О том, что с нового года грядет повышение акцизов, слышали многие. Поэтому россияне, привыкшие к разного рода «сюрпризам» от государства, приготовились к тому, что горячительные напитки подорожают в разы. Так ли все ужасно и следует ли ожидать значительного роста цен на алкоголь? Этот вопрос обсуждался на пресс-конференции «Ужесточение правил торговли алкогольной продукцией с 1 января 2010 года», состоявшейся в минувший четверг в Нижнем Новгороде. Участники этой конференции, что называется, не последние люди на алкогольном рынке Нижегородской области: начальник управления лицензирования и государственного регулирования Николай Гнеушев, начальник отделения Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД Андрей Преснухин, директор ЗАО «РООМ» Дмитрий Кузнецов и директор ЗАО «Винагропром» Александр Прок. Первым слово взял господин Гнеушев. Как это водится в последнее время, он упомянул всемирный экономический кризис: «В нынешней сложной экономической ситуации объем производства ликероводочной продукции по России снизился на 20%, а по нашей области – на 13%. Зато отмечен рост продаж пива на 4% по сравнению с прошлым годом». Однако «пивной» рост, по словам Николая Ивановича, обусловлен внедрением на нижегородский рынок продукции иностранной компании Heineken, открывшей производство на базе бывшего пивзавода «Волга». Это предприятие только в течение одного года вложило в развитие пивоварения в области около двух миллиардов рублей. Но и с пивом все не так-то гладко в регионе: как известно, с 1 января 2010 года акцизы на его производство подорожают втрое. Поэтому вполне логично ожидать, что и цена на бутылку пенного напитка значительно возрастет. Однако, как заявил Николай Гнеушев, официально бутылка пива подорожает в среднем всего… на три рубля. Хотелось бы верить, но, как показывает многолетняя практика, сетевики зачастую игнорируют официальные расценки и поднимают цены на подорожавший в производстве товар по своему усмотрению. Похожая ситуация сложилась пару лет назад с масло-молочной продукцией: госцена была одна, а в магазинах мы видели совсем другую… Как известно, в нашей области производится 240 наименований алкогольной продукции, из которых 109 – водка. По словам Николая Гнеушева, качество нижегородских напитков не уступает мировым аналогам, поэтому они являются востребованными не только на территории России, но и за рубежом. При этом план поступления в бюджет «акцизных» денег выполнить региону практически невозможно. Этот парадокс Николай Иванович объяснил несовершенной схемой движения денег. «Из всех «акцизных» денег в области остается лишь 20%, оставшиеся 80% мы отправляем во всероссийский акцизный центр, расположенный в Смоленске. А уже оттуда нам возвращается часть средств», – пояснил Николай Иванович. С нового года эта ситуация несколько изменится: в Смоленск будет отправляться лишь 60% «алкогольных» денег. Так ведь и норматив «возврата» финансов на Нижегородчину уменьшится: сейчас он составляет 2,73%, а с нового года будет 2,4%. Но, по мнению господина Гнеушева, «область от этого не потеряет». Контроль за рынком алкоголя в области ведется постоянно. В частности, в текущем году было проверено почти полторы тысячи торговых точек, более восьмисот из которых получили предписания, почти у двухсот магазинов приостановлена лицензия, а девяносто девять и вовсе лишились права торговать спиртным. При этом было изъято более двенадцати тысяч контрафактных бутылок с веселящими напитками. Как заявил журналистам Николай Гнеушев, полностью легальная, а соответственно, безопасная бутылка водки не может стоить меньше ста рублей. Только сама тара вместе с этикеткой и пробкой обходится производителю в восемнадцать, акциз – тридцать восемь рублей (с нового года – сорок два), плюс транспортные расходы, накрутка продавца. Получается, если на прилавке мы видим поллитру за сорок рублей, то продавец несет убытки примерно на эту же сумму. Подобного рода «фантастика» объясняется чиновником очень просто: либо акцизов нет вовсе, либо они подделаны. Для борьбы с алкогольным демпингом с 1 января вводится официальная минимальная цена за бутылку водки – восемьдесят девять рублей. Летом начнут действовать санкции для продавца за снижение этой цены: штраф в размере ста тысяч рублей и аннулирование лицензии. Двумя руками за это нововведение выступил директор «РООМ» Дмитрий Кузнецов. «Мы не можем продавать оптовикам бутылку 0,5 литра дешевле, чем по шестьдесят восемь рублей. Соответственно, учитывая все накрутки, покупатель не может приобрести ее по цене ниже ста рублей. Пираты же «толкают» свой продукт и по пятьдесят рублей, и дешевле. А потребитель, у которого «горят трубы», как правило, покупает две бутылки «паленой» водки, а не одну – качественной», – высказался Дмитрий Вадимович. Куда более пессимистично настроен директор ЗАО «Винагропром» Александр Прок, считающий, что «фиксированная минимальная цена не решит проблем с контрафактной водкой». Свое мнение он аргументирует тем, что «добыть как поддельные, так и настоящие акцизные марки нечистым на руку цеховикам труда не составляет, и они не преминут наводнить рынок своей продукцией по минимальной стоимости, тогда как мы будем вынуждены поднимать отпускную цену. Таким образом, видимость честной конкуренции будет создана, по факту же пиратство искоренено не будет. Поэтому чтобы снивелировать разницу условий «честный производитель / нелегал», минимальная розничная цена должна быть значительно выше заявленной». (Полную версию статьи читайте в газете «Дзержинское время» за 17 декабря 2009 года)
Евгений Павлычев