Пробку на горлышко
Отнюдь! Столь ужасные перспективы уже всерьез обсуждают в коридорах власти. Очередная обстоятельная дискуссия на эту тему развернулась на недавнем заседании комитета Городской думы по строительству. Начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Дзержинска Андрей Дементьев, выполняя домашнее задание депутатов, представил более детальную информацию по участку близ Глубинки. Как мы уже сказали, землю выделили на основании решения регионального инвестсовета в 2012 году под размещение яхт-клуба. В области постарались учесть дзержинскую специфику и записали в поручениях (п. 4) обеспечить проход к Оке. «Проект должен быть реализован именно в таком виде», –
подчеркнул Дементьев.
Такие же требования предъявлялись и ко всем другим участкам, которые предоставлялись неподалеку от Оки по решениям инвестсовета или постановлениям администрации Дзержинска. Но что толку? Собственники и наниматели застолбили свои участки так, что к реке не пробраться. Хотя, по закону, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования должна составлять 20 метров.
Но кого заботят законы? Порой собственники даже физически не могут обеспечить выполнение законных требований, потому что вплотную к их участкам стоят заборы соседей. Вот и в случае с участком у Глубинки заявитель, скорее всего, не сможет реализовать свой проект таким образом, чтобы оставить проезд к реке. К такому выводу пришел председатель комитета Гордумы по строительству Юрий Шахунц, изучив представленные графические материалы. Организовать движение к Оке, на взгляд Шахунца, будет возможно только непосредственно через сам участок. При другом варианте городу придется строить новые проезды. В общем, уважаемые дзержинцы, вы понимаете, что доступ к Оке мы уже, считайте, потеряли. Ну какой же собственник допустит сквозной проезд через собственный участок? А рассчитывать на строительство новых развязок в лесной глуши при нынешнем плачевном состоянии городского бюджета – абсурд.
Усохший памятник
Участок под яхт-клуб, как пояснил Андрей Дементьев, пока не сформирован и не предоставлен заявителю. Процедура в рамках поручений инвестсовета началась совсем недавно. Значит, пока участок не предоставлен, есть возможность купировать сам процесс. Это важно не только потому, что это последняя возможность сохранить проезд к Оке. Юрий Шахунц высказал опасение, что после благополучного оформления участка у Глубинки в область посыплются десятки, сотни заявлений на предоставление земли вдоль Оки. Важно понимать, что законодательство не запрещает жилищное строительство в прибрежной полосе с условием, что объекты будут подключены к централизованной канализации. Еще одно требование закона – 20-метровое расстояние от береговой линии. Это не сложно выполнить технически, лишь бы не было иных запретов для освоения берегов. В Дзержинске, оказывается, существенных препятствий для застройки уже нет.
Как гром среди ясного неба на заседании комитета прозвучала информация о том, что участок вдоль всей береговой линии поселка Желнино вычеркнут из состава памятника природы регионального значения «Территория Желнино-Пушкино-Сейма». На графических материалах в паспорте памятника видно, что полоса, примерно на 100 метров удаленная от кромки воды, остается за границами памятника природы. Такая новость крайне удивила народных избранников и представителей общественности.
«Изначально был иной вариант паспорта, согласованный и подписанный представителями власти, где этой стометровой зоны и в помине не было, – объяснил общественный активист Сергей Володин. – Но почему-то утвердили другой вариант паспорта, где эта 100-метровая зона уже появилась, что является явным нарушением законодательства.»
По мнению Сергея Васильевича, такой вариант памятника природы приведет к гибели «краснокнижных» животных, а также нарушит права граждан на свободный доступ к водным объектам. Забор по всей протяженности Оки не даст возможности отдыхать на берегах водоема. А ограждения, по заверению Володина, непременно возникнут сразу после того, как у земли появятся собственники. Далеко за примером ходить не нужно.
«Мы эту картину уже сейчас наблюдаем, начиная от устья реки Осовец и заканчивая яхт-клубом «Капитан» – на протяженности 600 метров по береговой линии блокированы практически все подходы к воде, – живописал Сергей Володин. – Мало того, заборы спускаются к самой воде, то есть люди физически не могут попасть на эти 20 метров территории общего доступа. Не только подъезда к воде нет, но и прохода вдоль самого водоема.»
По прогнозам Володина, дальше проблемы доступа к воде только усилятся пропорционально освоению новых участков, которые приведут к сплошному ряду заборов от реки Осовец до озера Глубинка.
Шансы на спасение
Почему все-таки получилось так, что по паспорту памятник природы «отступил» от берега на целых сто метров, и какими могут быть варианты спасения прибрежной полосы от нового строительства? Председатель общественного движения «Голос Дзержинска» Сергей Вилков пояснил, что проект документа согласовывался с администрацией Дзержинска целых десять лет. В результате такой волокиты в него не вошли обширные земельные угодья в заповедных местах.
«Кому они были нужны, тем их и отдали», – заявил Сергей Вилков, дав понять участникам заседания, что земельные участки вдоль Оки были выведены из статуса памятника природы регионального значения в пользу и по просьбе лиц, заинтересованных в их освоении. Стоит заметить, что основная проработка проекта осуществлялась в период, когда городом управлял Виктор Портнов. Даже самый поверхностный анализ обладателей престижной недвижимости близ Оки открывает картину деловых и родственных связей с бывшим мэром. Видимо, когда-то в «большой семье» посчитали, что можно расширить границы своих владений, вот и перелопатили проектную документацию на природный памятник, благо что административный ресурс был в помощь.
Сергей Вилков указал на многочисленные нарушения в утвержденной документации. Общественник сослался на региональное министерство экологии, где также, по его словам, признают отступления от буквы закона. При этом на вопросы о возможности приведения документа в соответствие с нормативами чиновники разводят руками, ссылаясь на нехватку финансирования.
Один из вариантов спасения береговой линии Оки от застройки – включение в памятник природы регионального значения «Желнино-Пушкино-Сейма» той самой стометровой зоны. И это, пожалуй, самое справедливое, но самое длительное по времени решение. По оценкам экспертов, может пройти два-три года, пока в областном правительстве примут необходимые для Дзержинска соглашения. За это время речные берега успеют обрасти заборами и капитальными строениями.
Более короткий путь, который предложил Вилков, это создание вдоль береговой линии реки Ока памятника природы местного значения. Наложить охранный статус на ту или иную территорию в полномочиях органов местного самоуправления. Для этого необходимо провести комплексное обследование участков, в результате которого будет доказана их уникальность, после чего можно провести известные процедуры – общественные слушания и внесение изменений в Генеральный план города. Если не медлить, можно уложиться за полгода. По мнению Вилкова, такой же путь одновременно с Желнино должен пройти и поселок Дачный. Общественник напомнил, что в свое время благодаря совместным усилиям «Голоса Дзержинска» и местных властей южнее поселка Дачный удалось присвоить в Генплане статус «памятник природы местного значения проектный». Так лесные массивы поселка вдоль Оки обозначены в последней редакции Генерального плана. Однако и этот статус не дает реликтовому лесу 100-процентной защиты от застройки. Чтобы сохранить его для потомков, по мнению специалистов, этой территории также необходим статус памятника природы местного значения. Таким образом, руководитель «Голоса Дзержинска» настоял на проведении комплексного обследования и в Желнино, и на Дачном, чтобы в конечном итоге леса вдоль Оки получили официальный статус природных территорий, где запрещена застройка.
Депутаты прислушались к мнению общественников и приняли несколько важных решений в поддержку сохранности лесных массивов. Одно из них – обращение в адрес главы администрации Дзержинска Виктора Нестерова о включении мер по запрету на аренду и продажу земельных участков на территории Дачного и Желнино. Второе предложение в адрес администрации – изыскать возможности для проведения комплексного обследования территорий для формирования будущих памятников природы местного значения. Народные избранники почти единогласно одобрили инициативу общественников. А вот Андрей Дементьев отнесся к принятым решениям с большой долей скептицизма. Начальник УАГа уверял, что никакого строительства по берегам Оки не будет, потому что в Генплане города эти территории обозначены как зоны Р5 (рекреационные зоны), где ничего строить нельзя. Буквально через пару минут чиновник признался, что строительство все же возможно, но только через два года, когда подойдет время для внесения очередных изменений в Генплан города. А мы-то с вами знаем, как легко в Дзержинске меняется Генплан в интересах застройщиков. Поэтому, если мы хотим оставить для потомков реликтовые леса и доступ к воде, лучше действовать по плану общественника Вилкова, чем внимать увещеваниям чиновника Дементьева, за время работы которого на посту главного архитектора наш город уже потерял немало живописных мест.
Вадим Щуренков