Дзержинское время

На баррикады!

Инициатором обращения стала преподаватель истории школы № 32 Елена Шальнова. Ее поддержала дзержинская проф-союзная организация «Учитель», которая и развернула кампанию против того, чтобы заставлять учителей обходить город и опрашивать население. Массово подписали обращение на имя заместителя главы города по социальной политике Валентины Сахаровой учителя школ № 23, 17, 10, 24.
В документе учителя обращают внимание сразу на несколько фактов, которые говорят за отмену обходов. Во-первых, в других городах области, в том числе в Нижнем Новгороде, такой практики давно нет. Во-вторых, федеральное законодательство хотя и предусматривает привлечение учителей к подобной работе, но на нее должен быть сформирован муниципальный заказ, выделены деньги и переписчиков должны сопровождать сотрудники полиции. На деле этого конечно же нет. В-третьих, отгулы, которые предлагаются в качестве поощрения учителям за работу с населением, не являются формой оплаты труда. В-четвертых, процедура обхода стала небезопасной для жизни и здоровья педагогов. Наконец, преподавателей фактически вынуждают идти на нарушение Федерального закона «О персональных данных».
Как рассказал нам председатель местной ячейки профсоюза, преподаватель истории школы № 23 Андрей Рудой, спустя уже несколько дней после передачи названного обращения, последовали ответные действия со стороны администрации – с директорами школ проводят «беседы» и на учителей, поставивших свои подписи под обращением, стали давить, вынуждая отказаться от своих требований. Особенно несладко приходится учителям тех школ, где коллектив не готов единодушно бороться за свои права и где в кампанию вступили один-два педагога. Однако профсоюз обещает морально и юридически поддержать их.
«В любом случае, несмотря ни на какое давление, кампания не будет свернута. При необходимости мы готовы идти в суд, обращаться в трудовую инспекцию и другие ведомства, и как крайнюю меру рассматриваем тотальный бойкот обходов микроучастков. Потому что мы уверены, что заниматься сбором статистической информации – это не работа учителя. Если у администрации нет денег, чтобы организовать эту работу на базе каких-то других структур, то это не наша проблема. Мы должны учить детей, а не ходить по домам», – говорит Андрей Рудой.

Исторически сложилось

Кто и когда придумал, что школьные преподаватели должны следить за количеством и возрастом детей, проживающих в Дзержинске, сейчас уже почти никто и не помнит. Однако все наши собеседники говорят, что практика эта давно изжила себя и выглядит как нелепое наследие советской эпохи. Например, Вера Васильевна Логинова, преподаватель русского языка и литературы, работавшая в дзержинской системе образования с начала 70-х годов, вспоминает, что в советские времена на учителей в принципе была возложена огромная общественная работа. Педагогам приходилось не только обходить дома, но еще и патрулировать вместе с учениками улицы города и поселков, входить в советы общественности и так далее. Все это в нерабочее время и, естественно, бесплатно. «Но ведь тогда и времена были совершенно другие, – вспоминает Вера Васильевна. – Да нас никто особенно не спрашивал, раз нужно – иди и делай, и никому в голову не приходило отказываться от общественной нагрузки и тем более просить за нее доплату. Мы с большим энтузиазмом делали свою работу, вероятно потому, что отношение к учителю в обществе было иным – нас уважали. Сегодня же ситуация совсем другая, люди изменились, и я считаю, что заставлять учителей обходить дома – это значит сознательно ставить их в унизительное положение. А потом не забывайте, что сейчас на преподавателей навалилось огромное количество бумажной работы, различных отчетов. Учителям сегодня некогда заниматься с детьми. А им навязывают еще и дополнительную работу.»
Кстати говоря, как мы уже упоминали, за обход микроучастка в качестве поощрения учителям предлагают отгулы – от двух до нескольких дней (в зависимости от размера микроучастка). При этом никого не волнует, смогут ли педагоги воспользоваться ими. Во время учебного процесса преподаватели не могут просто взять и отменить запланированные программой уроки, а в дни школьных каникул на них наваливается огромная бумажная работа и отчеты. Получается, что отгулы, по сути, – фикция.

Ходят тут всякие!..

Дзержинские учителя могли бы рассказать не один десяток, а то и сотни, историй, когда их оскорбляли, унижали, преследовали, а порой и руку на них поднимали жители домов. Одна из наших собеседниц (ее имя сохраним в тайне) рассказала, что давно не ходит по своим подъездам в одиночку, объединяется с коллегой и таким образом вместе они обходят два участка. Однажды она позвонила в квартиру, где хозяйка – юрист по образованию – пыталась задержать ее и вызвать полицию. В другой раз она постучалась к старушке, которая ответила ей таким отборным матом, что женщине просто стало плохо. А уж ситуаций, когда дверь просто не открывают, посылая при этом очень далеко, не сосчитать.
Еще худшая история произошла с ее коллегами несколько лет назад. Двух учительниц хозяева квартиры задержали и вызвали полицию. Педагогов забрали в участок, где они провели три часа, пока правоохранители выясняли, кто они и зачем приходили. Были случаи, когда учительниц пытались затащить в квартиру пьяные мужчины, как-то раз неадекватный хозяин столкнул хрупкую гостью с лестницы.
«Истории, когда нам, учителям, люди угрожали полицией, всего несколько лет назад были единичными, – рассказывает наша собеседница. – Сейчас же горожане все стали юридически подкованными, а вместе с тем и более агрессивными. Причем степень этой агрессии растет из года в год и сегодня обходить квартиры, если честно, очень страшно. И вообще, мне непонятно, почему я должна проходить через такие унижения? В принципе, людей, которые не хотят открывать дверь незнакомым людям и диктовать им личные данные своих детей, свои телефоны, можно понять – у нас ведь нет никаких удостоверений. Но почему из-за этого должны страдать учителя?»
Кроме того, рассказывает педагог, свой микроучасток (а это примерно два-три подъезда 9-этажного дома) приходится обходить вечерами. Не застал хозяев дома – иди еще раз. И так два раза в год.
Ради справедливости отметим, что есть в городе учителя, которые не настроены категорически против обходов. Некоторым педагогам, например, повезло с участком. Они знакомы со всеми жильцами и иногда могут провести перепись даже по телефону. А плохо ли, практически не напрягаясь, «заработать» дополнительные выходные? В числе сторонников обходов также часто оказываются социальные педагоги, для которых обходы микроучастков мало того, что являются частью работы, так они для них еще и практически единственная возможность получить поощрение в виде отгулов.
И все-таки преподавателей, поддерживающих существующую систему, очень мало. Основная часть педагогов – кто-то более, кто-то менее активно – выступает против.

Нет проблем

А вот в администрации города, кажется, особой проблемы в сложившейся ситуации не видят. В частности, заместитель главы города по социальной политике Валентина Сахарова сказала, что обращение проф-союза сейчас находится в работе, специалисты департамента образования изучают проблему и в скором времени дадут ответ. При этом Валентина Владимировна отметила, что не видит ничего нелогичного в сложившейся системе: «Закон об образовании предполагает обязательное знание о наличии учеников на микроучастке.
И образовательное учреждение несет ответственность за то, чтобы все дети на его участке посещали школу. Я сама много лет проработала в школе и могу сказать, что учителя всегда сами были заинтересованы в том, чтобы лучше знать семьи и родителей учеников, условия, в которых живут дети. Все было нормально». На вопрос: нет ли других способов собирать статистические данные о детях, проживающих по конкретным адресам, Валентина Сахарова ответила, что формы действительно могут быть разными, и в настоящее время департамент образования как раз и занят тем, чтобы продумать, какими еще способами можно было бы получать эту информацию. А вообще, решать, кто именно, как и когда будет обходить участок, закрепленный за школой, должен директор учреждения. Так же как и отвечать за безопасность своих подчиненных. (Как-то это очень похоже на перекладывание ответственности с больной головы на здоровую. – Прим. ред.)
Что же касается давления на руководителей школ, которое якобы последовало в ответ на обращение, то Валентина Владимировна уверенно заявила, что никаких бесед с директорами школ не было, лично она к себе по этому вопросу никого не приглашала.

Ждем ответа

Ответ на обращение профсоюза администрация должна дать в течение месяца, то есть примерно к середине июля. При этом Андрей Рудой опасается такого поворота событий, при котором инициативу учителей повернут против них же самих. По его словам, вполне вероятно, что сейчас в администрации продумывают возможность внести изменения в муниципальные положения о трудовых обязанностях педагогов и закрепить за ними обход микроучастков уже официально. В таком случае учителя лишатся и дополнительных выходных, а отказ от этой работы, как невыполнение должностных обязательств, будет чреват уже серьезными последствиями. Единственная уступка, на которую, по информации председателя первички, готова пойти администрация, – сократить частоту обходов до одного раза в год.
Впрочем, до официального ответа властей делать какие-либо выводы рано. Мы будем следить за ситуацией.
Марина Ипатова