Дзержинское время

 

«Поумнели» разом

Родители первоклассника Антона были очень удивлены, когда в качестве домашних заданий учительница стала давать классу ссылки на различные интернет-конкурсы для учащихся начальных классов. Двадцать вопросов по математике, русскому языку, чтению. Отвечаешь, получаешь результат – какое место ты занял, платишь 100-150 рублей через банкомат или прямо в сети и через две минуты после оплаты можешь распечатывать яркий диплом обладателя 1-го, 2-го или 3-го места, лауреата или участника конкурса. Проигравших здесь нет. Да и трудно не ответить на вопросы, когда тот же самый Интернет под рукой. Первоклашкам, конечно, самим опрос даже в этом случае не по силам. Но на что родители? Не зря же перевели организаторам сего «образовательного» состязания деньги.
«Этот конкурс ребенку не дает абсолютно ничего. Липовый диплом нам не нужен. Но учитель настаивает и давит: постоянно звонит, напоминает об этих конкурсах, пишет смс: «Вы уж не подведите». С начала года на дипломы мы уже перевели около 500 рублей, родители девочки по парте – и того больше. А нам говорят, что участвовать нужно не реже одного раза в месяц. Эта ситуация всех очень раздражает», – жалуется мама Антона. В другой школе учительница начальных классов пошла еще дальше. Она поучаствовала в подобном конкурсе вместе с детьми прямо на уроке, а вечером предъявила родителям «достижения» ребят… за 150 рублей.
«Моя дочь «круглая» троечница. Какой диплом она могла получить, непонятно. Но педагог говорит, что это простимулирует ее учиться лучше. Только как? Ведь диплом нам даже не дали, сказали, будет храниться в классе, потому что из УНО строго проверяют заслуги учителей. У кого нет подобных грамот, полученных детьми, наказывают», – рассказала родительница из другой школы.

Кому это нужно?

Обе школы, фигурирующие в этой статье, – по городским меркам слабые в плане каких-либо заслуг. Видимо, их в УНО ругают больше всего за отсутствие ярких имен. А что в других школах – средних и именитых? Директор одной из них сообщила, что руководство каждого образовательного учреждения само решает, в каких состязаниях будут принимать участие педагоги и школьники. Речь идет в основном о школьных и городских олимпиадах, городском конкурсе сочинений, научно-практических конференциях «Планета эрудитов», «Путь к успеху», «Старт в науку» и так далее. Кстати, достижения в этих конкурсах учитываются даже при зачислении в вуз. Но для того, чтобы заявиться на олимпиады и конференции, нужно опираться как минимум на способности детей и уже имеющиеся у них успехи хотя бы на уровне школы. Ведь победителями здесь становятся только самые достойные. Однако есть, как видим, и те, кто пополняет портфолио без особых усилий, прибегая к сомнительным платным услугам за родительский счет. При этом сторублевые грамотки нужны исключительно педагогам, так как имеют незначительный, но все же вес при повышении квалификации, пооткровенничали с нами сами учителя.
«Я неплохо отношусь к платному тестированию в Интернете. Все-таки если ребенок готовится ответить на вопросы и отвечает на них, он что-то запоминает, учится мыслить. Однако такие конкурсы должны проводиться на добровольной основе. Хотят родители проверить знания ребенка за деньги – пожалуйста. Нет – никто не может и не должен заставлять их это делать. Никаких проверок из УНО на наличие грамот и дипломов учащихся в школах не проводится», – сообщила нам директор еще одной школы города.

Можно и без крайностей

Чтобы написать эту статью, мы обзвонили десяток школ, поговорили с директорами и учителями, учениками и их родителями. И пришли к выводу, что есть идеальный способ пополнять портфолио без негатива с чьей-либо стороны и, конечно, без денег.
В одной из школ, к примеру, учитель вместе с первоклашками сделали каждому из них альбом достижений, куда вошли фотографии класса, лучшие рисунки, первые отличные контрольные работы. Чем не портфолио? В другой школе проводят множество конкурсов и викторин внутри классов, награждая победителей самостоятельно. Главное – без лишних затрат и по-честному. В большинстве же учебных заведений преподаватели, зная уровень каждого ученика, предлагают последним подготовиться к тому или иному конкурсу. Вместе при согласии ребенка выбирают тему, развивают ее, придумывают интересную подачу работы и защищают на конкурсе. Если даже эта работа не стала лучшей, учитель и ученик приобрели гораздо больше, чем диплом или грамота. Они сплотились, подружились, увлеклись общим делом. В этом и есть истинное предназначение любого педагога. Так что конкурсы в Интернете пусть будут (кстати, среди них есть и бесплатные с объективным отбором победителей), но любому учителю, на наш взгляд, все же лучше оставаться совсем без заслуг, чем с фальшивыми, выпрошенными у родителей наградами их чад. Что же касается мам и пап, которые рассказали о ситуациях с платными дипломами в своих школах, то им стоит поговорить со своими учителями о том, что красивые бумажки, полученные без труда, всегда будут только красивыми бумажками.
И оплачивать подобные «успехи» детей только при желании.
Елена Родионова