Патриарх Кирилл: «Невозможно иметь грязную душу и чистые города»

Дзержинское время

«Вот если бы таким же ровным, широким, беспрепятственным был наш путь к храму!» – лезла почему-то в голову мысль, когда наш автобус в колонне себе подобных мчался по дороге в Нижний Новгород в сопровождении машины ГИБДД. Сирена и мигалка расчищали трассу от снующих легковушек, заставляли прижаться к обочине даже важные, всегда норовящие вырваться вперед «Лексусы». Мы ехали на встречу с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, который четыре дня гостил в Нижегородской области. И то, как нас везли, укрепляло в душе и без того осознаваемое чувство важности этого свидания в нашей жизни.

Во всем промысел Божий

Не сотвори себе кумира… Нет, конечно, этот грех здесь ни при чем. Хотя удержаться от него, поверьте, очень и очень не просто, слушая завораживающие пасторские речи Патриарха Кирилла. Горячее стремление воочию увидеть Предстоятеля Русской Церкви, услышать его живое слово прежде всего исходило из желания прикоснуться к истинному и светлому, о которых поборник крепкой христианской веры, божий и человеческий избранник знает больше, утвердиться в том, в чем колеблешься, вспомнить о том, о чем знаешь, но за мирскими заботами забываешь.

Впрочем, эти чувства, наверное, переживали не все дзержинские паломники к нижегородскому Дворцу спорта профсоюзов, где и должна была состояться встреча молодежи со Святейшим Патриархом. Из тех двух сотен молодых дзержинцев, которым повезло попасть в списки ее участников, дай Бог для половины эта поездка была желанной – это стало ясно из ненароком подслушанных разговоров между мальчишками и девчонками. Но, может, и состоит в том промысел Божий, чтобы невоцерковленная поросль случайно оказалась перед лицом истинной веры, услышала правое Патриаршее слово, – вдруг и шевельнется неокрепшая душа, приоткроется сердце для христианских добродетелей. На то и вся надежда…

Конечно, те, кто желал, но не попал в тот день во Дворец спорта по причине неподходящего возраста (возрастной ценз для участников встречи колебался от 18 до 30 лет), могут прочитать стенограмму проповеди Предстоятеля Русской Церкви Кирилла на сайте Нижегородской епархии. Но поверьте очевидцу: прочитать и услышать из уст блестящего христианского проповедника те же слова, собственная глубина которых дополняется свойственной Патриарху силой воздействия на аудиторию, – две разные вещи. И, признаться, я счастлива от того, что мне, никак не вписывающейся в заданный узкий возрастной коридор и уже почти исключенной из заветных списков, все-таки довелось попасть на Патриаршую проповедь и испытать на себе ее мощь. Не только детям – внукам рассказывать буду, сберегу для них в памяти все, что слышала…

Может, расскажу и то, что видела. Честно говоря, за всю свою журналистскую жизнь я впервые оказалась на мероприятии такого уровня. Патриарх в православном мире такое же первое лицо, как президент в светском обществе. Потому и охрана соответствующая. Сумки тщательно проверяют – бутылки с водой, бутерброды и прочая снедь подлежат конфискации. Вход в помещение не иначе как через рамку-металлодетектор. Звенишь – обыскивают вручную. Вокруг – тьма-тьмущая милиционеров, ОМОНовцев. Сотрудники Федеральной службы охраны зримо и незримо присутствуют везде. Даже в зале, судя по напряженным лицам и острым взглядам отдельных зрителей, чуть ли не в каждом ряду устроились блюстители порядка. Разумеется, в штатском. Грешным делом, позавидуешь им – это же какой мудрости наберешься, сопровождая Его Святейшество в каждой поездке…

Любовь, труд, солидарность

Наверное, это неблагодарное дело пересказывать проповедь Патриарха Кирилла – так, как он, умеет говорить только он. Но не сказать – напрасно отнять у читателей время. Так что дерзнем.

Тема любви, которая приводит к браку, для современных подростков давно утратила свою свежесть – по крайней мере, в разговоре о ней они уже не покрываются стыдливым румянцем. И если в этом вопросе они худо-бедно образованы, то о любви к ближнему, христианской, евангельской любви, с нынешней молодежью мало кто говорит. Патриаршее наставление, по сути, восполнило этот пробел.

«Как же полюбить людей, среди которых могут быть и враги?» – этому и пытался научить Владыка четыре тысячи сердец, устремленных в зале Дворца спорта к его слову. Путь к этой «самой главной и самой первой» христианской добродетели, считает Его Святейшество, лежит через … труд и солидарность. Для верующего человека эти слова утрачивают исключительно коммунистическую окраску и воспринимаются как духовные понятия…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 17 сентября 2009 года)

Елена Серова