В исполнении высоких чиновников слова «патриотизм» и «гражданственность» почему-то всегда звучат высокопарно, патетично и неискренне, так что даже как-то неловко становится – будто собеседник неприлично выругался. Зато как часто в общении со школьными преподавателями, мудрыми и неслучайными в образовании, ловишь себя на мысли, что об этих личностных качествах, оказывается, можно говорить просто и сердечно, без пафоса и лозунгов, не прибегая к высокому штилю. А ведь за этой простотой стоит ни что иное, как понимание с чего начинается Родина и из каких кубиков складывается привязанность и уважение к ней. Можно тысячу раз с экранов телевизоров сказать, что Россия – величайшая страна, и не заставить школяров поверить в это. А можно через интерес к истории родного города пробудить в юных те самые чувства, которые и обнаружат в них истинных граждан, умеющих дорожить прошлым, желающих участвовать в создании настоящего и осознающих свою ответственность за будущее. «Люблю и знаю, знаю и люблю! И тем сильней люблю, чем больше знаю!» – эти слова известного русского географа Юрия Ефремова и стали отправной точкой краеведческих изысканий в школе № 22. Америку, конечно, здешние учителя не открыли, решив взрастить патриотизм у своих подопечных из семян местной истории. Но то, как они подошли к этому деликатному делу, действительно замечательная находка. Может, потому и родились такие живые, незаезженные идеи, что навеяны они не концепцией модернизации российского образования, требующей от современной школы на выходе готового патриота своей Родины, а искренним беспокойством школьных наставников за судьбу своих учеников. А забеспокоиться было из-за чего. Опросы, проведенные среди воспитанников 22-й школы, ясно дали понять: школьники в большинстве своем немного знают о своей малой родине и, как следствие, не испытывают гордости за нее. А некоторые ответы обнаружили просто-таки потрясающую дремучесть юных дзержинцев: одни из них именовали Дзержинского Федором, другие – Иосифом Виссарионовичем, третьи причисляли его к нашим знаменитым землякам, четвертые в Гайдаре узнавали известного ученого, а в Самохвалове – именитого актера. Но откуда школьники могли получить информацию, которая изменила бы их отношение к Дзержинску? Местные газеты, как выяснилось, читают только 26 процентов учеников среднего и старшего звена школы, а телеканал «Дзержинск» смотрят 36 процентов. Из Интернета, популярность которого у подростков превосходит все другие источники знаний, ребятам только и запомнилось, что наш город возглавляет рейтинг самых загрязненных городов мира. Так на свет появилась идея рассказать всему миру о том, какой Дзержинск в действительности, установив контакты с интернет-энциклопедией «Википедия». Сейчас в этом электронном справочнике размещены 18 статей, в которых следопыты из 22 школы рассказали о достопримечательностях нашего города, людях, прославивших его имя. На лицензии находится еще восемь оригинальных статей, созданных на основе воспоминаний дзержинских старожилов, музейных документов и библиотечных архивов, как того и требуют правила «Википедии». Дальше – больше. В конце прошлого года в 22-й школе появился масштабный проект «Город, в котором мы живем», выросший из идей учителя географии Ольги Викторовны Денисовой. Краеведческая программа оказалась настолько интересна, что заняла первое место в городском конкурсе «Профи-2009» и позволила школе выиграть денежный грант. Создание в «Википедии» страниц, посвященных Дзержинску, стало частью этого проекта. С не меньшим желанием ребята взялись и за изготовление так называемых бюллетеней, из которых жители той или иной улицы могут узнать ее историю и первоначальное название, если таковое имеется, о людях, чье имя она носит. Эти познавательные листки уже развешаны на подъездах домов, расположенных по улицам Терешковой, Гайдара, а скоро дело дойдет и до других. И еще один, по-настоящему бесценный подарок подготовили юбиляру-городу и дзержинцам краеведы из «французской» спецшколы: в самое ближайшее время пассажиров пятого троллейбусного маршрута в пути будет сопровождать радио-экскурсия. Занимательный, надо сказать, рассказ о том, что можно увидеть из окна. А некоторые истории и вовсе живые картинки, с эффектом присутствия – например, про строительство первой в городе трамвайной линии, с именами первых пассажиров этого маршрута. Ну как, скажите, после такого путешествия в прошлое не пожалеть о том, что эти рельсы будут разобраны и отправлены на свалку истории – по крайней мере, городская власть вынашивает такие планы?! Руководитель проекта Ольга Денисова поделилась, что у ее ребят, по-настоящему заразившихся краеведением, есть одна задумка, которую пока правильнее назвать голубой мечтой, ведь ее воплощение – задача не из легких. Как было бы здорово, считают они, если бы у дзержинских школьников появился свой фирменный дневник, обложка и первые страницы которого рассказывали бы о главных достопримечательностях и основных вехах истории города. Тогда бы уж точно никто из наших юных земляков не назвал датой образования Дзержинска 1970 год! Вот только где и на что напечатать такой необычный кладезь истории и оценок? И все это – только частичка кропотливой исследовательской работы ребят. Стоит ли говорить о том, что история любого города складывается по принципу калейдоскопа, из отдельных стеклышек – событий и судеб. Потому и взялись краеведы 22-й школы за жизнеописательство своих земляков. Младшеклассники, разумеется, начали с того, что рядом – с воспоминаний своих дедов и прадедов, которые и творили своими руками судьбу Дзержинска. Круг собеседников у старшеклассников пошире будет – ветераны войны, труда, люди, оставившие заметный след в истории родного города. Многое из этого бесценного наследия, по крупицам восстанавливаемого мальчишками и девчонками, еще осталось за кадром. Но непременно должно увидеть свет – ведь не для архивной же пыли собирают школяры воспоминания дзержинцев! Ради того и стараются, чтобы горожане, и прежде всего их сверстники, знали славную историю Дзержинска и гордились им. Иначе бессмысленны все эти помпезные торжества, которые градоначальники собираются подарить жителям в этом году к 80-летию города и 65-летию Победы. Можно, конечно, в школьной газете напечатать исследовательские работы юных краеведов, устроить конференцию-презентацию для родителей и педагогов других школ. Но ведь их краеведческие изыскания могли бы стать подарком всем дзержинцам к юбилею города. И мы готовы помочь ребятам – опубликовать лучшие работы на страницах «Дзержинского времени», который каждую неделю читают почти пять тысяч наших земляков. Глядишь, к ним прибавятся и школяры, пока не очень-то жалующие местные СМИ.
Елена Серова
На фото: юные краеведы за работой.
Инженер Алексеев Я хочу рассказать про своего прадеда Иосифа Михайловича Алексеева. Ведь история города – это истории людей, живших и живущих в нем. Иосиф Михайлович – это папин дед и отец моей бабушки Елены Иосифовны. Он родился в 1897 году. Его мама умерла, когда маленькому Иосифу было всего 4 месяца. Его взяли на воспитание совершенно чужие люди – тетя Дуня и дядя Володя. Они жили в Москве и были довольно состоятельными людьми. Однако после революции 1917 года их раскулачили. Дядя Володя не смог пережить всей несправедливости того времени – застрелился. А Иосиф окончил в Москве геодезический техникум, получил специальность инженера-геодезиста и был распределен сначала в Нижний Новгород, а затем в Балахну. В Балахне прадед преподавал черчение и математику, участвовал в строительстве завода «Гидроторф». Он был очень уважаемым человеком – при встрече с ним люди снимали шапки и кланялись. И звали его почтительно – «инженер Алексеев». Люди с техническим образованием тогда высоко ценились и имели хороший доход. Кроме того что прадед содержал свою семью, он еще помогал трем сестрам и брату своей жены. Их родители были купцами, потому после революции их расстреляли как врагов народа. А родственникам врагов народа на работу устроиться было очень сложно. Иосиф Михайлович был их единственной надеждой и опорой. Даже прабабушка Александра Михайловна порой попрекала их этим, но прадед – никогда. В 1931 году Балахна горела. Сгорел и дом Алексеевых. Успели вытащить подушку, швейную машинку и мешочек с 40 золотыми монетами. Спасаясь из горящего дома, прабабушка успела закинуть в печь серебряные ложки. После пожара на пепелище осталась лишь печь, а в ней остались нетронутыми огнем эти ложки да чугунки с кашей и похлебкой. Золотые монеты и серебро практически спасли семью от голодной смерти – их обменивали на хлеб, 1 монету за 1 буханку. Позже семья Алексеевых переехала в Дзержинск – такие специалисты, как мой прадед, были здесь очень востребованы. Иосиф Михайлович участвовал в строительстве Игумновской ТЭЦ и завода «Заводстрой» (сегодня это «Капролактам»). В 50-х годах работал на заводе «Заря» начальником конструкторского отдела, затем в архитектурном отделе при горисполкоме. Именно мой прадед обнаружил карстовые породы на улице Клюквина. И поэтому там до сих пор нет никаких построек – одни садовые участки. На пенсию Иосиф Михайлович вышел в 1962 году. По словам бабушки, он был очень требовательным, педантичным, аккуратным, как немец. Особенно строг был прадед с домашними: завтрак, обед, ужин по часам, печь с утра должна быть натоплена, а ватрушки – стоять на столе. Он говорил, что каждая вещь должна иметь свое место, чтобы даже в темноте можно было найти все необходимое. Все, кто знал Иосифа Михайловича, очень его уважали. Он за всю свою жизнь ни разу ни на кого не повысил голоса, ко всем рабочим обращался по имени-отчеству. К нему часто обращались люди с просьбой помочь деньгами, и он никогда не отказывал. Своей приемной матери прадед до конца ее дней ежемесячно отсылал деньги. А на себе экономил, считал, что нужно жить скромно. За всю жизнь у него был лишь один костюм – в нем он венчался и в нем же был похоронен. Умер прадед в 1979 году. Бабушка говорит, что проститься с ним пришли очень много народу. И только на похоронах они, его дочери, узнали, как много сделал их отец для людей, как они благодарны ему за это.Костя Завражин,
ученик 3 «а» класса школы № 22.