляются к берегам далёкого континента.
А в это время в Испанской Калифорнии дочь местного губернатора Консепсьон Аргуэльо (Кончита) готовится к свадьбе со своим женихом – сеньором Фернандо. Всё меняет знаковая встреча на балу, когда Резанов приглашает юную испанку на танец. Граф и девушка влюбляются друг в друга, а ночью предаются страсти.
Кончита разрывает помолвку с Фернандо и обручается с Резановым. Однако, графу нужно вернуться на Аляску, а затем в Санкт-Петербург, чтобы просить разрешения о помолвке с католичкой. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает.
Испанка не верит известиям о кончине графа. В ожидании проходят десятилетия. Только в 1842 году английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщает ей точные подробности кончины Резанова. Кончита дает обет молчания и остается жить в монастырской обители, где и умирает.
Однако, вернёмся к спектаклю
Первое, что привело зал в восторг, – шикарные декорации, продуманные до мелочей.
Периодически сцена визуально делилась пополам спускающимся с потолка экраном, на котором транслировались то плывущий корабль (судно, на котором Резанов отправляется в Калифорнию), то звёздное небо (когда граф и юная испанка сливаются в любовном акте). При этом позади него зрители видели действа артистов. И весь этот перформанс – на фоне мощных, красивых, сильных голосов под великолепную музыку и известные композиции.
«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» – звучали знакомые всем строки, и наворачивались слёзы, партер и балкон замирали, в едином порыве наклоняясь вперёд. Эта песня стала лейтмотивом спектакля, артисты исполняли её несколько раз.
Каждая сцена вызывала у зрителей сильнейшие эмоции, а количество актёров на сцене поражало своим масштабом. Как динамично и ярко звучали сборы графа в путешествие, когда натягивались канаты! В свою очередь, момент бала, на котором встречаются и влюбляются Резанов и Кончита, выглядел трогательно и очень искренне. На самом деле было ощущение, что это не артисты, а настоящие граф и юная испанка, смущённые неожиданно нахлынувшим на них великим чувством.
Как и сказал режиссёр, сюжета придерживались. Периодически артист-ведущий зачитывал исторические сведения, поясняющие те или иные повороты в спектакле.
Постановка не включала в себя антракт, а потому зрители буквально на одном дыхании замерли на всё время рок-оперы, повставав с мест и разразившись бурными аплодисментами, как только в финале заиграла «Аллилуйя любви». Так мощно, ярко и сильно поразили дзержинских театралов донецкие гости.
Остаётся надеяться, что артисты театра имени М.М. Бровуна ещё не раз посетят наш город. Желаем всему коллективу театра творческих успехов и продуктивных гастролей!
Фото Юлии Волковой
Ксения Князева