Наш город возводился с нуля, и его первопроходцы-строители на уйму вопросов не находили ответов. Они пытались постичь суть строительства поселения нового типа «ощупью», методом проб и ошибок. Оттого и проекты, выполненные для соцгорода московскими архитекторами под влиянием новомодных градостроительных веяний, на местах воспринимались и воплощались в реальность зачастую совсем не так, как они задумывались в столичных мастерских.
Постановлением Совнаркома СССР программа строительства Дзержинска в 1928 году была отнесена к строительству «первой очереди» с утверждением плана работ в распределении кредитов по годам с источниками финансирования. Однако в 1929 году директива была выполнена всего на 22%.
И все же, преодолев все трудности, город уверенно шагал в будущее. А поначалу их было немало. Окончание строительства первого 72-квартирного жилого дома, срок сдачи которого по договору истек еще 1 июня, переносили трижды (ныне дом № 5 по проспекту Дзержинского). Из 20-ти других таких же жилых домов, которые по плану должны были уже заселяться, не построили даже наполовину.
Под угрозой срыва оказались сроки ввода в эксплуатацию ряда зданий общественного назначения: химтехникума, фабрики-кухни, школы-девятилетки, общежития ФЗУ и студентов техникума, центральной амбулатории, бани, гостиницы. Общая готовность 37 объектов, подлежавших сдаче в период с 1 июля 1930 года по 1 января 1931-го, составляла лишь 23 процента. Причин отклонения от нормального хода работ было несколько: позднее включение поселка завода № 80 в территорию городской черты, первоначальная программа не предусматривала дорожного строительства, тепло- и энергоснабжения, электроосвещения, представленные проекты объектов были столь низкого качества, что их пришлось не раз переделывать. В ходе работ обозначились и другие проблемы: неподготовленность к сезону, опоздание с постройкой жилья для рабочих, дефицит стройматериалов, полное отсутствие инженерно-технического контроля над вводимыми объектами, слабая техническая база, катастрофическое положение с транспортом.
На дзержинском строительстве стройконтора имела 58 собственных лошадей и 150 наемных. Хотя только на лесовывозке требовалось задействовать не менее 400 упряжек ежедневно. Приходившие на работу крестьяне из деревень, как правило, оказывались новичками в строительном деле.
Неважное снабжение продуктами питания, тяжелые условия проживания, отсутствие спецодежды приводили к текучке. Поэтому количество рабочей силы значительно отставало от потребности. Обеспеченность по квалификациям представляла неутешительную картину: землекопами стройка была обеспечена на 85%, каменщиками – на 55, плотниками – на 60%, столярами, арматурщиками, бетонщиками – и того меньше. На стройке катастрофически не хватало инженеров. Пять дипломированных специалистов, 22 техника, из которых лишь пятеро имели право самостоятельно вести работы, не могли надлежащим образом контролировать постройку объектов. О дефиците кадров свидетельствовал тот факт, что должность главного инженера «Дзержинскстроя» некоторое время доверили исполнять иностранцу П.С. Гольсту, подданному датского государства. Управление строительством ходатайствовало перед вышестоящей организацией о привлечении нужных стройке иностранных специалистов: архитектора, мастера кирпичной кладки, специалиста по плотничному делу с частичной выплатой им заработка в валюте.
В конце концов строительство Дзержинска СНК СССР и РСФСР своими постановлениями обязал НКВД взять под свой контроль. Разрешить сложную ситуацию с возведением нового города поручили специальной бригаде ГУКХ НКВД, немедленно прибывшей в Дзержинск из Москвы. 19 сентября 1930 года она провела первое экстренное совещание. Уполномоченного от НКВД заведующего планово-экономическим отделом Главного управления коммунального хозяйства РСФСР товарища Зеленского единодушно избрали начальником созданного оперативного штаба. В оставшиеся 50 дней до конца строительного сезона в срочном порядке набрали более тысячи рабочих. Однако их основными орудиями труда оставались тачка и лопата. Число лошадей, занятых на перевозках, довели до 450 «запряжек». Ввиду полного отсутствия на стройке автотранспорта был сделан запрос о выделении хотя бы одного автомобиля и новых вагонов для узкоколейки. И вскоре востребованные через наркоматы Москвы составы, груженные дефицитным цементом, балками, оконным стеклом, уже спешили в Дзержинск. Добыли 18 вагонов овса на прокорм лошадей, на 25 тысяч рублей приобрели промтоваров для награждения лучших ударных бригад строителей. Своим решением штаб установил на стройке 10-часовой рабочий день, предусмотрел жесткие меры борьбы с нарушителями дисциплины. Разделившись на отдельные группы, представители штаба вплотную занялись разработкой конкретных вопросов, тормозивших строительство.
Управление «Дзержинскстроя» со временем, став мощной и сильной организацией, сыграло решающую роль в строительстве Дзержинска. Была разработана дополнительная программа строительства города на 1931 год. Документ, проанализированный бригадой специалистов НКВД, был утвержден краевым исполнительным комитетом, СНК и Гос-планом РСФСР. Программа предусматривала новое строительство, сверх утвержденного плана, на сумму 21 млн 542 тысячи 800 рублей. И на то были веские основания. Прежде всего, стремительный рост численности населения Дзержинска. Если в 1930 году здесь проживали 19 тысяч человек, то в 1931-м население по факту составило 24400 (хотя и прогнозировалось на уровне 21300 человек). Наш город стал занимать первое место в Нижегородском крае по приросту количества жителей, а численность населения скоро обогнала все ранее запланированные «метки».
Принятыми мерами строительство социалистического города удалось вывести из кризисной ситуации, но по ходу приходилось исправлять немало допущенных ошибок. Например, в последний момент выяснилось, что оборудовать возведенные дома центральным отоплением нет возможности, поэтому срочно решили строить малоэтажки с печным отоплением, деревянными перекрытиями и лестницами. Здания пришлось возводить по «облегченному» типу: с фибролитовым заполнением, что удешевляло строительство в два раза. Постепенно улучшилось положение со стройматериалами. Если в прошлые годы темпы строительства были низкими по причине нехватки столярных и прочих изделий, то вновь организованные на местах столярный и механический цеха, бетонный двор, лесопилка позволили ускорить темпы, снизить стоимость продукции. Из Дзержинского лесхоза вывезли 13 тысяч кубометров древесины на строительство бараков. Пустили завод силикатного кирпича, на котором за зиму произвели семь миллионов штук продукции. Однако эта цифра покрывала лишь 30% всей потребности. «Узким местом» стройки оставалось обеспечение цементом. При программе освоения в 16 млн рублей, которая предполагала сооружение целого комплекса зданий с решением проблем электро-, теплофикации, канализации, катастрофически не хватало для монтажа инженерно-технического персонала. С положением пытались справиться собственными силами: за зиму подготовили 60 десятников, провели курсы ударников-бригадиров, кладовщиков, мотористов, таким образом обеспечив себя младшим техническим персоналом. Стройка стала успевать за графиком, и со вступлением в эксплуатацию готовых объектов Дзержинск все больше оформлялся как новый город. Хотя впереди было немало проблем, управление «Дзержинскстроя» в соответствии с планом вело планировку улиц, обозначенных программой 1928 года. Едва обозначившиеся, еще с редкими готовыми домами, улицы громко нарекали проспектами. Так, на плане тех лет весьма скромные по ширине улочки величали проспектами с названиями Нижегородский, Рабочий, Пролетарский, Республики, Социалистический, Революции, Вокзальный. Наш город рождался на заре первого государственного пятилетнего плана 1928/29 – 1932/33 гг. За этот срок число рабочих на предприятиях нового района достигло 28000 человек. Капиталовложения в развитие промышленности Дзержинска стремительно нарастали и за 1932 – 1933 годы составили гигантскую по тем временам сумму в 59 млн руб. Ввод новых производств, реконструкция старых позволили Чернореченскому химическому заводу (ЧХЗ), заводу № 80 в 1933 году выпустить продукции на 135 млн рублей. По сравнению с 1928 годом этот показатель вырос почти в 4 раза. Чернореченский химический завод им. М.И. Калинина стал гордостью рождавшейся в Дзержинске отечественной химии. Заводчане, прокладывая путь первыми, постоянно сталкивались с техническими трудностями. Зная, что ожидать помощи неоткуда, проявляли чудеса выдумки и технического творчества. Так, коллектив цеха карбида кальция постоянно испытывал нехватку электродов, которые импортировали из-за границы, государство за них расплачивалось золотом.
В 1931 году положение настолько ухудшилось, что цех оказался под угрозой закрытия. Механик цеха И.С. Лопатин за короткий срок разработал состав электрода. После лабораторных исследований, отработки технологического процесса, проектирования и монтажа оборудования был изготовлен первый отечественный электрод. Причем он работал дольше заграничного и его производство обходилось намного дешевле.
Новостройки на ЧХЗ вступали в строй одна за другой. В 1930-е годы на ЧХЗ было занято шесть тысяч рабочих. После реконструкции и расширения он стал «флагманом» химической промышленности страны. Здесь производили хлор, желтый фосфор, азотную кислоту, аммиачную селитру, серную кислоту, освоили выпуск искусственных корундов. Удельный вес производства карбамида достиг 80% от всего производства продукта в стране, а по выпуску цианплава, красного фосфора завод стал единственным в Союзе.
Однако в 1933 году в городе, как и по всей стране, возникли затруднения со снабжением продовольственными товарами, вызвав кадровую текучку. Ежедневный поток убывавших из города и прибывших практически сравнялся и достиг 800 человек. Не лучшим образом обстояли дела с закреплением кадров на других предприятиях. Рабочие в большинстве своем были выходцами из деревень, не имели опыта работы на производстве. Необходимо было в кратчайшие сроки наладить их обучение. Для этого в Дзержинске развернулась сеть профессионально-технических учебных заведений. К 1936 году наш город с населением в 80000 человек превратился в один из крупнейших цент-ров оборонной химической промышленности. Безостановочно, днем и ночью шла работа в цехах завода им. Я.М. Свердлова. К маю 1938 го-да на его складах скопилось более пятисот вагонов со взрывоопасной продукцией. Тем временем гигант наращивал производство, готовясь в случае военной мобилизации выдать половину всего произведенного в стране тротила, 25% боеприпасов – снарядов, авиабомб, почти 100% средств противохимической защиты, свыше 20% снарядов, начиненных отравляющими веществами. Если в мирное время на заводе трудились 9 тысяч человек, то на случай войны планировалось организовать работу 15 – 20 тыс. рабочих и увеличить производственную программу в
4-5 раз. В июне 1937 года цех № 10 был выделен в отдельный самостоятельный завод, получивший номер 397 и свое название «Заря». Численность рабочих составляла 1760 человек. Постепенно развивались и производства местного значения. В городе продолжали работать старейшие предприятия Черноречья – канатная фабрика, гипсоалебастровый завод, деревообрабатывающий «Красный Окарь», с 1930 года силикатный завод, а также предприятия местного подчинения – молочный, колбасный заводы, с 1934 года вступил в строй завод фруктовых вод, а в конце 1935-го наладила работу ремонтно-мебельная мастерская – в будущем мебельная фабрика. Решетихинская сетевязальная фабрика снабжала сетями рыболовную промышленность всей страны. Мукомольные заводы на Сейме обеспечивали мукой не только Горьковскую область, но и поставляли ее в Москву, Ленинград, снабжали Красную Армию. Распространившееся стахановское движение помогло освоить сложную технику, внедрить в производство новые технологии и в итоге повысить производительность труда на 82 процента вместо запланированных 63.
Жилая площадь в Дзержинске увеличилась на 164%. Однако около половины действовавшего жилого фонда представляет собой ветхие деревянные бараки, убогие засыпушки. Государство экономило не только на строительстве жилья, но и на возведении объектов социально-культурного назначения, направляя основные средства на строительство промышленности. Затраты на удовлетворение жизненных потребностей людей были сведены до минимума. В 1930-е годы в городе недоставало школ, лечебных учреждений, не было пока детской и инфекционной больниц, роддом ютился в плохо приспособленном бараке. Не было театра, городской библиотеки и многого другого, что необходимо человеку для нормальной жизни. Страна готовилась к войне, и все усилия молодого города были направлены на пуск очередных химических заводов-гигантов в Дзержинске: завода № 96 («Заводстрой» – «Капролактам»), № 148 («Рулон» – «Оргстекло»), № 365 – ядохимикатов («Ока»). В 1939 году начала работу Игумновская ТЭЦ, вскоре ставшая ведущим энергоснабжающим предприятием химической промышленности Дзержинска. Горожане, стойко преодолевая трудности, уверенно смотрели в будущее.
Станислав Шальнов.
Фото из фондов Дзержинского краеведческого музея