Дзержинское время

Для нас, журналистов, эти двери ненадолго приоткрылись на прошлой неделе. Мы попали за кулисы Дзержинского театра кукол в самый разгар рабочего дня. В театре параллельно идут репетиции сразу двух новых спектаклей, премьеры которых уже совсем близко: 26 и 27 марта – сказки «Королевские зайцы», а 2 и 3 апреля – веселой истории «Два веселых гуся». Понятно, что работа в эти дни у артистов особенно напряженная.

Все смешалось: гуси, люди…

Первым делом в коридорах закулисья мы встречаем главного режиссера театра Владимира Казаченко. Он ждет начала репетиции в зрительном зале. В повестке дня – прогон нескольких сцен из его нового спектакля «Два веселых гуся». Да-да, это про них народ сложил забавную детскую песенку «Жили у бабуси два веселых гуся».
Владимир Яковлевич вначале кажется немного усталым и очень спокойным, однако, как только на сцене появляются артисты, видимую безучастность как рукой снимает. Включается музыка, свет, гуси начинают отплясывать завод-ную чечетку, напевая при этом песенку на известный всем мотив. Песня замолкает, останавливаются актеры. В наступившей на секунду тишине вдруг раздается приговор режиссера: «Плохо! Все забыли». Плохо? Что не так? Песенку спели, танец получился. Но постановщик начинает указывать на недочеты, которые посторонний человек и не заметил бы никогда. Репетиция так и продолжается, включая в себя тысячу мелочей, из которых в итоге потом и сложится общая картинка.
В основу пьесы Михаила Супонина легла известная всем с детства песенка. Но в том-то все и дело, что песенку знают абсолютно все, а вот достоверно история и судьба гусей и их хозяйки известна мало кому. Остается только догадываться, например, по какой такой причине гуси вдруг решили спрятаться от своей бабуси, почему это они были такими веселыми, и кто из них двоих был веселей? Наконец, неужели бабуся действительно была такой рассеянной и беззащитной? Бабусей ли вообще она была? В общем, вопросов ко всей этой истории набирается немало. И ответы на них спектакль дзержинского кукольного будет давать, прямо скажем, неожиданные.
В постановке заняты прекрасные артисты – любимец ребятни Сергей Зицер, талантливый и неугомонный Михаил Ларин, душевная Татьяна Петрашкевич, опытная Татьяна Буслаева. А в роли хозяйки Маруси выступит Мария Фирстова, выпускница Нижегородского театрального училища, которая стала актрисой театра кукол только в этом году. Ее коллеги так ласково и называют Маруся и учат всем премудростям профессии. Кстати, Мария играет свою героиню вживую. Этот прием, когда на сцене одновременно работают и куклы, и реальный артист, особенно нравится малышне. Последнее доказательство – успех спектакля «Гулливер в стране лилипутов», премьера которого была в октябре прошлого года.
«Каким получится спектакль, судить, конечно, будут зрители, но мы стараемся, чтобы это был праздник – праздник весны, молодости, начинающегося дачного сезона», – говорит в перерыве репетиции Владимир Казаченко. Тут же Сергей Зицер и Михаил Ларин рассказывают, что со своими героями – двумя гусями Гошей и Кешей – сейчас практически не расстаются. Говорят, что пришлось даже гусиные повадки изучать – походку вперевалочку, вытягивание шеи. Но и этого мало. Ведь герои спектакля – ребята молодые и креативные, они и песни поют, рэп читают, чечетку бьют. Всему этому тоже пришлось научиться. «У нас очень выразительные куклы. Когда такая кукла играет, главная задача актера – не мешать ей», – говорит Сергей Зицер и отмечает, что спектакль сочиняется до сих пор, добавляются какие-то новые шутки, забавные шалости и повороты сюжета. Что из всего этого выйдет – все мы узнаем на премьере 2 апреля.

Королевские куклы для «Королевских зайцев»

Ну а мы перемещаемся дальше – на другую репетиционную точку театра, где идет подготовка к премьере сказки «Королевские зайцы». Эта постановка для ребят постарше, она, скажем так, более серьезная. Но самая главная ее особенность и ценность – удивительные куклы. Сегодня в стране практически не осталось театров, которые применяли бы в своей работе тростевых кукол. Наш Дзержинский театр кукол – один из немногих, где эту технику бережно хранят и постоянно используют, несмотря на ее сложность. Именно такие куклы играют в спектакле «Королевские зайцы», премьера которого состоится уже на днях, 26 и 27 марта.
В чем особенность кукол на тростях? Во-первых, управление ими технически намного сложнее, чем, например, куклами-петрушками, которые одеваются на руку. Тростевые куклы управляются изнутри с помощью тростей, которые крепятся чуть ли не на каждый сгиб «тела» куклы – локти, плечи, кисти, колени. Благодаря этому куклы могут быть совершенно разных пропорций и размеров, и они в состоянии точно повторить большинство жестов, свойственных человеку. Кроме того, головки кукол тоже очень подвижны, а черты лица прорисованы настолько тонко, мимика их настолько говорящая, что даже когда кукольный актер просто «висит» без движения на своем месте, о нем уже все можно узнать: вот этот – трусливый и вредный, вот этот – добряк и хохотун. Наконец, тростевая кукла дает бесконечный простор для фантазии художникам по костюмам, ведь одеть на такого актера можно любой наряд, форма которого не должна зависеть от формы человеческой руки.
Словом, такие тростевые кукольные актеры очень пластичны, их движения выразительны, жесты ярки, и они прекрасно подходят для сложных жанровых пьес. Но это все не работает, если только куклой не «управляет» настоящий профессионал. Представьте себе, сколько тростей нужно держать актеру (не считая самой куклы), помнить, какая их них за какое движение отвечает, при этом еще не забыть текст, не выбиться из ритма постановки. Так вот, актеры нашего театра кукол в совершенстве овладели этой сложной техникой. В репертуаре театра сегодня большинство спектаклей построены  именно на использовании тростевых кукол, чем мы можем, без всякого преувеличения, гордиться.
А еще в театре нам рассказали, что тростевые куклы хранят свой маленький секрет – у них всегда только четыре пальца на руках, пятый кажется лишним.
Но вернемся к «Королевским зайцам». Эта поучительная история знакома практически всем, и, казалось бы, привнести в нее что-то новое очень сложно. Между тем, рассказывает режиссер спектакля и актер театра Александр Кашенин, сложности были именно с текстом. Ведь у этой истории может быть несколько разных финалов, нужно было выбрать свой.
Еще один огромный плюс готовящегося спектакля – великолепная музыка композиторов Дмитрия Герасимова и Сергея Терханова. Поговорив с журналистами всего несколько минут, режиссер и актеры начинают заметно волноваться – репетиция в самом разгаре, работы много, а премьера совсем скоро – 26 марта.

Работать душой

Вообще, на актеров-кукольников я всегда смотрю как на мучеников от искусства. Да-да, не меньше. Ну где еще нужно столько физической выносливости и терпения, как не в кукольном театре? Не щадя рук и спин своих, натирая больные мозоли на пальцах, артисты часами держат кукол над декорациями. Это на первый взгляд куклы кажутся легкими и удобными. Уже через 5-10 минут действия каждая из них как будто наливается свинцом. Спасает только многолетняя привычка и, конечно, увлеченность действием, сюжетом.
Актерам-кукольникам нужно очень громко произносить свой текст, намного громче, чем актерам драматическим, ведь они находятся как бы за сценой и их речь глушат ширма и декорации. И всегда беречь горло, голос. Заболел – сорвал спектакль.
Наконец, железные нервы должны быть у этих людей, не меньше. Ведь если заглянуть за декорации во время спектакля, кажется, что попал в какой-то сумасшедший дом. В то время, когда на сцене играют всего две куклы, в «яме», как называют пространство за декорациями, может находиться до десяти актеров.
И все заняты своим делом: каждой куклой во время танца, например, управляют два, а то и три актера, кто-то в это время подкидывает вверх реквизит, кто-то готовится к своему выходу или двигает декорации. При этом актерам нужно еще и разговаривать, петь, танцевать. В это время тебе в глаза бьют ярким светом прожекторы, осветительное оборудование раскаляется как печка. И все это только для одного – чтобы из зала, как глоток свежего воздуха, вдруг послышался звонкий смех ребятни и хлопанье маленьких ладошек…

***

21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольника. Этот праздник всегда остается как бы немного в тени Международного дня театра, который приходится на 27 марта. И в этот день мы говорим спасибо вам, дорогие кукольники, за то, что заставляете нас возвращаться в детство.
Марина Ипатова