О подвигах – кратко
Будущий летчик-истребитель, подполковник Николай Конышев родился 9 ноября 1916 года в селе Ляхи Владимирской области. После пятого класса жил в Горьковской области. С 1936 года – на комсомольской работе. Окончил летную школу. С 1939 по октябрь 1941 года работал летчиком-инструктором, командиром отряда в аэроклубе.
В октябре 1941 года Конышева зачислили в полк легких ночных бомбардировщиков. На самолете «ПО-2» он пятьдесят раз вылетал на связь с партизанами и конным корпусом генерала Доватора в тыл врага. На истребителе «ЯК-9» совершил 237 успешных вылетов, участвовал в 41 воздушном бою. Сбил 18 самолетов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Н.С. Конышеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».После войны продолжал службу в армии. С 1960 года подполковник Конышев – в запасе. Жил в Риге, затем переехал на родину, в Дзержинск.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Скончался Николай Конышев 20 августа 1972 года.
«…Мы стояли, молча, возложив цветы к мемориалу. Вечный огонь под осенним холодным ветром. Золотыми буквами на мраморных плитах высечены имена 28 дзержинцев – Героев Советского Союза. Среди них Конышев Николай Сергеевич. Вечная память Героям!» – написали девочки в своей работе.
Помогли в музее
Сотрудники краеведческого музея организовали для школьников выставку, посвященную героям-дзержинцам, в том числе Николаю Конышеву.
«Перед нами – фотографии Героя военных лет, копия документа – Указ Президиума Верховного Совета от 18 августа 1945 года о присвоении звания Героя Советского Союза Конышеву Николаю Сергеевичу, подписанный М.И. Калининым. А вот копия наградного листа, где командир воинской части 36717, подполковник Уханев, перечисляя все подвиги нашего земляка, характеризует его так: «За время пребывания на фронтах Великой Отечественной войны майор Конышев Николай Сергеевич показал исключительную отвагу и геройство. В воздушных боях с врагами прославил советское оружие, показал себя достойным сталинским соколом, идущим во имя Родины на самоотверженные и героические подвиги. Летчики любят своего храброго и умного командира, беспощадного в боях с врагами, простого и честного в среде товарищей.»
Есть еще копия благодарности: «Майор Конышев Николай Сергеевич! Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин приказом от 26 июля 1944 года объявил Вам благодарность за отличные боевые действия в боях за освобождение от немецких захватчиков города Демблин». Здесь же находятся и статьи из газет: «Всем смертям назло», «Именной самолет в подарок», «Звезды на крыльях». Сотрудники музея дали нам адрес и телефон вдовы Героя Конышевой Марии Васильевны. Мы были им очень признательны», – продолжили делиться впечатлениями старшеклассницы школы № 35.
От самых близких
Учащимся школы № 35 довелось пообщаться с Марией Васильевной Конышевой, и она ответила на все вопросы юных исследователей. Интервью получилось большим, поэтому печатать его приходится с сокращениями.
– Мария Васильевна, а Николай Сергеевич рассказывал вам какие-нибудь интересные истории, случившиеся с ним на войне?
– Николай летал на самолете «ПО-2». Это был самолет-разведчик. Он летал в логово врага, осуществлял связь с партизанами. Но однажды Николай Сергеевич отказался выполнить приказ…
А произошло это, когда эскадрилья получила приказ лететь в тыл к немцам, чтобы доставить окруженным войскам мешки с сухарями. Обычно «ПО-2» несли на своих крыльях по четыре мешка сухарей. Но новый командир приказал укрепить на крыльях самолетов по восемь мешков. Конышев отказался взять такой груз. Опыт работы в аэроклубе, знание законов аэродинамики подсказали ему, что такой груз самолеты поднять не смогут, не осилит мотор. Командир вызвал его из строя и при всех назвал пособником врага. Стиснув зубы, Николай перенес страшное обвинение и настоял на своем. В воздух он поднялся с обычным грузом, успешно слетал в тыл и сбросил груз в намеченном пункте.
Восемь же других самолетов разбились. По этому случаю было проведено расследование. Командир полка вызвал Конышева к себе и после разговора с ним понял, что перед ним думающий, грамотный летчик. Он предложил ему выучиться на летчика-истребителя. Николай Сергеевич с радостью воспринял это предложение, потому что давно мечтал об этом.
В 1942 году он окончил курсы летчиков-истребителей.
– Мария Васильевна, правда ли, что ваш муж летал на именном самолете?
– Николай Сергеевич за два с лишним года войны сбил 18 фашистских самолетов, что говорит о мастерстве и отваге летчика. Колхозники из-под Барнаула на свои личные сбережения приобрели самолет «ЯК-9» и решили подарить его летчику, достойному подарка. Выбор пал на Николая Конышева. «Ты подходишь по всем статьям! Собирайся в дорогу, принимай подарок от колхозников», – сказал летчику командир полка. И с конца 1943 года Николай стал летать на «собственном» самолете.
– А как сложилась его послевоенная судьба?
– После войны он еще 20 лет служил в авиации. А с 1969 года стал работать начальником отдела эксплуатации цеха автоматизации производственного объединения «Корунд». Затем в ДПОГА. Появилось больше свободного времени. Мы любили ходить на рыбалку. Собирались всей семьей на праздники, отмечали дни рождения. Конечно же, самым дорогим праздником был День Победы.
Елена Артемьева
по материалам музея школы № 35
P.S. Эта исследовательская работа была проведена и написана еще в 2010 году. Но интересна и поныне. А также имеет продолжение – школьники подружились с вдовой Николая Конышева Марией Васильевной. На День Победы 2016 года у нее в гостях побывали уже другие ребята из школы № 35. И вновь слушали рассказы о героическом прошлом супругов Конышевых.