Многим дзержинским заводам понадобятся годы, чтобы обрести заинтересованного собственника и заново возродиться в прежнем или новом качестве. Более везучими в этом отношении оказались те предприятия, у которых этот собственник уже был. Такие заводы устояли в лихие 90-е и процветают сегодня.

В Дзержинске известен, пожалуй, всего один такой пример. Это АО «Авиабор», выпускающее борсодержащие вещества, которые применяются в радиоэлектронике и фармацевтической промышленности. Это уникальный для страны комплекс не только с точки зрения номенклатуры выпускаемой продукции, но и производственной структуры, а также модели управления предприятием. Все эти факторы в совокупности позволили выстоять в трудное время и привели завод к процветанию.

А в целом на «Авиаборе» – единоначалие. Почти четверть века завод возглавляет Евгений Желудов. На должность гендиректора его избрали 1 апреля 1992 года. Ровно такое же количество лет до этого Евгений Алексеевич трудился на «Авиаборе» в не менее ответственных должностях.
Таким образом, нынешний руководитель переживает сегодня череду важных в жизни событий, и не только в профессиональной сфере – 10 сентября семья Желудовых отметила золотую свадьбу.

По карьерной лестнице


Нынешний «Авиабор», а в прошлом дзержинский опытный завод строго секретного ГосНИИ химико-технологического элементоорганического синтеза (ГНИИХТЭОС), основан в 1960 году как единственная площадка во всем Союзе для отработки технологий по выпуску борсодержащих веществ исключительно для оборонки. Евгений Желудов пришел на завод в 1966 году, когда здесь было уже два действующих цеха и формировался новый, заточенный на выпуск одного из компонентов ракетного топлива.

На предприятии, как и в учебе, у Желудова работа спорилась. К слову, вузовский диплом наш герой написал досрочно, в марте, дав возможность себе отдохнуть, а однокашникам до июньской защиты – срисовать образец.

Устроившись на предприятие, Евгений Желудов был уже женатым человеком. А раз женился, значит, должен кормить семью, считал 23-летний труженик и старался делать все возможное, чтобы продвигаться по службе и больше зарабатывать.

Свою карьеру сегодняшний руководитель «Авиабора» начал в качестве аппаратчика. По окончании института Желудова определили мастером смены цеха амидола, затем начальником смены цеха борного волокна. Уже через полгода Желудов – в замах начальника этого цеха, а через два года – заместитель начальника производственного отдела всего завода, еще через 4 года – начальник цеха. А потом – командировка в Турцию на строительство завода по советской технологии, который он затем и возглавлял вплоть до 1988 года.

Заграница производила неизгладимое впечатление на советского человека – мальборо, хеннесси, адидас, кока-кола, ночные клубы и аквапарки… Желудов открыл в западном мире иные для себя ценности – механизмы конкурентной экономики, переговорные модели, правила формирования себестоимости продуктов. Багаж этих знаний раскрылся, когда Желудов возглавил «Авиабор».


На Запад и на Восток


Вернувшись из Азии, Евгений Желудов продолжил работу на родном заводе в качестве заместителя главного инженера. Одновременно с этим состоялось продвижение и по партийной линии. Коллектив предприятия выдвинул Желудова 1-м секретарем парт-организации. Поддержку сослуживцев он получил и в 1992 году, когда в 2-х турах избирался в директора предприятия. Завод к тому времени катился в банкротство, а новый лидер знал, как его спасти, обещая это сделать максимум через полтора года. «Я видел перспективы реализации нашей продукции за рубеж», – отмечает наш собеседник.

Дзержинцы активно изучали внешние рынки. Евгений Алексеевич вспомнил июль 1992 года, в котором состоялась его первая командировка в США. И эта поездка в Штаты, и все последующие в Европу и Азию в конечном итоге принесли желаемые результаты. В августе 1992 года «Авиабор» отправил на экспорт первую партию своей продукции.

В начале 90-х директора трудно было застать на заводе, он колесил по миру в поисках сбыта. Путь к «ларцу возможностей» оказался весьма тернистым. Дзержинцам пришлось серьезно поработать над качеством своей продукции, чтобы привести ее к жестким международным стандартам. За этим последовали решения по изменению технологии производства и внедрению новых продуктов в соответствии с запросами рынка.

Открытый рынок обеспечивал и входящие продажи. Правда, обращались в основном посредники. Со временем «Авиабор» вышел на производителей. В их числе такие монстры, как американский промышленный конгломерат «Textron», крупнейший в мире химический концерн «BASF», американская фармацевтическая компания «Pfizer», немецкая химико-фармацевтическая компания «Bayer». В общем, за 1,5 года «Авиабор», как и обещал избранный коллективом руководитель, встал на ноги.

Прибыль – в модернизацию


С приходом 2000-х инфраструктура завода устарела, пришлось много вкладываться в реконструкцию. Предприятие обзавелось собственной газовой котельной, холодильной и водородной станциями. Что касается производственной площадки, то в цехе ангидрида наладили производство треххлористого бора высокой степени очистки – до так называемых пяти девяток. В целом в новых производствах завод особо не нуждался. С начала 90-х «Авиабор» получил патенты на 11 веществ, а значит, разработал технологию и внедрил в производство. Евгений Желудов подчеркивает, что путь от идеи до внедрения и реализации продукта «Авиабор» проходит без сторонней помощи. Наука, проект, монтаж – все свое, даже транспортный цех и центральный КИПиА.

Поднявшись с колен и завоевавший иностранную клиентуру, «Авиабор» выглядел в Дзержинске манящим островком стабильности. Особенно на фоне падения советских промышленных гигантов. Трудоустроиться сюда – почти фантастика, но мечта едва ли не каждого дзержинца. Зарплаты выше, чем на «Авиаборе», больше нигде в городе химиков не было. Однако не всегда внешние представления соответствовали процессам на предприятии.
Так, например, Евгений Желудов вспоминает начало 90-х, когда правительство регулировало внутренний курс валюты, зафиксировав доллар на уровне 5 рублей. Завод оказался в тисках, где, с одной стороны, зарубежные партнеры, регулярно требующие снижения отпускных цен на продукцию, а с другой – рублевый дефицит. Экономические трудности ударяли рикошетом и по персоналу. Заводчане переживали и административные, и массовые сокращения.

К сегодняшнему дню от 1,5 тыс. рабочих мест на предприятии осталось 600. Правда, здесь речь, скорее, об оптимизации. Вопрос регулирования численности персонала генеральный директор отдал на откуп руководителей подразделений. Так на заводе стало меньше рабочих, но зарабатывать они стали гораздо больше. При сокращении рабочих рук зарплатный фонд в цехах не уменьшался и не изымался в пользу предприятия.

Один за всех, а все за одного


На «Авиабор» действительно трудно прорваться. И к руководству народ здесь относится с уважением. Не случайно, отмечая 50-летие с начала трудовой деятельности Евгения Желудова, коллеги сказали: «Евгений Алексеевич – грамотный, высококвалифицированный специалист наивысшего уровня, талантливый организатор, умеющий принять единственно верное решение в любой сложной ситуации. Одно из них – ориентация на зарубежного производителя – подняло завод с колен в начале 90-х годов, когда мы восприняли первую экспортную поставку нашей продукции как личное счастье, обещающее стабильность и зарплату. Люди испытывали и благодарность, и любовь к своему директору».

В нескончаемой череде попыток смены собственника коллектив стоял на стороне действующего руководства. Ясно же, что такая любовь не на пустом месте и сегодня. По итогам 2015 года на «Авиаборе» выплатили дополнительную среднегодовую зарплату, а в январе 2016 года к 13-й коллектив получил еще одну, 14-ю по счету.

На предприятии за все постсоветское время ни разу не задержали жалования. Кассовые разрывы завод перекрывал авторитетом своего руководителя. Случалось, что Евгений Желудов на зарплату коллективу занимал у своих коллег по директорскому корпусу.

Заметим также, что 30 декабря, по личному распоряжению директора, на предприятии традиционно нерабочий, но оплачиваемый день. На заводе много пенсионеров, но никого из них не сокращают. «Работайте, пока есть силы!» – призывает генеральный.

Одно правило остается неизменным – если работник на выходе из завода попадается с запахом алкоголя, то ему грозит безоговорочное увольнение. Производство взрывоопасное – пьянке здесь не место! В современной истории предприятия, в отличие от 90-х, давно уже нет таких инцидентов. Все-таки люди держатся за свою работу, к чему призывает и Евгений Желудов – первый патриот своего завода. «Посмотрите, какая вокруг нестабильность! Если еще и мы не сохранимся, то что будете делать? Пойти сейчас некуда!» – такими словами убеждает коллектив Евгений Алексеевич, добавляя при этом, что сам душой прикипел к заводу, поэтому мечтает только об одном – сохранить предприятие, чтобы оно продолжало работать.

Хорошее дело – не политика


На исходе 90-х очередная попытка рейдерского захвата предприятия заставила Желудова двинуться в политику. Евгений Алексеевич настолько виртуозно укрепился во власти, что в Городской думе III созыва возглавил самое многочисленное думское объединение «Дзержинск-Единый». Затем была и Дума IV созыва, после которой Желудов политику оставил. Мы спросили, почему.

«Я просто понял ее бесперспективность и ненужность. Люди там одержимые, ищут собственную выгоду, за ней и идут. Я же шел в политику за справедливостью. Но справедливости там достичь невозможно. Там много предателей…» – утверждает Евгений Алексеевич.

Последней каплей, которая переполнила чашу политической карьеры Желудова, стала череда выборов разного уровня, где побеждала «Единая Россия», а к ней примазывались разного рода карьеристы и прихлебатели.

«Выборы пошли нечестные, результаты всюду натянутые, а самое главное, ситуацию было не переломить…» – с таким разочарованием Евгений Алексеевич ушел из политики и больше не вспоминает о ней. А вот город прекрасно помнит депутата Евгения Желудова. Особенно округ, где он закатывал дворы в асфальт, ставил детские площадки, расходуя на благие дела часть заводского бюджета. Например, школу № 36 на «Авиаборе» так вообще воспринимали как собственное подразделение, руководители которого регулярно приезжали на завод с длинным списком пожеланий.
«Авиабор» и сегодня продолжает оказывать шефскую помощь социальным учреждениям, например, дому ребенка № 1, не ожидая взамен никаких благодарностей от городского руководства. А между тем отметить авторитетного руководителя можно было бы, например, званием «Почетный гражданин города». Правда, от такой почести Евгений Алексеевич и сам предпочитает отказаться. По мнению нашего собеседника, эта городская награда обесценилась в момент, когда ее стали раздавать за заслуги в политике. «Дают не тому, кто лучший, а тому, кому выгодно», – подметил Евгений Алексеевич.

Уважай Россию!


Бессменному директору «Авиабора» сегодня 73 года. «Я коллективу говорю, что до 100 лет буду вами управлять», – шутит Евгений Алексеевич. Раз есть дело до шуток, значит, и силы сохранились. Желудов, между прочим, каждый день на работе, и на заграничные командировки, как и прежде, время находится.

«Встаю в 4 или 5 утра, а раз встал, то значит, надо делом заняться, то есть ехать на работу», – рассказывает Евгений Алексеевич.

А ведь мог бы, что называется, и не париться – продать завод, чтобы обеспечить себе роскошную старость в каком-нибудь курортном уголке Европы. Да и всей семье бы хватило на несколько поколений вперед такого рая.

«Знаете, так я еще в 90-х мог сделать, если бы гнался за длинным рублем, – объясняет Евгений Алексеевич. – Однако по жизни я руководствуюсь иными принципами. Мне главное, чтобы дело спорилось, чтобы приносило пользу стране и людям. Лишние деньги меня, например, тяготят так, что я сразу стараюсь вложить их в дело. И по магазинам не люблю ходить. Правда, перед золотой свадьбой меня-таки затащили туда на примерку фрака с бабочкой. Через час мне это занятие жутко надоело – сбежал.»

Живу скромно, расходую мало – это в большей степени про Евгения Желудова. Вместо зарубежной недвижимости российский промышленник решил пристроить накопления в строительство дома в расчете на всю многочисленную семью. Сейчас она состоит из 11 человек.

«Три месяца назад у меня родилась правнучка. Я люблю свою семью, и как мне кажется, она мне платит тем же», – отмечает Евгений Алексеевич.
Вообще, Желудов – неисправимый патриот своей страны, которую представляет и за рубежом. Иностранцы, особенно в 90-х, сетовали на дороговизну российского сырья, убежденные в вечной дешевизне местной рабочей силы. Все, что из РФ, по их мнению, должно быть априори ниже мировых цен, потому что люди у станка должны получать здесь копейки. Желудов всегда категорически отрицал такую постановку вопроса.
«Вы ездите на шестисотых «Мерседесах», а мы, значит, продавая вам по дешевке сырье, так и должны довольствоваться малолитражками?» – спорил с иностранцами российский промышленник, одновременно с этим заставляя уважать себя и свою страну.

Вадим Щуренков