Евгения Добровольская: «Самый строгий критик – это я сама»


Несмотря на незапланированные трудности со спектаклем, Евгения Добровольская прямо перед его началом, одновременно одеваясь и гримируясь, легко согласилась ответить на несколько вопросов нашего журналиста.

В этой этой актрисе вообще не знаешь, чем восхищаться в первую очередь: то ли ее талантом, то ли сильным, несгибаемым характером, который, несмотря на профессиональную востребованность, помогает Добровольской воспитывать четверых (!) детей. И везде успевать…

– Евгения, однажды в одном из интервью вы сказали, что не любите уезжать из дома. Но ведь работа актрисы связана с постоянными гастролями…

– Да, надолго я из дома уезжать не люблю, но приходится, конечно. Стараюсь только, чтобы гастроли были не очень продолжительными. В этот раз, например, мы играем только два спектакля: один в Дзержинске и второй, завтра, в Саратове, а потом возвращаемся в Москву.

– При такой занятости мамы ваши дети, наверное, должны быть очень самостоятельными?

– Да, ребята научились дома обходиться без меня. Я этому рада.

– Вы однажды сказали, что работа в театре для вас важнее, чем съемки в кино. Почему?

– Не то чтобы важнее. Я действительно больше люблю играть в театре, но эта работа, скажем так, неблагодарная. Ведь на сцене ты играешь для определенного количества зрителей и, в общем-то, только у них в памяти останется твоя работа, а кино видят и помнят огромное количество людей. Артисты, которые посвятили себя театру, бывают незаслуженно забыты. Театр можно любить, но кормит и популярность дает нам кино.

– Сейчас вы снимаетесь?

– Снимаюсь. Обычно я не говорю, над какими фильмами работаю в настоящее время. Вот когда выйдут проекты, где я участвую, тогда можно делать какие-то заявления. Пока я могу сказать, что к весне должны выйти два проекта: один на Первом канале, другой на канале «Россия». Это многосерийные фильмы.

– Вы много лет работаете во МХАТе имени Чехова, застали времена, когда театр возглавлял Олег Николаевич Ефремов. Изменился ли МХАТ за последние годы?

– Да, театр очень изменился. Понимаете, МХАТ – это театр с очень богатыми традициями, здесь работали замечательные, именно театральные режиссеры, такие как Товстоногов, Эфрос, тот же Ефремов. Когда их не стало, вдруг оказалось, что режиссеров просто нет.

Сейчас в театр пришло новое поколение – «типа режиссеры», со своим видением классики. Они ставят классические произведения, но всегда их переделывают, потому что не могут дотянуться до истинной классики, до истинной глубины, поэтому переделывают их так, как им удобно. Это, конечно, противно, когда какой-то Пупкин ставит спектакль на тему Шекспира, видимо, считая себя умнее драматурга и думая, что если он где-то выполз на матерных словах, то сказал новое слово в режиссуре. Это чудовищно!

– Я знаю, что вы довольно часто отказываетесь от ролей в кино, если вас не устраивает сценарий. Принято ли отказываться от ролей в театре, тем более, если вы официально числитесь в его труппе?

– У всех бывает по-разному. Если ты отказываешься от работы в фильме, режиссер просто начинает искать другого исполнителя. В театре все-таки участие актера в том или ином спектакле обговаривается заранее, поэтому никто никого играть не заставляет.

– А от какой роли вы бы наотрез отказались?

– Не знаю, не думала об этом. Есть вот режиссеры, с которыми я бы никогда не стала работать. А роли? Любую роль можно сделать хорошей.

– Многие актеры и режиссеры в какой-то момент своего творческого пути начинают воспитывать новое поколение, преподавать. Вы хотели бы делиться своим опытом с будущими актерами?

– Да, я хотела бы преподавать. Даже больше скажу, я уже набирала курс с Кириллом Серебренниковым, но у меня, к сожалению, не получилось, потому что я была вынуждена воспитывать своих собственных детей, ушла тогда в декретный отпуск. И моя преподавательская деятельность пока откладывается на неопределенный срок. Но я думаю, что обязательно вернусь к этому и еще буду работать со студентами.

– При таком плотном графике работы и немаленькой семьей, вы находите время отдыхать? И как любите это делать?

– Так, чтобы куда-то поехать отдохнуть, у меня, конечно, времени не хватает. Да и с детьми, в общем-то, не отдохнешь. Да это и прекрасно. Все свое свободное время провожу с детьми.

– Кстати, ваши дети любят смотреть фильмы и спектакли с вашим участием?

– Нет, не любят, и в театре они бывают редко. У них какое-то особое отношение к моей работе. Я ведь играю разные роли, порой страшные, о горькой женской судьбе, а детям не нравится видеть, как мама, например, плачет. И это, я считаю, правильно.

– Как вы относитесь к критике? И кто для вас самый авторитетный критик?

– Самый строгий критик – это я сама. А если говорить об отзывах о своей работе, то отношусь нормально. Другое дело, что сейчас профессиональных критиков просто нет, наверное, потому, что и критиковать-то нечего.

Записала Марина Ипатова