Дзержинское время


 

Замкнутый круг

Недавно мы уже рассказывали о том, как финансируются сегодня учреждения культуры и спорта («Где тонко, там и рвется», «ДВ» № 39 от 29.09.2016 г.). Денег едва хватает на текущую деятельность. На обновление основных фондов и инфраструктуры средств нет. О развитии лучше вообще не заикаться. За пока еще свежими фасадами, которые создают внешнее благополучие, кроются протекающие кровли, на ладан дышащее оборудование, многомиллионные долги перед поставщиками энергоресурсов и многочисленными подрядчиками. Прибавьте к этому весьма скромные зарплаты персонала, которые еще и безостановочно снижаются. Не верите? Спросите медиков ДЮСШ «Салют», которым почти вдовое урезали жалование без снижения нагрузки. И это только те моменты, которые всплывают на поверхность. Истинная картина существования учреждений, которые зависят от городского бюджета, наверняка гораздо хуже той, что рисуется устами государственных и муниципальных служащих.
Например, неожиданным открытием стала просьба администрации города к Гордуме согласовать учреждениям спорта добавку на погашение кредиторской задолженности 2015 года по первоочередным расходам – зарплате и оплате коммунальных ресурсов.

У нас 2016 год уже заканчивается, а спортсмены из прошлогодних платежей почему-то никак не выплывут. Откуда «нарисовались» прошлогодние долги в учреждениях спорта, дружно удивлялся весь комитет Гордумы по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике.

Заместитель главы администрации Дзержинска по финансам, директор департамента финансов Ольга Сахончик заявила, что такая ситуация, оказывается, повсюду в социальной сфере, а не только в учреждениях спорта. Система расчетов устроена таким образом, что, например, платежи за коммунальные ресурсы последних двух месяцев текущего года намеренно из-за дефицита средств переносят на будущий год. В наступившем году долги гасятся за счет текущих платежей. На оплату текущих счетов в полном объеме средств снова не остается. Замкнутый круг.

«Для того чтобы погасить задолженность, скажем, за 4-й квартал 2015 года в сумме, например, 1 миллион рублей и одновременно с этим заплатить текущие платежи 2016 года за первые три квартала условно в 3 миллиона рублей, мы должны были предусмотреть в бюджете города 4 миллиона рублей, – раскладывала госпожа Сахончик бюджетную арифметику социальной сферы. – Но при формировании бюджета мы не предусмотрели эти денежные средства. Мы заложили 3 миллиона текущих платежей. Другой возможности у нас не было.»

Более того, расходы на оплату коммунальных ресурсов, как призналась Сахончик, закладываются в бюджет без учета повышения тарифов. Это касается и 2016 года, и будущего.

На индексацию зарплат в бюджетной системе также не хватает средств.

Великое топтание

Очевидно, что принципы бюджетной политики, основанные на искусственном сдерживании роста расходов, – неизбежный путь к ухудшению качества муниципальных услуг и переноса болезненных решений на более поздний срок. При тотальном повышении стоимости услуг в коммунальном комплексе, промтоваров и продуктов питания параметры горбюджета остаются неизменными на протяжении последних трех лет. И если до 2014 го-да доходная часть бюджета регулярно увеличивалась, то сейчас другая тенденция – к уменьшению.

Ольга Сахончик напомнила о первоначальном плане на 2014 год, который был согласован с доходами в 4 млрд 100 млн руб. Бюджет текущего года по доходам меньше на 100 млн руб. Иными словами, нынешний бюджет по своим параметрам, расходам, прежде всего, не учитывает как минимум два периода инфляции. Трагизма такой картине добавляет серьезное ожидаемое неисполнение сборов. «Ни собственные доходы, ни межбюджетные трансферты мы не сможем исполнить в полном объеме», – признала Ольга Сахончик.

По прогнозам финансового блока администрации, доходная часть горбюджета не будет исполнена примерно на 140 млн руб. Глава департамента финансов пеняет на экономическую ситуацию в стране и городе, а также на изменения в законодательстве, прежде всего в кадастровой оценке земли, которые привели к уменьшению сборов земельного налога с юридических и физических лиц.
 
Кроме этого городскую экономику подорвало наличие большого количества предприятий-банкротов. До решения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства – последней стадии банкротства – налоги, конечно, начисляются, но их реальное поступление в бюджет маловероятно.

Так, например, ОАО «ДОС», которое находится в конкурсном производстве еще с 30 октября 2015 года, задолжало в бюджет 48,2 млн руб., ООО «Синтез Сервис-1» (в конкурсном производстве с 19.01.2015 г.) – 6,7 млн, ОАО «Дзержинскхиммаш» – 3,4 млн руб. На последнем, между прочим, процедура конкурсного производства завершена 28 июля, а задолженность по земельному налогу, который поступает в местный бюджет, полностью списана.

Властям бы шевелиться, когда предприятие еще зарабатывает на реализации сырья и товарной продукции. Но надеяться на погашение долгов по налогам в результате процедуры банкротства, как показывает практика, не стоит.

Мы не сидим сложа руки, оправдываются местные чиновники, приводя в подтверждение судебные решения о взыскании долгов по налогам на 13,1 млн руб., которые уже находятся на исполнении в службе судебных приставов. При этом сами же сомневаются в успехе взыскания таких долгов, прогнозируя переход такой задолженности из категории «сомнительная» в категорию «невозможная к взысканию».

В целом итоги первого полугодия зафиксировали значительное несоответствие установленным плановым показателям по налоговым поступлениям. Например, по земельному налогу отклонение от плана достигло 62,5 млн руб., по налогу на имущество физлиц – 8,3 млн, по арендной плате за землю – 4,7 млн руб.

В администрации Дзержинска прогнозируют, что на конец текущего года неисполнение бюджетных назначений по вышеуказанным доходам составит 140 млн руб., что равнозначно сумме дефицита городского бюджета, который, по последним данным, составляет около 154 млн руб.

Инвестиции без добавки

Понятно, что негативные макроэкономические факторы напрямую отражаются на наполнении местного бюджета. Некоторым несырьевым регионам центральной России удается сглаживать последствия экономического кризиса благодаря трудоемкой работе по привлечению инвестиций в предыдущие годы. За счет этого обеспечивается сегодняшнее бюджетное благополучие. Дзержинск также много лет кряду активно привлекал инвестиции. На территории городского округа появилось немало технологичных производств, которые на небольших площадях с малым количеством персонала выпускают высокомаржинальный продукт. Налог на прибыль, добавленную стоимость и прочие сопутствующие обложения производства и реализации уходят в вышестоящие бюджеты. В плане увеличения налогооблагаемой базы местного бюджета новые заводы пока не оправдали надежд. Это дело будущего и более интенсивной работы по привлечению инвестиций на выгодных с точки зрения налогообложения условиях. Проблема в том, что новички получают от властей послабления в отсрочке оплаты обязательных платежей. «Налоговые каникулы» для отечественных и зарубежных инвесторов растягиваются на год, два и более длительные периоды. Так, например, в прошлом году Заксобрание области проголосовало за продление льготы по налогу на имущество на 2 года для ООО «Либхерр-Нижний Новгород». Предприятие в свою очередь обязалось увеличить объем инвестиций на собственной площадке в Дзержинске. Правда, городской бюджет от этого, скорее, проиграет. Одновременно с инвестициями компания заявила об уменьшении количества рабочих мест с 727 до 584, что пропорционально отразится и на поступлениях подоходного налога в местный бюджет.

В целом видно, что привлекаемые инвестиции не перекрывают последствий от ликвидации советских химических гигантов, деятельность которых обеспечивала основные доходы городского бюджета.

Дави, пока не раздавишь

Как же действовать в ситуации, когда в доходах цейтнот, а инфляция безостановочно повышает расходный градус? Рецептов немного – повышать эффективность администрирования доходов и оптимизировать расходы.

В первом направлении власти ничего нового не изобрели. Работают, что называется, по старинке. Вялотекущая деятельность администрации в пополнении местной казны сводится к давлению на бизнес. Чиновники регулярно проводят заседания межведомственной комиссии по вопросам уровня заработной платы, собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды, налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа. Предпринимателей с подозрительно низкими декларациями о доходах вызывают на ковер.

Надо признать, что увещевания слабо действуют на малый бизнес, который в ситуации кризиса и заметного снижения покупательского спроса работает на грани фола. Об этом прямо свидетельствуют качественные показатели работы городской комиссии. Так, результат 19 проведенных в первой половине года заседаний – погашение задолженности по НДФЛ в размере 721 тыс. руб., и того меньше по ЕНВД (единый налог на вмененный доход), на котором работает почти весь малый бизнес, – 73 тыс. руб. Все это, очевидно, крохи в масштабах бюджета. Но чиновники не теряют оптимизма. Все предприятия с размером оплаты труда ниже МРОТ (с 01.07.2016 г. – 7500 руб.) подтвердили свои намерения в повышении уровня зарплаты, представив штатное расписание и гарантийные письма. Всего на комиссию в 1-м полугодии пригласили представителей 148 хозяйствующих субъектов с размером оплаты труда ниже МРОТ. Но письма далеко не гарантия увеличения доходов местного бюджета от повышения сборов с НДФЛ.

Бюджет и политика


Предприниматели давно и успешно научились уводить в тень собственные прибыли. Многие это делают вынужденно, чтобы не разориться. Кто-то – по принципиальным соображениям, чтобы не отдать лишней копейки в местный бюджет, значительные средства которого тратятся не на пользу дела, а наполняют карманы местных политических группировок. Последние в свою очередь хорошо овладели искусством лоббизма в пользу реализации капиталоемких проектов, которые оттягивают бюджетные средства на модернизацию соцсферы и коммунальной инфраструктуры. К примеру, проекты вроде благоустройства Окской набережной вымывают из бюджета сотни миллионов, которые оборачиваются увеличением кредиторской задолженности и острым недофинансированием социальной сферы.

С той же набережной приоритеты расставлены почему-то не в пользу берегоукрепления, а в создании внешнего антуража. Или чиновники полагают, что разрушение бетонного основания набережной, у которой подошли сроки нормативного ремонта, сохранит целостную картину с брусчаткой и балюстрадами верхней части прибрежной зоны? Очевидно, что благоустройство набережной – несвоевременное, недальновидное, наконец, небезопасное с точки зрения сохранения целостности берего-укрепительного комплекса решение. Такие проекты можно списать только на издержки за монополизацию власти. Это, если хотите, компенсация за мандаты бизнесменов в Городской думе, которые и являются бенефициарами коммерческих строительно-монтажных компаний.

Примечательно, что, наседая на должников в старании пополнить доходы местной казны, городские власти почему-то забывают о себе. Известная фраза «хочешь изменить мир (в нашем случае ситуацию в городе), начни с себя» чиновников и депутатов, видимо, не касается. Между тем источников оптимизации бюджетных расходов несметное количество. В бюджете города по-прежнему велика доля так называемых управленческих расходов. Сколько тратят на себя администрация и Дума и где скрыты резервы для экономии? Об этом поговорим в будущем номере.

Вадим Щуренков