Труппа Дзержинского театра драмы во главе с главным режиссером Андреем Подскребкиным приступила к постановке бессмертной пьесы А.Н.Островского «Гроза». Премьера спектакля намечена на март, а пока постановщик и исполнительница одной из главных ролей актриса Лариса Шляндина рассказали корреспонденту «ДВ», почему и для кого в театре готовится «Гроза».
Постановку Островского в театре планировали еще в прошлом театральном сезоне, однако тогда в репертуаре остро не хватало комедий – «Здравствуйте, я ваша тетя» и «Левша» были прекрасными постановками, но шли на сцене уже слишком давно. Поэтому в 2009 году на сцене появились свежие и «легкие» спектакли «Русское лото» и «Месье Амедей».
Да и до «Грозы» нужно было созреть. И режиссеру, и актерам, и, наверное, зрителям. Во всяком случае актриса Лариса Шляндина, которая будет играть очень сложную и неоднозначную роль грозной купчихи Кабановой, настраивалась на нее почти год. «Когда начались первые читки, мне все казалось таким понятным, таким прозрачным, я думала, что понимаю героиню от и до, но чем дальше мы буквально по слову разбирали пьесу, тем мне становилось сложнее объяснить некоторые ее слова, действия. Такая же история буквально со всеми остальными героями пьесы», – рассказывает актриса.
Мы привыкли оценивать «Грозу» Островского с точки зрения школьной программы, где Катерина – хорошая, а Кабаниха – плохая, где, с точки зрения критики, «бунт» Катерины против самодурства свекрови – это не что иное, как предвестник народных восстаний. Так учили школьников и 50 лет назад, так, вероятно, учат и сейчас. Однако стала ли бы эта пьеса классикой, если отвечала бы только требованиям того времени, когда была написана? Так ли в ней все однозначно? Этими вопросами задался Андрей Подскребкин, и в своей постановке решил посмотреть на героев совсем с другой стороны. «Островский пишет о семье, о любви, о сложных взаимоотношениях. Кто такая Кабанова? Только символ купечества, погрязшего в темноте и самодурстве? Нет же. Она просто мать, крепко и сильно любящая своего сына, она очень хочет сохранить семью. Разве это плохо? А Тихон, ее сын? Ведь он искренне страдает от того, что позволил себе ударить жену. Виноват ли Борис, который просто страстно влюбился в Катерину? В этой пьесе нет ни одного однозначного героя. Каждого можно и обвинить, и оправдать», – говорит Андрей Сергеевич. Режиссер предполагает, что такая трактовка программного произведения, возможно, не вызовет восторга у некоторых учителей литературы. И идеальным вариантом стал бы самостоятельный просмотр этого спектакля школьниками, без ощущения обязаловки, которое часто возникает во время походов в театр целыми классами.
В постановке задействована практически вся труппа театра, так как играть его будут два состава актеров. В роли Катерины выступят Наталья Дунаева и Екатерина Максименко, Бориса сыграют Вячеслав Рещиков и Артем Баранов, Дикого – Игорь Тарасов, Тихона – Василий Минаев и Станислав Волченков, Варвару – Татьяна Зинина и Мария Шиманская. А для художественного оформления спектакля приглашен московский художник-постановщик Федор Архипов.
Отойти от стереотипов, заставить сопереживать всем героям, показать, что классика – это нескучно и удивительно современно. Такие цели ставят перед собой создатели спектакля. Пожелаем им удачи!
Марина Ипатова
На фото: актриса Лариса Шляндина
и главный режиссер Театра Драмы
Андрей Подскребкин