Оглянитесь!

Представленный на общественные слушания, которые состоялись 21 ноября в Центре развития предпринимательства, проект бюджета на 2017 год, честно говоря, мало чем порадовал. Он спланирован с доходами в 4 млрд 262 млн 620,1 тыс. руб. Расходная часть больше на 158 млн 851,4 тыс. руб. Таков, соответственно, и размер дефицита. Получается, что Дзержинск уже четвертый год топчется на месте, потому что параметры бюджета остаются практически неизменными. К слову, первоначальный финансовый план 2014 года и тот был согласован с доходами в 4 млрд 100 млн руб.
Администрация Дзержинска довольно понятно объясняет причины отсутствия роста собственных доходов: снижением налогооблагаемой базы, большим количеством предприятий-банкротов, а также введением новой системы кадастровой оценки земли, спровоцировавшей немало разногласий с крупными налогоплательщиками. Ах да, еще и кризис не ко двору пришелся – в реальном секторе экономики упали объемы реализации готовой продукции с сопутствующим поэтапным сокращением персонала. Экономическая депрессия, надо признать, охватила всю страну, но почему-то одни держатся, а другие сокращают «соцпакет».

А некоторым даже в таких условиях каким-то образом удается еще и рост показывать. Далеко за примером ходить не надо. Нижний Новгород рассчитал свой бюджет на 2017 год с ростом в 3 млрд рублей. Доходная часть у соседей 26 млрд 170 млн 971,5 тыс. руб., расходная на 942 млн 575,126 тыс. руб. больше. Параметры нижегородского бюджета красноречиво демонстрируют разницу в уровне жизни между областным центром и его самым крупным индустриально-развитым соседом.

Нижний – это столица региона, к тому же город-миллионник, какие же тут могут быть сравнения, скажите вы. Однако такой параметр, как бюджетная обеспеченность на душу населения, не зависит ни от численности населения, ни от статусности, которая тем паче денег особых в городскую копилку не прибавляет. Дзержинск и Нижний живут в одинаковых условиях с точки зрения Федерального законодательства, в рамках Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов РФ. Все остальное зависит от уровня управленческих способностей местных властей – кто качественно администрирует налоговую базу, креативит в части неналоговых доходов, договаривается с вышестоящими властями о преференциях, у того и доходов больше. А там, где больше средств, и жизнь, получается, качественнее. Все равно, идет ли речь о благоустройстве или доступности общественного транспорта. Пока что Дзержинск по уровню бюджетных расходов на душу населения здорово проигрывает Нижнему. В городе химиков (252 тысячи человек) в 2017 году на одного жителя придется 16,9 тыс. руб., в областном центре (1 млн 267 тыс. человек) – 21,4 тыс. руб.
Как видите, пока нам еще долго не угнаться за столицей региона. Может быть, нашим чиновникам и депутатам все-таки стоит чему-то поучиться у нижегородских коллег? Однако пока местные управленцы предпочитают закачивать бюджетные средства в международные поездки по городам-побратимам Германии, Литвы и Белоруссии. Получается затратно и бестолково.

Тут прибыло, а там убыло

Тем не менее проект очередного бюджета в Дзержинске показывает хоть и скромный, но все же рост затрат, о чем на общественных слушаниях 21 ноября гордо рапортовала глава департамента финансов администрации Дзержинска Ольга Сахончик.

Расходы будущего бюджета выше текущего на 9% – 4 млрд 421 млн руб. против 4 млрд 28 млн руб. Другой вопрос: за счет чего? Выяснилось, помогают вышестоящие бюджеты. Сумма межбюджетных трансфертов на 2017 год оказалась выше первоначального бюджета на 2016 год на 304 млн руб. В структуре будущей казны это 2 млрд 330 млн руб.

Как пояснила Ольга Сахончик, прибавка объясняется ожидаемым снижением дополнительного норматива для Дзержинска в части сбора налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который в 2016 году составлял 10%, а уменьшится до 7%. Область сжалилась и добавила нам денег.

Что касается состояния собственных доходов на 2017 год, то здесь перемены малозначительные. Некоторый рост по одним статьям обесценивает снижение по другим. Уровень собственных налоговых и неналоговых доходов в структуре бюджета составляет 1 млрд 932 млн руб. По сравнению с первоначальным проектом 2016 года городская выручка упала на 63 млн руб. А если сравнивать с еще более ранними периодами, то разница покажется еще очевиднее, так как собственные доходы в первоначальном финансовом плане на 2015 год составляли 2 млрд 247 млн руб.

Следует заметить, что администрация выдавала весьма положительные прогнозы по собственным доходам и на 2016 год, и на 2017. Так, на общественных слушаниях 10 ноября 2014 года плановый период 2016 года характеризовался прогнозами по доходам в 2 млрд 719 млн руб., 2017-го – с ростом годовой выручки до 2 млрд 883 млн руб. Как видим, что-то у наших чиновников не срослось. Предыдущая городская администрация увлекалась распределением средств, нежели поиском механизмов для увеличения заработка.

Большая часть собственных доходов – 68,3%, или 1 млрд 319 млн руб. – это налоговые поступления, по которым по прежнему лидирует НДФЛ – 829 млн руб. Следом в этой структуре идет земельный налог с ожидаемым сбором в 238 млн руб. (12,3%).

А вот единый налог на вмененный доход заметно подкачал. В 2017 году на сборы по ЕНВД отводится 133 млн руб., что меньше первоначального плана на 2016 год на 16 млн руб. Ольга Сахончик объясняла такую тенденцию снижением количества плательщиков этого налога. Некоторые из них перешли на упрощенную систему налогообложения, иные прекратили свою деятельность. А ведь еще буквально пару месяцев назад иные представители администрации убеждали нас в том, что никакого сокращения индивидуальных предпринимателей в Дзержинске не наблюдается. Так, начальник сектора по развитию предпринимательства администрации Дзержинска Татьяна Блинова констатировала стабильность бизнес-среды («Что убыло, а что прибыло?», «ДВ» № 40 от 6.10.2016 г.). Кто же из представителей администрации ошибается, если одна дама, ответственная за финансы, заявляет о сокращении субъектов малого бизнеса, другая, курирующая предпринимателей, – о стабильности?

В части остальных доходов наблюдается некоторый рост. Так, в 2017 году чиновники ожидают увеличения поступлений от налога на имущество физлиц – 48 млн руб., на 19,6 млн руб. больше, чем в 2016 го-ду. Новые подходы в оценке кадастровой стоимости объектов делают свое дело. Рассчитывают власти и на увеличение выручки от госпошлины – 52,9 млн руб., что на 18 млн руб. больше плана на 2016 год.

Неналоговые доходы в проекте бюджета на 2017 год составляют 612 млн руб., или 32%. Из них 138 млн – поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду, 297 млн руб. – арендная плата за муниципальные участки земли. Доходы от приватизации муниципального имущества в 2017 году ожидаются на уровне 115 млн руб. Но эти надежды могут не сбыться, учитывая, что план продажи год от года не выполняется. Например, администрация не может реализовать муниципальные газовые котельные. В остальном в программе приватизации сплошной неликвид – подвальные помещения да убогие здания, требующие колоссальных вложений. От продажи помещений и зданий чиновники намерены выручить 55 млн руб., от продажи земельных участков – 60 млн руб. Невыполнение плана приватизации грозит обернуться увеличением дефицита местной казны и ростом муниципального долга, которые и без того находятся на пределе. Спасибо предыдущим властям, которые приучили город жить в долг.

Денег нет!

Бюджет будущего года, как и прогнозировали эксперты, станет по большей части «зарплато-коммунальным», что, по сути, означает возврат в 90-е годы, когда муниципалитет едва наскребал на то, чтобы не оставить бюджетников голодными, а город без тепла и света. Ни о каких прорывных проектах в будущем году и речи не идет.

Ровно 63,1% от всех расходов, 2 млрд 788 тыс. руб. пойдет на финансирование зарплаты с учетом индексации отдельным категориям работников бюджетной системы. На оплату коммунальных ресурсов заложено 353 млн руб., на содержание муниципальных учреждений – 240 млн руб. Да, львиная доля расходов бюджета направляется на социальную сферу. В 2017 году это 77% от общих расходов. Но, повторимся, это исключительно зарплата и коммунальные платежи.

Что касается мер социальной поддержки малоимущим гражданам, то в бюджете на это отводятся сущие крохи. Например, 2,6 млн руб. планируется направить на выплату компенсации на завтраки школьникам из многодетных малообеспеченных семей. Таким образом власти частично попытались искупить вину перед школьниками, которых лишили возможности бесплатно завтракать в 2016 году. К слову, в 2015 году в Дзержинске бесплатно питались 3 тыс. ребятишек, что обходилось бюджету в 24 млн руб.

В числе мер соцподдержки Ольга Сахончик указала и на единовременные выплаты на рождение третьего ребенка в семьях работников муниципальных бюджетных учреждений. Вот, пожалуй, и все, что можно назвать остатками былой роскоши. К слову, до 2016 года местный бюджет финансировал программы поддержки неполных кавалеров ордена Славы, предполагал дополнительное материальное обеспечение ведущих спортсменов города и их тренеров, а также вышедших на пенсию ветеранов системы общего и дополнительного образования, имеющих почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы РСФСР»… Перечень можно продолжать и дальше. А в 2017 году даже общественные организации, которые работают с самыми сложными категориями населения – инвалидами и ветеранами, не получат и ломаного гроша от чиновников. Денег на это пока нет, отрезала Ольга Сахончик.

У наших местных общественных организаций, даже таких известных, как Дзержинский правозащитный центр, который возглавляет Эмма Захаровна Фельдштейн, не нашлось заступников ни в администрации, ни в депутатском корпусе. По крайне мере на публичных слушаниях 21 ноября из зала прозвучал всего один робкий вопрос в защиту общественников. Зато представители территориального общественного самоуправления (ТОС), которые в большинстве своем и заполнили зал на слушаниях, напористо требовали денег на свою деятельность.

Однажды местные власти насоздавали ТОСов чуть ли не в каждом дворе, по городу их теперь десятки. Как показало время, в этом была и определенная корысть. Ресурсы ТОС кое-кем использовались как инструмент в проведении выборных кампаний. До выборов ТОСам и деньги из бюджета давали. На благоустройство, на проведение дворовых праздников, ну, чтобы жить, наверное, было лучше и веселее. По завершении выборного цикла ТОСовцы остались с носом. При формировании бюджета на 2016 год их с легкостью подвинули, несмотря на обещания. В бюджете на 2017 год им также не запланировали ни копейки, хотя ТОСовцы требуют 7,5 млн руб. На общественных слушаниях активисты предложили отщипнуть по 2 млн руб. от спорта, культуры и других социальных направлений. На это Ольга Сахончик возразила, что многие мероприятия, которые проводят ТОСы, могли бы быть легко интегрированы в другие городские программы, например, по благоустройству.

Только на словах

Что касается планирования расходов, то финансирование многих направлений, в том числе соцсферы, в Дзержинске традиционно происходит программным методом. Это почти 90% расходов бюджета. В 2017 году город будет финансировать 13 муниципальных целевых программ. И это тоже остатки былой роскоши, потому что когда-то город финансировал свыше двадцати различных направлений. Отдельные блоки бюджета были направлены на «обеспечение энергоэффективности» и «развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы», на приобретение подвижного состава муниципальных транспортных компаний. Кстати, вопрос об обновлении крайне изношенного подвижного состава городского электротранспорта встал и в этот раз. Общественная палата Дзержинска настойчиво рекомендовала администрации запланировать в бюджете города средства на эти цели. Вопрос был поднят и на общественных слушаниях. Однако выяснилось, что чиновники покупке новых троллейбусов предпочли бумажную работу. Ольга Сахончик сообщила, что в бюджете запланировано 3,6 млн руб. на разработку новой маршрутной сети Дзержинска. Интересно, будет ли в ней место троллейбусному движению, если «живых» вагонов в городе остается все меньше?

Сильно прокатили на этот раз и экологов. Общественное движение «Голос Дзержинска» вместе с Общественной палатой просило администрацию предусмотреть средства на паспортизацию зеленых зон города общей площадью 1,5 тыс. гектаров. Там отдыхают десятки тысяч горожан. Это зеленый пояс города, его легкие.

В отсутствии паспортов ценные леса постепенно будут растаскивать под застройку. Собственно, этот процесс уже начался. Вот экологи и попросили выделить всего-то 2,5 млн руб. на паспортизацию и корректировку паспортов 5 природных зон. Местные чиновники в итоге ответили отказом. Очень жаль, что в 2017 году, который объявлен в России Годом экологии, Дзержинск, увы, не сможет защитить свои уникальные природные территории. Правда, есть надежда на область, которая предварительно сообщила о готовности паспортизировать за собственный счет «Сосновые леса природного комплекса Дзержинска» (район Желнино и Решетихи) и «Дендропарк Дзержинского лесхоза». Удивительно, что область больше волнует природа Дзержинска, чем нашу собственную администрацию.

Именно анализ структуры 13 городских программ показывает, что никакого развития в 2017 году в городе не предполагается. Например, программа с многообещающим названием «Развитие транспортно-дорожной сети и благоустройство территории города Дзержинска» с суммой в 345 млн руб. включает всего лишь текущие работы по содержанию дорог и сети уличного освещения. Правда, именно в рамках этого проекта в городе могут быть сделаны небольшие шаги вперед. Большинство из них связано с подготовкой города к встрече чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это, в частности, устройство освещения на улицах Новой, Чкалова, Восточной, Советской в поселке Желнино. Также в бюджете отводятся средства и на реконструкцию тренировочной площадки на стадионе «Химик».

Еще один долгожданный подарок городу – это строительство фонтана на Торговой площади. На это выделен 1 млн руб. Ольга Сахончик осторожно сказала, что этих средств должно хватить.

Практически во всех программах по развитию предпринимательства, дошкольного образования, культуры, молодежной политики и прочих заложены средства на погашение кредиторской задолженности. В общей сложности, по информации Сахончик, это свыше 200 млн руб. Желанием администрации расплатиться по долгам, скорее всего, и объясняется незначительный рост бюджета некоторых программ, а ни каким-то движением к улучшению жизни в городе. На это рассчитывать, увы, не приходится. Вот и Ольга Сахончик признает: «Нас тоже не совсем устраивают параметры бюджета, хотелось бы больше зарабатывать, либо больше получать межбюджетных трансфертов, потому что потребности городского округа гораздо больше, чем мы можем себе позволить. Финансировать хочется все, но как это сделать, мы пока не знаем».

Зато депутаты Городской думы, которым скоро предстоит рассматривать проект бюджета города, постоянно учат жизни представителей администрации города и заявляют, что знают, как поправить положение городской казны. К слову, недавно депутат Людмила Кемайкина передала чиновникам целый пакет предложений по повышению доходности местного бюджета.

А еще раньше, в 2015 году, парламентарии даже создали отдельную комиссию по оптимизации расходов и увеличению доходов городского бюджета. И подошли к делу с особым рвением.

«Предложений уже масса, – заверял корреспондента «ДВ» в ноябре 2015 года лидер думской фракции «Единая Россия» Валерий Артамонов. – И все те, которые только станут поступать, не останутся без внимания. Нам нужно собрать максимальное количество предложений от депутатов, от промышленников, от общественности. Не каких-то наивных, а реальных, которые действительно смогут наполнить местную казну.»

По мнению Артамонова, город обладает большими резервами для оптимизации расходов. Причем многие рецепты якобы лежат на поверхности, достаточно принять необходимые управленческие решения. В качестве примера единоросс привел центральный городской бассейн, который закупал электроэнергию по цене 6 рублей 10 копеек за киловатт, а мог бы с легкостью переключиться на другого поставщика, который предлагал 5-рублевый тариф. Артамонов обещал поправить положение.

«Я уверен, что в результате работы нашей комиссии появятся десятки, сотни такого рода решений, что крайне необходимо в условиях кризиса», – обнадежил Валерий Геннадьевич. С таким же решительным настроем выступал и замглавы города Игорь Крашенинников. «Я вошел в состав комиссии, поскольку долгое время имел непосредственное отношение к городскому бюджету, возглавляя одноименный комитет в Городской думе V созыва, – объяснял Игорь Юрьевич. – У меня есть понимание, как верстается бюджет, как в нем расставляются приоритеты, где могут быть скрытые резервы как в доходной, так и в расходной части.»

Однако, как показало время, желание помогать городу у депутатов было только на словах. Недавно думцы своим же решением расформировали «оптимизаторскую» комиссию (Решение Гордумы № 222 от 27.09.2016 г.).

«Эта комиссия сегодня не имеет никакого смысла, она не собирается, никаких решений там не принимается, посещение равно нулю, – вот так во время обсуждения вопроса о ликвидации комиссии отозвалась председатель бюджетного комитета Гордумы Юлия Абызова. – Депутаты туда не ходят, администрация тоже. В администрации достаточно других видов комиссий, которые повышают доходы и оптимизируют расходы. Пусть они там сами занимаются.» В общем, на том и порешили.

Вадим Щуренков