Особенно радовались новому виду транспорта труженики коллектива Дзержинского завода пластмасс (ОАО «Пластик). Ведь именно их завод стал генеральным заказчиком по строительству троллейбусного транспорта в городе Дзержинске. И хоть первый маршрут «до «Пластика» давно не действует, память о далеком событии живет.
В тот знаменательный день на митинге, что проходил неподалеку от проходной, символический ключ директору завода Г.И. Аренину передал управляющий трестом № 4 А.Л. Старченко. Немало труда вложил трест. На строительно-монтажных работах освоено около 2,5 миллиона рублей: построено депо, контактная сеть в 20 километров, четыре тяговые подстанции, инженерные сети…
А всего над дзержинским троллейбусом трудились ни много ни мало 12 строительно-монтажных предприятий и организаций города, филиалов ОКБА, ГИАП, НИИхиммаш, завода «Заря», НИИ-полимеров, ПО «Капролактам» и «Оргстекло»… Для координации работ в 1975 году пришлось даже создать штаб строительства троллейбусного транспорта во главе с первым заместителем горисполкома П.А. Маркитантовым.
С пуском троллейбуса рабочие и служащие завода пластмасс, ОКБА, НИИОГАЗ, других предприятий и организаций теперь могли без проблем добраться до работы и обратно.
Отчего дзержинцы «пустили» в город троллейбус? Во-первых, это экологический вид транспорта. Вредных выхлопов в атмосферу не имеет, ко всему, избавлен от выброса картерных газов в салон. А в столице химии, где выбросы от химических предприятий были обыденным явлением, появление троллейбуса особенно приветствовалось. Во-вторых, умеренный шум, хороший подъезд к остановкам, унификация кузова, что могло позволить, при желании, организовать совместный с автобусом парк. По этим причинам троллейбус сразу занял прочную позицию в системе городского пассажирского транспорта наряду с трамваем и автобусом.
Однако на этом город не остановился. В скором времени получили еще 25 новых троллейбусов. А затем довели количество в этой системе городского транспорта до полусотни машин.
К 1990 году троллейбусный парк имел 69 машин и за год перевозил более 18 миллионов пассажиров. В городе не только сохранили, но и продолжали улучшать качество троллейбусных пассажирских перевозок, расширив эту транспортную систему в 2008 году на 11 с небольшим километров, по которой курсирует троллейбус маршрута № 5, заменив там трамвайное движение. В 2009-м продлили троллейбусные маршруты № 3 и 4 до конца проспекта Циолковского. А в июле 2011 года ввели еще новшество: троллейбусный маршрут № 6. Сегодня Дзержинск остается городом с полноценной троллейбусной системой! Сорокалетняя история развития этого вида транспорта показала его преимущества. И несмотря на вновь наступившие трудные времена, будем надеяться, что троллейбус не канет в Лету вслед за трамваем.
С сорокалетием, дзержинский троллейбус!
Станислав Шальнов
Снимки из фондов Дзержинского краеведческого музея
На фото:
Митинг, посвященный открытию троллейбусного маршрута № 1
Председатель горисполкома Ю.В. Макаров перерезал ленточку
В добрый путь, троллейбус под номером 001