Дзержинск – вторая родина


Детство Синявского было непростым.

Он родился в Днепропетровске 21 ноября 1936 года, когда до начала страшной войны оставалось меньше пяти лет. Единственный ребенок в интеллигентной семье молодых инженеров – энергетика Александра Федоровича и химика Татьяны Михайловны. Рос смышленым, любознательным, рано научился читать, вовсю готовился к школе. Но в 1941 году фашисты захватили Днепропетровск, семья Синявских под бомбежками, рискуя жизнью, эвакуировалась и оказалась в Балахне Горьковской области. Александр Федорович тяжело болел – он умер от туберкулеза легких в 1943 году. Вскоре после его смерти Татьяну Михайловну направили работать на Игумновскую ТЭЦ в Дзержинск, где она трудилась начальником химцеха вплоть до выхода на пенсию.

Любил рисовать


Синявские поселились в комнатушке щелястого барака в Ворошиловском поселке. Жизни там было не позавидовать: теснота, холод, полчища голодных крыс… Хотя спустя время Татьяна Михайловна получила от ТЭЦ квартиру в доме на улице Кагановича (ее затем называли проспектом Мира, ныне – Клюквина), и Женя в 1944-м пошел учиться в первый класс в третью школу, получившую после войны номер 10.

Школьником он много и с увлечением рисовал. Особенно удавались ему рисунки домов: не обычных многоэтажек, а самой разной, причудливой формы. Раскрашенные в яркие цвета, они составляли необычный город – солнечный, нарядный, веселый. «Почему ты все время рисуешь дома?» – спрашивала сына Татьяна Михайловна. «Когда вырасту, буду строителем и построю много домов, чтобы люди никогда не жили в бараках», – отвечал мальчик, прорицая свое будущее. Он бегал на стадион заниматься в секции конькобежного спорта. Даже став взрослым и солидным человеком, не оставил своего увлечения. Долгое время, будучи президентом федерации конькобежцев, поддерживал и развивал любимый вид спорта в Дзержинске. Летом на велосипеде, с закадычным другом Юрой Карповым без устали колесил по окрестностям Дзержинска.

Юность


Детская мечта проектировать и строить дома сбывалась: в 1954 году Евгений окончил десятилетку, стал студентом факультета промышленно-гражданского строительства Горьковского инженерно-строительного института.

Студенческая пора свела Евгения с пареньком из-под Костромы Женей Осокиным. Дружеские отношения с Евгением Васильевичем – военным инженером-строителем, он поддерживал всю жизнь. Свою вторую половинку он также встретил в институте. Трогательная, романтическая любовь Евгения и горьковчанки Людмилы на четвертом курсе переросла в крепкую семью. «Мы познакомились на студенческой вечеринке, стали встречаться, – рассказывает Людмила Федоровна Синявская. – На свидания приходили два Евгения.» «Люсь, за кого замуж-то пойдешь?» – смеялись подруги. «А кто первым позовет», – отшучивалась в ответ. Друзья вопрос решили миром, и Людмила стала Синявской. По характеру они дополняли друг друга: он молчун и само спокойствие, она хохотушка, бойкая на язык, скорая на подъем.

Любимая работа


Студенческая жизнь осталась позади.

В 1960 году молодых специалистов направили в Дзержинск. Первым местом работы Евгения Александровича стал проектный институт ГИАП, куда он был зачислен на должность старшего архитектора. Спустя пять лет новое назначение – в институт «Гипрохлор» («Гипрополимер») в той же должности, в 1968 году еще ступенька – стал главным архитектором завода им. Свердлова.
 
Юго-западный район города. Фото с макета. 1974 г.

Уже тогда в формировании облика города он оставил след: в составе авторских коллективов проектировал мемориальный комплекс на площади Героев, плавательный бассейн, участвовал в составлении проекта реконструкции стадиона «Химик», здания института политехнического института. Под его руководством главная проходная завода им. Свердлова получила столь выразительный облик, что до сих пор остается парадным лицом предприятия.

Заводским архитектором он успел поработать всего несколько месяцев – в том же году ему предложили возглавить отдел архитектуры и градостроительства города. Так для Синявского начался жизненный забег длиною в 27 лет.

Главный архитектор


Время главного архитектора совпало с невероятно высокими темпами развития города, которые опередили все сроки строительства, предусмотренные генеральным планом 1953 года. Городу стало тесно в его прежних границах: коллектив московского проектного института «Гипрогор» разработал новый генеральный план города. При выборе оптимального варианта проектировщики руководствовались необходимостью создания наиболее благоприятных условий для проживания в новых районах, кратчайших связей жилых территорий с промышленными районами, максимального сохранения зеленой пригородной зоны. В результате в первую очередь был принят вариант развития города в западном направлении, на втором этапе – создание нового жилого района на правом берегу Оки.
 
Е.А. Синявский, 1987 г.

Генеральный план Дзержинска, четвертый по счету в его истории, был утвержден в марте 1973 года. Объемный документ включал в себя дальнейшее планомерное и комплексное развитие города с определением основных направлений развития, использования его территории на 25 – 30 лет вперед как крупного промышленного центра Горьковской области с ростом численности населения до 370 – 400 тыс. человек. Весомое участие Синявского в разработке генерального плана застройки города и его реализации было по достоинству оценено: в 1981 году в составе коллектива разработчиков института «Гипрогор» он стал лауреатом государственной премии Совета Министров СССР.

Уверенный шаг


Город уверенно шагал в будущее.

В 1973 году в Дзержинске полностью ликвидировали барачный фонд. Из последних снесенных ветхих домов в течение года в благоустроенные квартиры переселились 585 семей. А всего (подумать только!), например, за три года (с 1971 по 1973-й) более 13 тысяч дзержинцев получили тогда бесплатное благоустроенное жилье. Дальнейшие успехи в коммунальном хозяйстве также радовали горожан: ввели в эксплуатацию широкоформатный кинотеатр «Россия» на 1200 мест, две библиотеки, музыкальную школу, Дом быта на проспекте Победы, Дом книги, учебные корпуса Дзержинского филиала политехнического института на улице Гайдара и многое другое. А также – километры новой троллейбусной линии, базу пассажирского автохозяйства, реконструировали тоннель на станции Дзержинск… Проектирование, возведение объектов жилищного общественного и социального назначения не обходились без непосредственного участия Евгения Синявского. Он автор или соавтор большинства проектов.

Смелые проекты


Стройные силуэты башенных кранов стали характерной деталью тогдашней панорамы Дзержинска. Благодаря творческой деятельности Синявского, у нас находили воплощение самые смелые архитектурные проекты, разрабатывались новые – оригинальные, отвечавшие требованиям времени.
1970-е годы с полным правом можно назвать «золотыми» в истории градостроительства Дзержинска. Наш главный архитектор в своих замыслах стремился уйти от безликости архитектуры, отказаться от невыразительности ее языка, чтобы дома в городе отличались друг от друга, даже если они «панель». Под руководством Е.А. Синявского художники, объединенные им в специальную группу, старались придать художественную выразительность внешнему облику зданий, внутренним интерьерам новой застройки, применяя приемы монументально-декоративного искусства. Их совместная работа позволила создать интересные интерьеры, украсить монументальными мозаичными панно фасады. Опыт дзержинцев по внедрению в оформлении значимых градостроительных объектов средствами монументально-декоративного искусства Госстрой РСФСР рекомендовал для применения в практической работе другим городам.
 
Город по проекту архитектора Синявского. 1980-е гг.

Дзержинск стремительно рос и хорошел: на его благоустройство из городской казны ежегодно тратилось более 1 млн руб. Для этого следили за чистотой улиц, красотой газонов и цветочных клумб, ежегодно высаживая около 2 млн зеленых насаждений. Не случайно по итогам социалистического соревнования городов Российской Федерации по благоустройству Дзержинску дважды присуждали первое место, в том числе и в 1974 году. И в том неоспоримая заслуга главного архитектора.

Уйти от безликости


Синявский вел масштабные проектные работы по созданию нового Прибрежного жилого района – «речных ворот города».  На ватмане вырисовывался контур речного пассажирского вокзала с 14-этажной гостиницей, новый кинотеатр, роскошный торгово-общественный центр. Завершала ансамбль района одетая в бетон двухкилометровая набережная. Не все получалось в жизни так, как задумывал архитектор. Однако Синявский делал все возможное и невозможное, чтобы проявилась архитектурно-художественная выразительность застройки, стремился придать ей своеобразие. Главный архитектор, претворяя в жизнь Генеральный план застройки, стремился, чтобы Дзержинск стал самым красивым и благоустроенным, удобным для труда, быта и отдыха горожан. Его население в 1982 году достигло 265,5 тыс. человек. Согласно официально принятой классификации городов, Дзержинск вошел в ранг крупных городов Советского Союза.

Память о зодчем


В 1980-е годы творческий потенциал главного архитектора, казалось, достиг наивысшей точки: с 1971 года Синявский – член Союза архитекторов СССР, делегат его многих съездов, лауреат престижной премии. Персональные выставки с успехом прошли в Горьком, Москве – в Доме Союза архитекторов СССР, на ВДНХ. В содружестве с художником А.Я. Муравьевым на основе эмблемы создан герб Дзержинска. Опытный мэтр – автор смелых планировочных решений грандиозной застройки юго-западного района Дзержинска, микрорайона Северный (площадь Гайдара – улица Молодежная), жилой группы «Парковая», а также реконструкции ул. Урицкого, Октябрьской, пр. Чкалова…

В 1990 году ему исполнилось 56 лет. Однако неожиданно для него самого и его коллег новая городская власть предложила архитектору написать заявление об уходе «по собственному желанию». Последовавшая чехарда с его назначениями и увольнениями не могла не сказаться на здоровье архитектора. В очередной раз оказавшись не у дел, Евгений Александрович не справился с переживаниями – сердце остановилось.

64 года не возраст для ухода: многие планы и проекты остались невоплощенными. И все же его заслуги неоспоримы. Архитектор оставил нам множество реализованных проектов. Архитектурное наследие зодчего достойно бережного сохранения как символа эпохи. Имя архитектора Синявского живет в названии площади, которую он проектировал, на мраморе доски, установленной на здании, в котором он работал.

Станислав Шальнов, краевед