Малая родина


Мотаясь по съемочным площадкам, он всегда стремился выкроить время и заглянуть в родительский дом, в котором появился на свет 14 ноября 1926 года. В семье всегда царила атмосфера добра, уважения, взаимопонимания. Отец Евграф Иванович – бухгалтер, мама Юлия Яковлевна – домохозяйка. Они растили двоих детей в большом собственном доме на ул. Советской, доставшемся им по наследству от деда Ивана Ивановича – потомственного капитана волжского парохода. «Наш дом отличался особым радушием, слыл гостеприимным, – вспоминала родная сестра Вячеслава Галина Евграфовна Краевая. – Вместе с соседями отмечали праздники. От души веселились: пели, танцевали под гармошку. Слава в пять лет мог на слух подобрать любую мелодию, научился играть на пианино. Скрипкой овладел так, что старый музыкант, у которого он брал уроки, однажды во время его игры расчувствовался, подарил ему свой инструмент с альбомом нот.»
 

В.Е. Коротков. Фотопортрет. 1954 г.


В доме Коротковых по выходным и праздникам собирались друзья, соседи. До позднего вечера звучали там русские народные песни в исполнении Шаляпина и популярная классическая музыка с патефонных пластинок, на покупку которых Евграф Иванович денег не жалел. Часто все пели под аккомпанемент Славиного баяна.

Юность


Он пошел учиться в школу № 10 (тогда на ул. Студенческой), но семилетку закончил в школе № 4, во время войны ютившуюся в здании сбербанка на площади Дзержинского. Интерес к кино у Вячеслава появился уже тогда. Школьник взахлеб смотрел фильмы в Народном доме на улице Кооперативной и, подружившись с киномехаником, освоил киноаппаратуру так, что тот доверил Славе «крутить» картины зрителям. И все-таки самым любимым увлечением паренька стала фотография. Отец поддержал интерес сына – купил ему фотоаппарат. И не зря. Именно фотография привела его позже в большое кино.
 

Вячеслав Коротков. г. Дзержинск. 1947 г.


Шла война, в 1942 году четырнадцатилетний подросток поступил в Горьковское речное училище. Но во-время понял, что водная стихия ему не по душе и перевелся в Дзержинский химический техникум им. Красной Армии. «В нашей группе на механиков учились тридцать парней,- рассказывал М.Г. Осипов, однокурсник Вячеслава Короткова. – Однажды я приболел и пропустил занятия. Чтобы восполнить пробелы в записях лекций, обратился за помощью к Славе. Так мы подружились. Он внешне выделялся среди нас: высокий, с ладно скроенной фигурой, опрятный, аккуратный в одежде. Красивое умное лицо, внимательный доброжелательный взгляд темно-карих глаз привлекали.» В техникуме военной поры почти семьдесят процентов – девичий контингент. Такой видный парень, как Слава, – незаменимый баянист на студенческих вечерах, первый актер в драмкружке – постоянно находился под прицелом женских глаз. Одна из них овладела его сердцем – самая красивая девушка на курсе Галя Тимошкина. Родители всерьез поговаривали о скорой свадьбе. Однако радостному событию не суждено было случиться, их пути неожиданно для всех разошлись. В 1947 году, окончив техникум и одновременно получив в вечерней школе аттестат о среднем образовании, Вячеслав поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Галина же в Дзержинске вышла замуж и вскоре умерла во время родов…

Вячеслав Коротков и Изольда Извицкая. г. Дзержинск. 1952 г.


Счастливое лето


Вячеслав и будущая актриса Изольда Извицкая впервые встретились летом 1951 года в Дзержинске. Их знакомство стало началом дружбы, переросшей в большое чувство. Она только что окончила первый курс ВГИКа, ей минуло 20. Ему – 26, он – студент выпускного курса ЛИКИ. Познакомила их Ангелина, двоюродная сестра Вячеслава. Оба привлекательны, молоды, вся жизнь у них впереди. «Какая красивая пара, и так подходят друг другу!» – восхищенным взглядом провожали их прохожие. «Всегда жизнерадостная, общительная, доброжелательная, она излучала счастье: заразительно, от души хохотала в ответ на шутки Славы, не ходила, а летала. Им было хорошо вдвоем. Допоздна пропадали на Оке: купались, загорали, гуляли в лугах, – вспоминала школьная подруга Изольды Нина Голубева (Зимина). – Отношения их были чистыми, целомудренными.» Таким же счастливым было и лето следующего года, когда на своем фотопортрете Изольда вывела строчки известной песни, посвятив их Вячеславу: «Я люблю тебя так, что не можешь никак, ты меня никогда, никогда, никогда разлюбить». И подписалась: «Твоя Изка». А он в ответ преподнес ей изготовленную собственными руками миниатюрную книжечку из тонкой бересты, в которой что ни берестяная страничка – страстное признание в любви. Они не расставались надолго: переписывались, ездили друг к другу поездом «Москва-Ленинград». «Моя Изулька» –
ласково называл он ее в письмах.

Расставание


Так продолжалось до поры, пока в 1953 году Изольда не стала сниматься в фильме «Первый эшелон», где познакомилась со своим будущим мужем актером Эдуардом Бредуном… Тогда же в 1953-м пути Изольды  с Вячеславом разошлись навсегда. Если бы им немного везения, чуть-чуть счастливых совпадений, случайных обстоятельств! И жизнь влюбленных могла пойти иначе… Ведь казалось, что их объединяет многое. И в первую очередь, причастность к тому особенному, «киношному» миру. Но нет, не сложилось… После расставания он не пытался наладить с ней отношения, хотя переживал, пристально следил за ее творчеством и личной судьбой, готов был примчаться к ней, подставить плечо в трудную минуту по ее первому зову. Не позвала! Теперь уж не узнать, что произошло между молодыми людьми. Может, виной стали мечты Вячеслава о будущей семейной жизни – спокойной и уютной, какой была она в его родительском доме в Дзержинске? Ведь он знал, что актеры живут по своим, особым правилам «киношной» жизни, которая зачастую так далека от реальной, и он мог настаивать на том, чтобы Изольда оставила профессию. Такая вот красивая история любви с таким сокрушительным финалом…

На съемочной площадке. За камерой В. Коротков. 1963 г.


Увлеченный творчеством


В 1952 году по окончании института молодой специалист отправился в Свердловск (ныне Екатеринбург). Однако Вячеслав там не задержался –
работа киноинженером, а по сути, чиновником в местном учреждении кинопроката, показалась ему неинтересной. Его душа требовала живого, творческого дела. В то время на «Ленфильме» обосновались некоторые бывшие сокурсники Короткова из ЛИКИ, они и помогли ему перебраться в Ленинград, осуществить заветную мечту – снимать большое кино.

1 июня 1954 года в должности ассистента оператора II категории киностудии «Ленфильм» Вячеслав Коротков приступил к работе в составе съемочной группы художественного фильма «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида с Кларой Лучко и Аллой Илларионовой в главных ролях. «Чувствую себя не в своей тарелке, – откровенно записал он в своем дневнике. – Смущает то, что у меня нет специального образования и на меня смотрят как на технического исполнителя (заряжай-разряжай механизм). Снимаем пробы актеров.»

Со временем записи в дневнике стали веселее: «С 3 июля работаю в группе «Укротительница тигров» – на съемках кинокомедии о жизни цирка режиссеров Н. Кошеваровой и А. Ивановского. Мой шеф – главный оператор фильма Аполлинарий Иванович Дудко. Чувствую себя намного увереннее. Трудностей немало, разных неполадок, но лишь хорошие отзывы об отснятом материале волнуют всех участников съемочной группы. Впереди самое главное – съемка в цирке с тиграми. Хватит ли у меня сил до конца картины!?». Дрессировщики со всем своим скарбом и четвероногими артистами уже прибыли на киностудию, разместив тигров в одном из павильонов «Ленфильма». Съемки проходили с большими сложностями. Дрессировщица Маргарита Назарова, дублировавшая исполнительницу главной роли Людмилу Касаткину, старалась приучить тигров к работе на кинокамеру под ослепительным светом «юпитеров». Треск аппарата отвлекал зверей, они нервничали, пугались, злились. Назарова, словно играя с животными, заставляла их прыгать через объятый пламенем обруч, ходить по деревянным бутылкам, перепрыгивать с тумбы на тумбу и строиться в пирамиды. Дрессировщица повелевала командой тигров, а операторы – А.И. Дудко и В.Е. Коротков – работали за камерой. «Зверей в основном снимаем в открытую, – делится впечатлениями в дневнике Вячеслав. – Даже иногда рискуем съемочной техникой и собой…»

22 декабря 1954 года – новая  запись: «Последний кадр съемок фильма. 26-го – сдача отснятого материала. Принимается представителями главка «на отлично»… Это первая моя картина, прошедшая успешно!

Что дальше!? Поживем – увидим…».

Профессионал


Вячеслав Коротков, как мы уже сказали, снял более двадцати художественных и документальных фильмов. В его съемочном листе указаны такие «золотые» киноленты, как «Укротительница тигров» (1954 г.), «Два капитана» (1955 г.), «Солдаты» (1956 г.), «Загадка Н.Ф.И.» (1958 г.), «Поднятая целина» (1959 г.), «Даурия» (1971 г.)… Однако в титрах многих из них его имя не значится. И здесь нет ошибки. Далеко не каждый, занятый в производстве кино, попадал тогда в титры картины. В документе с названием «Творческая карточка Короткова В.Е.», выданном Союзом кинематографистов СССР в 1969 году, Вячеслав Евграфович значится в должности ассистента, затем оператора, позже – оператора-постановщика, но уже документальных фильмов. В титрах фильмов с его участием из членов операторской группы зачастую указывали лишь фамилии главного оператора, оператора-постановщика. Однако характеристики подтверждали: Вячеслав Коротков – классный специалист, он полностью готов к работе в должности оператора-постановщика. И только болезнь стала серьезной помехой.

Навсегда с кино


«В 1970-м я приехала к Славе в Ленинград, – рассказывала Галина Евграфовна. – Когда мы сидели за столом, он задумался, вспоминая что-то, и вдруг резко откинулся на спинку стула, отключившись полностью.

Я испугалась, но он через несколько секунд очнулся и как ни в чем не бывало говорит: «Как хорошо я поспал». Приступы случались все чаще, длились дольше. Однако он полностью поглощен любимой работой, не обращает внимания на нездоровье, бытовую неустроенность. Ему сорок четыре, но после разлуки с Изольдой свою личную жизнь так и не устроил: быт никакой – койка в общежитии, еда всухомятку… Профессионалу своего дела, но уже жестоко страдавшему от болезни, дирекция «Ленфильма» выделила наконец комнату в коммунальной квартире.
 

Кинооператор В. Коротков. г. Ленинград. 1957 г.


В 1969-м Вячеслава назначили первым оператором снимать знаменитую «Даурию», но он смог закончить лишь первую серию, навсегда оставил съемочную площадку, перейдя на создание документальных фильмов. Последний приступ стал для Вячеслава роковым и случился с ним прямо на улице Москвы во время работы. Врачи не смогли спасти Вячеслава. Он ушел из жизни в мае 1973 года в возрасте 46 лет, пережив Изольду всего на два года с небольшим.

Работая в составе «ленфильмовских» звездных киногрупп с лучшими актерами, ведущими режиссерами и кинооператорами М. Володарским, Г. Калатозовым, А. Дудко, Вячеслав Евграфович участвовал в создании фильмов, имевших громадный зрительский успех. Тем и оставил след в памяти земляков, в истории отечественного киноискусства.

Станислав Шальнов, краевед