На суд дзержинцев материалы проекта ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов производства ОАО «Оргстекло» представило ООО «Газэнергострой – Экологические технологии». Документы и решения в них на поверку оказались весьма спорными. Суть метода, который предлагает подрядчик, сводится к извлечению верхнего слоя содержимого Черной дыры с последующим сжиганием. Остатки отходов, большие по объему, решили не извлекать, а просто сделать насыпь из песка и глины. Такое решение, по единогласному мнению ученых и экологов, участвующих в слушаниях, всех проблем с Черной дырой не решает, более того, усугубляет их.
Во-первых, подрядчик, как выяснилось, не провел полный комплекс изысканий и исследований, чтобы установить объективный объем химических отходов и степени загрязнения подземного горизонта. Мало того, «Газэнергострой» пользовался данными предыдущего «исследователя» Черной дыры – скандально известной саратовской компании «Экорос». Работа последней на объекте, как известно, завершилась громкими уголовными делами против бывшего директора департамента стратегического развития администрации Дзержинска Натальи Федосеевой, а также директора ООО «Экорос» Михаила Морозова. Первая отделалась условным наказанием, второй заработал реальный срок в три года, который предстоит отбывать в колонии-поселении.
Не стоит также забывать, что Черная дыра – это карстовая воронка, подверженная дальнейшей деформации. Об этом авторов проекта ОВОС предупредил известный ученый-карстовик Владимир Толмачев. А это значит, что решение оставить на хранение большую часть химических отходов
(55 из 71 тысячи кубометров) не предотвращает будущего загрязнения подземного горизонта. Если извлекать, то все. Откачка поверхностного слоя, по мнению экологов, не решает проблемы вообще!
Наконец, у специалистов возникли большие сомнения в безо-пасности технологии сжигания извлеченных отходов. Подрядчик предлагает метод «бескислородной термолизной деструкции». Для этого на территории ОАО «Дзержинское оргстекло» будет смонтирован мини-завод. Так вот ученые, проанализировав химический состав отходов свалки, пришли к выводу, что в итоге сжигания по предлагаемой технологии в атмосферу попадет целый букет токсичных соединений. Об этом, в частности, заявила заслуженный эколог РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода, профессор, ведущий эксперт федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ПФО», аудитор Национальной палаты экологических аудиторов Клара Романова. При этом Клара Анатольевна опасается больше за Автозаводский и Сормовский районы Нижнего Новгорода, где, по ее оценкам, и осядут все химические выбросы, что равносильно экологической катастрофе.
Еще один немаловажный аспект проекта – судьба будущих зольных отходов, которые останутся после сжигания. Представители «Газэнергостроя» затруднились ответить, какого класса опасности будет эта масса, но выразили надежду, что 4-го. Такие отходы допускается складировать на полигонах бытовых отходов. Как видим, и в части образования отходов расчетов пока нет, есть только надежды.
Варианты закачки в глубинные скважины или устройство противофильтрационных экранов и прочие инженерные решения, как выяснилось на слушаниях, подрядчик вообще не рассматривал.
Представители и руководство ООО «Газэнергострой – Экологические технологии», как и заказчик в лице директора ГБУ НО «Экология региона» Алексей Хилов, согласились со многими замечаниями участников общественных слушаний, обещая внести все необходимые коррективы в документацию по проекту.
Вадим Щуренков