13 ноября в городском центре занятости населения прошло выездное заседание экспертно-аналитической группы по мониторингу Закона Нижегородской области «О квотировании рабочих мест». Вел заседание заместитель председателя комитета по социальным вопросам ЗСНО Виктор Сопин.
Что такое квота?
Чтобы поддержать материально, обеспечив работой малозащищенные категории населения, правительство ввело такое понятие, как квота. По нашему региональному законодательству, право на гарантированное государством рабочее место имеют инвалиды с трудовой рекомендацией (то есть разрешением врачей) и молодежь до 18 лет.
Квота устанавливается для тех организаций и предприятий, где трудится более 100 человек, независимо от организационно-правовой формы, и составляет 3% от среднесписочной численности работников. В течение трех месяцев со дня установления квоты работодатель обязан создать рабочие места, после чего в трехдневный срок уведомить об этом центр занятости. Дальше предстоит еще много бумажной канители – заполнение специальных бланков, ежемесячное информирование ЦЗН о трудоустройстве и увольнении сотрудников в счет установленной квоты и так далее. А в случае отказа в приеме на работу инвалида или молодого человека работодатель обязан обосновать его причину в письменной форме на специальном бланке, с учетом требований трудового законодательства.
Вот так все четко и строго прописано на бумаге. Но так ли обстоят дела на самом деле? В этом и разбирались на выездном заседании в ЦЗН.
Языком цифр и фактов
Как рассказала юрисконсульт ЦЗН Лариса Шевнина, в 2008 году в Дзержинске квота была установлена для 103 предприятий, которые создали под льготные категории граждан 1038 рабочих мест. И только к 16-ти организациям у ЦЗН есть претензии. Впрочем, как отметила Лариса Шевнина, у многих были самые что ни на есть объективные причины невыполнения закона – ликвидация или банкротство, массовые сокращения и другие приметы воцарившегося кризиса.
Ситуация не улучшается и в этом году – на 2009 год квоты установлены для 83 организаций, 21 из которых так или иначе не выполняют требования закона о квотах. Со стороны ЦЗН уже направлено 16 сообщений в прокуратуру об этом.
Кнут есть. А пряник? Как заметили участники заседания, у нас в России как-то не принято поощрять (хотя бы морально) тех, кто успешно тянет экономически невыгодную «социалку». Почему бы не снизить, например, налоги таким организациям?
Снимите с нас квоту!
Причина невыполнения закона о квотировании рабочих мест иногда кроется в субъективном нежелании работодателя видеть у себя в организации инвалидов, часто отсутствующих по болезни, или молодежь, которую еще учить да учить. Серьезную работу, по понятным причинам, не поручишь ни тем, ни другим. А нести дополнительную ответственность, заполнять множество документов… нет уж. Тем более что штраф за необоснованный отказ принимать «квотников» всего 3-5 тысяч рублей.
Но есть и другие причины. Закон, определяющий, кому нести бремя квоты, при этом никак не разграничивает предприятия и организации. Он одинаков и для химических заводов с вредными условиями труда, и для медицинских учреждений, и для режимных предприятий. Понятно, что человека с ограниченными возможностями или профессионально неподготовленного не возьмут туда, куда не каждый здоровый и обученный проходит по требованиям. Поэтому и вакансии, по информации ЦЗН, как раз остаются в химии и ЖКХ (по 20%), машиностроении (12,3%) и в некоторых других областях, где льготники по квоте работать не стремятся. Не лучше ли освободить от обязательных квот те предприятия и организации, которые при всем желании не смогут их обеспечить? Вопрос взят областными депутатами на проработку.
Так работать или нет?
У этой медали есть и другая сторона. На 1 октября 2009 года на учете в ЦЗН стоит 127 инвалидов, но далеко не все они, обращаясь в ЦЗН, действительно хотят найти работу. Для некоторых важнее встать на учет и получать пособие. А если и работать, то где полегче, вахтером там или сторожем, даже если врачи не против другого приложения сил. Существуют программы переквалификации, но и они не слишком востребованы.
Отсюда еще одна проблема: рабочие места ждут, а занять их могут только льготники по квоте. Коль скоро места не востребованы, депутатами Законодательного собрания был предложен вариант сокращения квоты по области до 2% от среднесписочной численности, что государственный закон о квотировании позволяет. Тот же закон предоставляет предприятиям право самостоятельного выбора, на какую из двух льготных категорий выделить больше рабочих мест. Поэтому, заботясь об инвалидах, часто забывают про молодежь. А ведь будущее именно за ней.
И еще одно интересное депутатское предложение – расширить список льготных категорий. Например, предоставить право пользоваться квотой вышедшим из мест заключения или выпускникам учебных заведений.
Для решения проблемы трудоустройства инвалидов есть хороший мировой опыт, который пока слабо развит в России. О нем напомнил начальник группы по работе с объединениями предпринимателей отдела инноваций и промышленной политики Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Валерий Анкудинов. Речь идет о фрилансе, или надомной работе. Стоит подумать, как придать престиж, законность и государственный статус этому виду занятости. А еще активно побороться с бюрократией и упростить для предприятий бумажную отчетность по работе с «квотниками». Тогда и нарушений, быть может, станет меньше.
Кира Титова