Потребность в школьном обучении у чернореченцев, занимавшихся волжским промыслом, была велика. И благодаря усилиям Балахнинского земства к началу XX века дело образования детей в Чернорецкой волости улучшилось настолько, что ни одно земство в губернии, за исключением Нижегородского, не могло сравниться с ним.
Первые школы
Однако еще в начале второй половины XIX века дело образования в волости только зарождалось. В селе Черное действовала церковно-приходская школа в доме священника Василия Фоминского. Долгое время она была единственной в Черноречье из известных нам по архивным документам. Однако немногим удавалось там учиться: деревенская ребятня рано взрослела, с ранних лет помогая взрослым по хозяйству. Занятия же в школе начинались 1 сентября, заканчивались в начале мая, когда в домашнем хозяйстве много дел. Дети ходили в школу пять дней в неделю и учились с утра до обеда, а затем, после небольшого перерыва, до 16 часов. По причине занятости священника распорядок в школе часто нарушался, кроме уроков со школярами он вел службы в сельском Троицком храме. Священник учил чернорецкую ребятню Закону Божиему, азбуке, счислению (4 действия арифметики), школяры осваивали священную историю, житие святых, часослов. Но далеко не все учащиеся могли одолеть премудрость грамоты за положенный двухгодичный курс, многие засиживались за партами по пять лет и больше. В 1866 году в Балахнинском уезде действовало одиннадцать церковно-приходских школ: в Городце, в Смольках, Николо-Погосте, в Катунках, Тимонькине, Козине, Копосове, Кубинцеве, две – в селе Черное. Однако лишь в одной из них – в Пурехе – был «особый учитель», в остальных детей обучали священники. «Есть большая потребность в устройстве в с. Черном школы для девочек», – сообщал земству старшина Чернорецкой волости Королев. По просьбе крестьянского общества школу открыли в доме дьякона Федора Преображенского. Обучала детей жена священника Е.А. Фоминская.
Трудности роста
Балахнинская земская управа задалась целью создать в волостях уезда сеть народных училищ для введения всеобщего начального обучения детей и передать существующие церковно-приходские школы из епархиального ведомства земству с заменой в них учителей-священнослужителей на специально подготовленных педагогов.
В 1867 году, приняв в свое ведомство 11 школ, оно возложило расходы по их содержанию на крестьянские общества. Это решение привело к закрытию чуть ли не половины из действовавших. И только после введения пособия на содержание школ от земства с привлечением к решению вопроса местных благотворителей школьное дело в Черноречье стало активно развиваться. В 1882 году в с. Черном действовало два земских училища: первое – мужское, в котором учились 50 мальчиков; женское, открытое 21 сентября 1877 года, с 35 девочками-ученицами. Третье училище, в деревне Бабино, открылось в 1876 году. В нем обучались 59 мальчиков и 6 девочек. Все училища находились на содержании земства, местного крестьянского общества при активном участии купечества.
Забота благотворителей
В 1877 году управа выражала признательность за деятельное участие в учреждении новых школ в с. Черном, в Решетихе, Горбатовке старшине Чернорецкой волости И.М. Королеву. Будто соперничая, местные купцы и зажиточные крестьяне Черноречья не жалели средств, щедро тратили свои капиталы на нужды просвещения земляков.
В 1872 году здание для Чернорецкого училища построил купец П.П. Кузнецов из Желнина, госпожа Боглевская – в Красной Горке. Желнинский купец В.К. Марков в 1876 году возвел дома стоимостью в 2 тыс. руб. для бабинского и горбатовского училищ. Промышленник-мукомол Бугров в 1880 году построил школу в Передельнове, предприниматель Гурьев в 1899 году в родной Решетихе расщедрился на просторное здание для училища, действовавшего там с 1877 года, в Горбатове открыли школу помещики Турчаниновы. Все последующие годы богачи заботились о просвещении земляков. В 1880 году купец С.П. Солин нанял квартиру для учителя, открыл училище для девочек в Желнине.
В 1882 году он на собственные средства «выразил желание» построить в родном селе кирпичное школьное здание. Земство ассигновало дополнительные суммы на ускорение его возведения. Открытие состоялось в 1888 году. Купцы – строители училищ – избирались постоянными попечителями. Их роль заключалась «в возбуждении ходатайства перед училищным советом о разных нуждах училища и на удовлетворение их за собственный счет».
Не жалели средств
На свои кровные денежки богачи-чернореченцы ремонтировали школьные здания, приобретали для них инвентарь и мебель, наглядные пособия, письменные принадлежности. Помогали ученикам из бедных семей одеждой и обувью, дарили книги в школьные библиотеки, устраивали школярам праздники с подарками. Особой щедростью отличался нижегородский купец-промышленник Бугров. Построив здания для училищ на Сейме, в Передельнове, он регулярно вносил крупные суммы на их содержание и «бесплатное пищевое довольствие учащихся». Купец В.К. Марков из Желнина в 1879 году и все последующие годы одновременно покровительствовал трем училищам: бабинскому, горбатовскому, гнилицкому. А.Н. Маркова внесла триста рублей на постройку здания горбатовского женского училища. Судовладелец из Желнина И.С. Рябиков в 1901 году выстроил новое школьное здание в Бабине «с прибавлением двух классных комнат и квартиры для учителя», истратив шесть тысяч рублей собственного капитала. Попечитель 1-го чернорецкого училища П.П. Кузнецов капитально отремонтировал училище в Выселках с. Черное, приобрел для школы половики, маты, новое оборудование. Кроме того, в 1902 году подарил школьному учителю пять пчелиных семей с ульями, устроил в училище гимнастический зал. Владелец торговой лавки из Выселок с. Черное Д.К. Чумаков пожертвовал женскому училищу в Выселках здание стоимостью в 2 тыс. рублей. Решетихинский купец А.П. Гурьев в 1913 году извещал управу о том, что на его средства строится в Решетихе новое, просторнее, чем прежде, помещение для училища. В годы Первой мировой войны чернорецкое купечество щедро жертвовало средства на устройство детского дома в Желнине для детей, оставшихся сиротами, организовывали в селе приюты и содержали их. Вплоть до 1917 года доморощенные благотворители вкладывали свои капиталы в дело просвещения земляков. За выдающиеся заслуги попечители народных училищ П.П. Кузнецов, П.М. Гурьев, В.К. Марков удостоились высоких правительственных наград – серебряных медалей на ленте. А школьный попечитель Михаил Степанович Солин был награжден за благотворительную деятельность во благо просвещения чернореченцев золотой медалью. Высокое внимание и почетные награды возвели наше купечество в разряд людей солидных и почитаемых в обществе, заслуживших признание земляков.
Первые учителя
Радовались новшествам первые учителя чернорецких школ – бескорыстные подвижники народного просвещения, снискавшие у местных крестьян всеобщую любовь и уважение. Ежегодно, начиная с 80-х гг. позапрошлого столетия, училищный совет Балахнинского земства отмечал благодарностями и премиями отличившихся наставников детей: законоучителей чернорецкого училища – священников В.А. Фоминского, К.В. Юрасова; решетихинского и мысовского – священников А.В. Никольского, Н.А. Авдентова, законоучителя желнинского училища, святого отца И. Лезвийского. Много лет кряду обучала желнинскую детвору М.С. Солина, красногорских школьников – учитель И. Разумов, решетян – Ф.Ф. Хованская, в Гавриловке – С.А. Парадизова, в Передельнове – П.И. Славницкий, Н.В. Горохов, в Бабине – М.Н. Орфанов, в Мысовском –
Н.И. Смирнов, в чернорецких, первом и втором, – учителя Парадизов, Чаплинская, Софийская, Дрыганова. Учителя Мария Степановна Солина и Фелицата Федоровна Хованская «ввиду усердной службы и вполне хороших успехов учащихся» в 1896 году были представлены к почетным наградам – серебряным медалям с надписью «За усердие» «для ношения на Александровской ленте». Благодаря усилиям земства повышался образовательный уровень самих педагогов.
Значительные успехи
Земство проявляло заботу о здоровье школяров: с начала XX столетия во всем уезде вводятся регулярные медицинские осмотры учащихся не реже двух раз в год с обязательными прививками от инфекционных заболеваний. А с 1912 года во всем Балахнинском уезде начался переход на обязательное начальное образование. Потребность в этом была велика. «Население Чернорецкой волости более развито, чем в других, – отмечалось в докладе управы Земскому собранию, – жители поголовно занимаются волжским промыслом, который требует большего образования, чем дает простая начальная школа. Жители села Черное не раз заявляли училищному инспектору о том, что их не принимают на службу на пароходы, многие желают учиться в Нижегородском речном училище, в которое принимают только после четырехклассного училища». И уже с 1898 года по решению правительства началась реорганизация лучших народных училищ в четырехклассные.
К началу XX века земство добилось значительных успехов в деле народного образования, «каких не достигло, за исключением Нижегородского, ни одно земство в губернии, и многие земства в России», – говорилось в докладе Земского собрания.
Трудовое обучение
Заботясь о процветании училища, Балахнинское земство повсеместно передавало контроль за учебной деятельностью из епархиального ведомства министерству просвещения, которое заботилось в том числе и о трудовом воспитании. Чернорецких школяров стали обучать ремеслам, навыкам садоводства, огородничества. В 1900-х гг. при желнинском, решетихинском и чернорецком училищах на земельных участках разбивали сады, огороды, где дети осваивали навыки ухода за фруктовыми деревьями, по выращиванию овощей.
Библиотечное дело
Широкое развитие образования в Чернорецкой волости послужило началом зарождения у нас библиотечного дела. Земство и местные благотворители не жалели средств на пополнение училищных библиотек, которыми могли пользоваться как школьники, так и их родители. В 1897 году в селе Черное открылась первая изба-читальня. В ее фондах имелось шестьсот шесть томов книг.
В Желнине отдельное здание для библиотеки построил М.С. Солин. На свои средства он снабдил помещение мебелью, закупил книги, ежегодно выписывал в библиотеку множество журналов: «Русский паломник», «Сельское хозяйство», «Новый мир», «Журнал для всех», «Детское чтение», «Спутник здоровья» и другие. По сведениям 1899 года, в желнинской избе-читальне числилось семьсот два тома книг на сто шесть постоянных читателей.
Станислав Шальнов, краевед