Он родился 26 августа 1896 года в старинном селе Княжья Гора (Успенское) Курмышского уезда Симбирской губернии в кресть-янской семье (ныне село Княжиха Пильнинского района Нижегородской области). Его отец Григорий Беренков был справным хозяином: сметливый, грамотный крестьянин занимался торговым делом, и вскоре после рождения Павла большая семья перебралась на жительство в собственный дом в уездный город Курмыш. Окончив высшее Курмышское начальное училище, подростком помогал отцу по торговой части. Едва начал служить по срочному призыву в Первую империалистическую войну в Казани, как грянула революция 1917-го, напрочь перечеркнув прошлую жизнь.

В первых числах сентября 1918 года Павел вернулся в родительский дом, где его ожидали трагические события. Курмышане восстали против Советской власти. Мятеж подняли крестьяне окрестных деревень, не пожелав вступать в ряды Красной Армии. На подавление сопротивления выступил карательный отряд красных, почти полностью состоявший из латышей. Они штурмом овладели городом. Вплоть до самой зимы в уезде свирепствовал красный террор. Расстреляли более сотни крестьян, зачастую вовсе невиновных, попавших под «горячую руку». Под кровавый «каток» едва не угодил и Павел. В марте 1920 года в ходе следствия Симбирский губотдел ГПУ по Курмышскому уезду «заподозрил» двадцатилетнего парня в активном участии в Курмышском белогвардейском восстании. Но он виновным себя не признал, и в октябре 1920 года суд вынес «компромиссный» приговор – два года принудительных работ с подпиской о невыезде. Однако на этом дело Беренкова не закончилось. 22 марта 1921 года «согласно заявлению «бдительных» земляков – членов РКСМ и личному распоряжению ответственного секретаря Курмышского комитета РКП(б)» Павла арестовали. Месяцы мучительных допросов в мрачном подвале тюремного каземата. В 1922 году Симбгуботдел ГПУ решил Беренкова «освободить без всяких подписок, следствие по его делу продолжить в секретном порядке и в оконченном виде представить в Симгуботдел».

Жесткое испытание всю жизнь дамокловым мечом висело над музыкантом, вынудив скрывать факты биографии. Лишь в 1996 году решением государственной комиссии обвинение в «антисоветской деятельности в 1918 году» с Беренкова сняли «ввиду недоказанности всех обстоятельств дела». В Курмыше Беренковы слыли семьей певческой, от природы щедро одаренной музыкальным талантом. Еще в юности Павел выучился игре на фортепьяно. Обладая природным тонким слухом, мог быстро освоить любой инструмент, едва познакомившись с ним.

В 1921 году в Симбирске (Ульяновск), где Павел работал письмоводителем в Губкоме, он познакомился с юной Анной Аркадьевной Зубриловой, которая стала его избранницей. В 1930 году у молодоженов родился сын Виталий – будущий талантливый композитор, и молодая семья Беренковых перебралась на жительство в Дзержинск. Это был неслучайный выбор. Муж родной сестры Павла Софьи – П.А. Тихонов занимал в Дзержинске высокий пост в райисполкоме, он и пригласил супругов Беренковых основать в молодом городе музыкальную школу. Родственник как мог «опекал» семью музыкантов.

Беренков начал свою деятельность в молодом городе в 1937 году руководителем музыкальной студии при Доме культуры завода им. Я.М. Свердлова в двух отведенных комнатах. Поставили пианино, объявили о наборе первых двадцати пяти учеников для обучения игре на фортепьяно, сольному пению. И потек в школу ручеек желающих обучаться музыке. До конца тридцатых годов Павел Григорь-евич успел освоить два курса заочного отделения Ленинградского музыкально-педагогического института, но продолжить образование помешала война. В 1942 году директора первой музыкальной призвали в армию. Служил в Ново-Гирееве Перовского района г. Москвы в ведомстве генерал-майора Г.П. Медведева – знаменитого генерала-кинолога. Здесь Павлу Григорьевичу пригодился талант к сочинительству. Его знаменитая «Солдатская походная» стала визитной карточкой красноармейских хоров, а «Песня о собаках» полюбилась многим бойцам.

Вернувшись с фронта, Павел Григорьевич Беренков вновь заступил на должность директора первой музыкальной, бессменно проработав в ней до ухода на заслуженный отдых. Он увлеченно занимался с учениками, сочинял, пытался осуществить свою мечту – создать оперу «Степан Разин». И все же истинным призванием и любимой заботой оставалось обучение музыке. Он отдал этому делу всю свою неуемную творческую энергию, любовь и жар души. Не все его ученики стали профессиональными музыкантами. Хотя лишь одна судьба – его сына Виталия, выпускника Дзержинской музыкальной школы № 1 и Горьковской консерватории, ставшего лауреатом престижных музыкальных премий, членом Московского отделения Союза композиторов России, говорит о многом. Среди выпускников старшего Беренкова немало известных имен: Наталья Урусовская (Пластинина), Евгений Сладковский – одаренный музыкант и педагог, Максим Ковнер – профессор Горьковского университета, Марк и Римма Маркитантовы. Можно уверенно сказать, что истоки сегодняшних успехов дзержинской музыкальной культуры находятся в духовном фундаменте, заложенном силой таланта замечательного педагога, музыканта и композитора – маэстро Беренкова.
 
Станислав Шальнов
 

На фото:

Павел Григорьевич Беренков, г. Дзержинск, 1960-е годы

Павел Беренков в юности, 1918 год

Лучшие ученики П.Г. Беренкова: Виталий Беренков, Евгений Сладковский, Дзержинск, 1948 год