Через два дня, 24 апреля, в Дзержинске закончится отопительный сезон в связи с установившейся в течение нескольких дней теплой погодой. Но не все горожане поставят на этом точку в своих отношениях с теплоснабжением. В доме №17/70 по ул. Строителей «горячая» пора только начинается. Две недели назад здесь получили счета за отопление с учетом корректировки с дополнительными суммами примерно по 6 тыс. рублей за трехкомнатную квартиру. Удивительно, но в прошлом году, по словам собственников, здесь была точно такая же доплата. И все эти колоссальные деньги с жильцов взимают при почти холодных батареях зимой и «цветущих» от грибка стенах. За камин и за батареи
В первом подъезде на последнем, пятом, этаже дома в «трешках» живут две молодые многодетные семьи. У каждой по трое детей, включая младенцев до года.
И в той, и в другой квартире уверяют, что замерзали минувшей зимой, потому что батареи практически всегда оставались чуть теплыми или даже скорее холодными. Чтобы обогреть детские комнаты и ванные для купания малышей, родители не выключали сутками сразу по несколько каминов.
За электричество весь отопительный сезон им выставляли не меньше 1000 руб. в месяц. За отопление тоже ежемесячно приходилось выкладывать по 2,5-3 тыс. рублей. И мартовская корректировка платы в среднем по 6 тыс. рублей за холодное жилье многодетных родителей, мягко сказать, удивила. За этот месяц с учетом, что рассрочка большого платежа в этом году не предоставлялась, в квитанциях только ЕРКЦ образовалась сумма к оплате по 11-12 тысяч. И не платить нельзя, говорят жители, иначе можно потерять льготы, положенные многодетным.
В семье Д*, как уже было сказано, трое детей. Старший ходит в детский сад, младшим – двойняшкам – едва исполнилось полгода. Помимо того, что все замерзали зимой из-за отсутствия нормального централизованного обогрева, теперь к прелестям проживания добавились плесень и грибок на стенах и потолке. Вероятно, они образовались из-за вечного холода, но не только. В углу над кухней в этом году потекла крыша, отсырела стена, коварный черный налет обосновался не только на стенах, но и даже внутри кухонного гарнитура. Из-за этого в комнате по краям отстали обои, а хозяевам пришлось отложить монтаж натяжного потолка – ведь сырость может добраться до проводки. Сейчас состояние мокнущих поверхностей по крайней мере видно.
По словам Екатерины Д*, в ДУК со своими проблемами она обращается постоянно. По поводу пролива представители УК «в гости» приходили, жилье осматривали. После этого течь на крыше вроде бы устранили и поставили квартиру в очередь на утепление фасадной части на 2025 год. От грибка это поможет избавить детей и взрослых в семье Д* лишь наполовину, так как не прогревающееся изнутри жилье не спасет никакая пенка снаружи.
Стихийное собрание
Когда мы встречались с двумя многодетными семьями на Строителей, 17/70, из этого же дома подошли еще несколько жильцов.
Все подтвердили: в квартирах зимой очень холодно, а корректировка за тепло второй год подряд выливается в большие суммы. Как такое возможно? Раньше перерасчет по итогам года за теплоэнергию по этому адресу часто шел в минус, а с 2021-го – «дом как сглазили».
Самые активные собственники уже успели написать по поводу большой «плюсовой» платы за отопление в «Т Плюс» и получили ответ. Все оказалось банально. Тепловики сообщили жителям дома: «В 2022 году отсутствуют показания ОПУ теплоэнергии в январе, феврале, марте, апреле, мае, сентябре, октябре, в связи с чем количество потребленной энергии за указанный период определено на основании среднего потребления теплоэнергии за период штатной работы прибора учета или утвержденного норматива потребления коммунальной услуги».
То есть в указанном доме в прошлом году почти все время не работал ОПУ теплоэнергии, и плату за все 12 месяцев, даже летом, рассчитали по условным затратам гигакалорий на МКД, как в ноябре и декабре, именно в этот период счетчик работал «штатно» в течение 2022 года. Либо плата была начислена по нормативу, что, как правило, тоже превышает по затратам реально потребленный объем Гкал, тем более дом зимой еле топили.
Мало того, в этом же ответе представители РСО сообщают, что и за 2021 год итоговые суммы за отопление считали с учетом норматива либо среднемесячных показаний ОПУ, так как счетчик опять же не работал в течение года полностью. Видимо, прибор учета в доме как сломался, например, в начале 2021 года, так до конца 2022-го до него никому не было дела.
Виновата ли в этом ДУК? Безусловно, так как именно УК должна своевременно приводить в порядок общедомовое имущество, доверенное ей в обслуживание собственниками помещений в МКД за немалые деньги. Но не будем оправдывать и жителей дома. За информацией о состоянии коллективного счетчика можно без труда следить по квитанциям ежемесячно. Если появились данные, что он неисправен, нужно требовать ремонта от жилищников незамедлительно. Здесь же люди встревожились только после того, как второй год подряд получили существенную «прибавку» за тепло.
К слову, в ДУК они уже успели сходить, так как разбираться со счетчиком и платой в «Т Плюс» им посоветовали именно в управляющей компании. По словам жильцов, в Дзержинской управляющей компании им рекомендовали написать заявления со всеми своими претензиями и просьбами и выдали для этого бланк… УК «Наш дзержинский дом». Это, конечно, почти одно и то же, но все-таки не совсем.
Никакого сбережения
Чего же могут потребовать от УК в связи с большой платой за тепло из-за простоя счетчика горожане из названного дома? Деньги они должны заплатить ресурсникам, а не жилищникам, поэтому те, если бы даже и согласились, не могут сделать перерасчет именно за тепло. Но выход здесь все равно есть.
Когда по приглашению собственников мы были в доме №17/70 по ул. Строителей, то отметили, что окна в подъездах дома старые, как и весь ремонт лестничных клеток, а трубы отопления в подвале не защищены изоляционным слоем. То есть то жалкое тепло, что поступает в дом, почти полностью улетучивается еще в подвале. Естественно, в квартирах его не дождутся при таком раскладе никогда. В доме мы были больше двух недель назад, когда на улице стояла довольно прохладная погода. Батареи в квартирах на пятом этаже практически не грелись, в подвале при входе в дом теплоносителя – были чуть теплыми. И это, повторимся, при почти оголенных сетях. Только фрагментарно здесь есть древнее утепление в виде свисающего ватина, обмотанного тряпицами. Как дом вообще получил паспорт готовности к зиме при таком состоянии труб, – вопрос ко всем участникам «приемки».
Так вот жители могут обратиться с претензией на неполное и некачественное содержание общедомовых площадей и имущества в ДУК и потребовать перерасчет платы за эту услугу.
В случае отказа имеет смысл выйти с подобным иском в суд. Прецеденты таких обращений в городе есть. И дзержинцы по похожим делам уже одержали победу в двух инстанциях.
Денег, которые УК, с большой долей вероятности, выплатит жителям в виде перерасчетов, штрафов и компенсаций морального вреда, с лихвой хватит, чтобы покрыть плату за тепло с корректировкой. Ее в таких больших объемах могло не быть, почини ДУК общедомовой счетчик в законные сроки.
За перерасчетом – с паспортом?
Есть еще один нюанс в связи с корректировкой платы за тепло.
В прошлом году жители сотен домов в Дзержинске получили доплату за отопление по итогам 2021 года. Суммы добавки по существенному ряду адресов тоже вышли существенными – и 5, и 8, и 10, и 12 тыс. рублей.
Тогда ОПУ теплоэнергии в городе должны были массово пройти поверку, и вот так же – процедура затянулась на долгие месяцы, а расходы энергии посчитали либо по самым морозным периодам, либо по нормативу.
Тогда, вероятно, чтобы не будоражить народ, тепловики «автоматом» рассрочили доплату на несколько месяцев. В этом году в связи с колоссальной переплатой в прошлом, большинство дзержинцев, чьи дома оснащены тепломерами, вышли в заветный «минус», а те немногие несчастные, что вновь получили положительные суммы с учетом корректировки, остались без рассрочки.
В уведомлениях тепловиков говорится, что они готовы «раскидать» общий объем «плюса» за тепло, но лишь на основании заявления собственника, а также предоставления им паспорта, свидетельства о собственности на жилплощадь и справки о составе семьи. Такие требования, как указывают энергетики, якобы прописаны в п. 22 Постановления правительства РФ №354 (Правила предоставления коммунальных услуг). Мы посмотрели указанный пункт. Здесь говорится, что собственники действительно должны предоставить паспортные данные, документ, подтверждающий право собственности, и – внимание: сведения об установленных индивидуальных приборах учета, сведения о потреблении коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота…). Все это необходимо (согласно п. 22 Постановления №354) для «заключения в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров по управлению общедомовым имуществом МКД управляющей компанией или ТСЖ, или кооператива».
То есть нормы закона, на которые указали тепловики, с рассрочкой платежа из-за большой положительной корректировки никак не связаны. И хотя закон не поручает РСО предоставлять такую рассрочку собственникам помещений, требовать персональные данные для этого они тоже не вправе. Значит, жители могут попросить растянуть платеж, но предъявлять личные документы для этого они не обязаны, во всяком случае по указанным основаниям.
Елена Родионова