Мы договорились с Виктором Нестеровым об интервью на выходе из зала Городской думы, сразу после того, как депутаты утвердили бюджет Дзержинска на следующий год. Было много споров, так как все понимают уже сегодня, что 2018 год не будет для города легким. А потому основной темой нашей встречи, конечно, был обозначен бюджет. Впрочем, мы подготовили для главы администрации и другие вопросы. И наш разговор получился совсем не парадным.
– Виктор Сергеевич, бюджет принят. Его зависимость от субвенций и дотаций из области и федерации достигла 60 процентов. Между тем собственные доходы, очевидно, уменьшаются. Почему складывается такая ситуация, как вы собираетесь из нее выходить?
– На мой взгляд, подобной зависимости пугаться не стоит, так как мы точно знаем, что город гарантированно получит эти 60 процентов. А вот оставшиеся 40 нам нужно еще собрать. Поэтому, например, в районных центрах области только рады своей полной зависимости от регионального бюджета, так как уверены в поступлениях средств из центра. У нас ситуация другая, но, так или иначе, данное процентное соотношение зависит, прежде всего, от изменений законодательства и перераспределения полномочий, так как субвенции не направляются на решение вопросов местного значения. Межбюджетные трансферты приходят к нам, например, на зарплаты работникам социальной сферы, так что, повторюсь, не нужно этого бояться, таким образом защищены определенные статьи бюджета.
На самом деле город зарабатывает намного больше, чем получает. Львиная доля налогов, которые собираются в Дзержинске, уходит в консолидированный бюджет области. Например, ежегодно мы спорим по НДФЛ, который является одним из самых собираемых налогов. Ведь когда
мэром был Сопин, в городе оставалось 53 процента НДФЛ, при Виноградове – 35, а у нас сегодня всего 25 процентов, и соотношение это определяем не мы, а областное правительство. Вот и посчитайте: зарабатываем мы около 10 миллиардов, а в город возвращается всего около 3-х из них. Так что за счет нас живут отдаленные районы, где нет промышленности.
– Кстати, когда в город приезжал Глеб Никитин, мы задавали ему этот вопрос, и он сказал, что Дзержинск зарабатывает меньше, чем ему отдают областной и федеральный центры. Но он включил сюда и обеспечение работы государственных органов, полиции и так далее. А в итоге назвал сумму в 12 миллиардов, которая ежегодно тратится на наш город.
– Я не в курсе таких подсчетов, но, безусловно, область оказывает серьезную поддержку, только в этом году на ремонт и обслуживание региональных объектов пришло около 700 миллионов рублей. Здесь и желнинский мост, и Заревская объездная дорога, Нижегородское и Автозаводское шоссе. Так что нюансов, конечно, много. Но наш город сегодня по бюджетной обеспеченности на душу населения находится на предпоследнем месте в области.
У нас она составляет около 17 тысяч рублей. В дотационных районах, таких как Тоншаевский, например, она почти в два раза больше – 33-34 тысячи рублей. И мы стремимся к показателям Нижнего Новгорода, где обеспеченность находится на уровне 22,5 тысячи рублей на человека. Так что если сравнить нас с Автозаводским районом, который примерно равен по численности населению Дзержинска, то нам необходимо еще примерно 1 миллиард 200 тысяч для выравнивания бюджетной обеспеченности.
– Но их нет, так как в этом году область вновь не пошла навстречу просьбам увеличить норматив налоговых отчислений для Дзержинска. И, судя по параметрам бюджета, город готов нарастить в следующем году муниципальный долг. На 1 ноября этого года он составлял 808 млн рублей, а в проекте бюджета была обозначена сумма максимального долга в 1 млрд 333 млн рублей. От чего зависят эти параметры и как вы собираетесь решать ситуацию с долгами?
– Бюджет – очень живой организм, мне тоже достаточно долго пришлось вникать во все его тонкости.
К примеру, часто нам минфин согласовывает трансферты равными долями в течение года, то есть иногда получается, что деньги пришли летом, а рассчитываться ими мы будем только осенью. Поэтому мы пользуемся, гасим наши кредитные обязательства, чтобы сократить расходы на их обслуживание, которые тоже закладываются в бюджет. Также мы активно рефинансируем кредиты под меньшие проценты. И тем самым не зарабатываем, конечно, но высвобождаем достаточно большие средства. В этом году, например, нам удалось таким образом сэкономить около 40 миллионов рублей. Так что 808 миллионов – это промежуточная цифра, которая даже к концу года может существенно измениться, а параметры, указанные в бюджете следующего года, почти предельный муниципальный долг, но это не значит, что мы будем брать эти деньги у банков, надеемся справиться своими силами.
К счастью, область все-таки идет навстречу. Например, нам уже подтвердили, что в следующем году Дзержинску будет выделено дополнительно 110 миллионов рублей.
И на эту сумму мы уже не будем брать кредиты, чтобы выполнить обязательства, заложенные в бюджет. Также на прошлой неделе мы обсуждали в министерстве образования выделение городу 43 миллионов рублей на капитальный ремонт школ. Впрочем, надо понимать, что этих средств на полное обновление даже одного учебного заведения может не хватить. Для примера, Нижегородская епархия вложила в ремонт бывшей 15-й школы около 60 миллионов, но и этой суммы оказалось мало. Поэтому я хочу предложить вариант, когда мы потратим на одну из школ около 20 миллионов, а в нескольких других отремонтируем крыши, чтобы в будущем нам удалось избежать более крупных проблем. Так будет разумнее, но последнее слово остается за министерством образования.
– Депутаты утвердили список протокольных поручений администрации в рамках бюджета. Они носят, конечно, рекомендательный характер, но так или иначе были одним из условий принятия бюджета. Как вы оцениваете этот список и в какой мере собираетесь его исполнять?
– Мы долго обсуждали с депутатами на комитетах их видение того, что нужно сделать в городе в следующем году. Часть поправок появилась в том числе благодаря моему участию. А по некоторым пунктам у меня все-таки была иная позиция, чем у депутатов. Например, я настаивал, чтобы на благоустройство Святого озера выделили порядка десяти миллионов, но остановились на цифре три. Впрочем, и на эти деньги можно на первом этапе сделать необходимое берегоукрепление и хотя бы один нормальный сход к воде. Но мы еще будем обсуждать данное предложение, тем более некоторые депутаты предлагали рассмотреть возможность привлечения частного бизнеса к благоустройству зон отдыха, и в этом я тоже не вижу ничего страшного. У наших соседей в Володарском районе есть такие примеры. Другой вопрос, пойдет ли сам бизнес на это, так как лето у нас короткое, и вряд ли вложения быстро окупятся.
– Но все-таки мне показалось, что многие цифры в таблице поправок, грубо говоря, взяты с потолка, так как уж очень они ровные получились.
– Надо понимать, что это не конечные цифры. Таким образом депутаты обозначают задачи, которые на их взгляд важны для города, а когда в бюджете реально появятся деньги, уже будут составляться детальные сметы. К примеру, в будущем году мы хотим отремонтировать прогулочную зону бульвара Космонавтов. Пока знаем, что на это потребуется от 10 до 13 миллионов рублей, но уже сейчас идут подготовительные работы для осмечивания работ. К тому же, возвращаясь к конкретным поручениям депутатов, мы сейчас ведем переговоры по участию Дзержинска в следующем году не только в программе «Комфортная городская среда», но и «Парки малых городов». И в рамках последней мы вполне реально можем получить финансирование из федерального бюджета на благоустройство территории вокруг озера Утиное. Так и городских денег придется потратить минимум, и выполнить работы в большем объеме, чем мы могли бы сделать за свой счет. Поэтому депутатский список поправок я воспринимаю, скорее, как перечень конкретных поручений, нежели как строчки в бюджете. Ведь никто же администрацию не осудит, если нам удастся реализовать некоторые проекты за счет вышестоящих бюджетов, а не местной казны.
Поэтому, например, я скептически отнесся к предложению потратить 10 миллионов рублей на асфальтировку внутридворовых проездов. Дело в том, что уже есть договоренность с областью о том, что Дзержинск в следующем году получит 36 миллионов на продолжение программы благоустройства дворов. И фактически нам удастся сделать в три с половиной раза больше, чем требуют депутаты. Конечно, если будут дополнительные доходы, то мы выделим на дворы и эти десять миллионов, но в нашей экономической ситуации шиковать тоже не стоит. Тем более тут же депутаты пишут, чтобы мы заложили еще 3 миллиона 600 тысяч рублей на увеличение Фонда поддержки территорий, средства которого идут, опять же, на помощь избирательным округам депутатов. Будут деньги – выделим, но и так уже почти 18 миллионов заложено на эти цели, а депутаты каждый год хотят все больше, но их стремление помогать своим округам понятно.
Отдельно скажу по учреждениям культуры. Депутаты предложили выделить 3 миллиона рублей на внутренний ремонт Дворца культуры химиков. Я считаю, что это неправильно. ДКХ в этом году уже сумел заработать сверх плана более 2-х миллионов рублей. И я сейчас ставлю задачу, чтобы в следующем году заработали еще около 3-х миллионов. На эти деньги необходимо сделать не только собственный ремонт, но и помочь театру кукол, у которого ситуация с зарабатыванием денег обстоит несколько сложнее. Дворец успешно продает билеты на коммерческие спектакли и концерты, так что может себе позволить сделать ремонт за внебюджетный счет.
С театром драмы примерно такая же ситуация. Да, мы планируем выделить на покупку новых кресел 5 миллионов в следующем году, и я знаю, что полная их замена обойдется дороже, так как, скорее всего, понадобится ремонтировать и полы в зале. Но я ставлю задачу перед директором, чтобы театр не только просил у муниципалитета денег, но и зарабатывал их, а также взаимодействовал со спонсорами, потому оставшуюся сумму им придется компенсировать из внебюджетного фонда. Также будем искать дополнительное финансирование и на оцифровку городского архива. Депутаты предложили выделить 5 миллионов рублей, но мы уже говорили на эту тему с Романом Антоновым, и он обещал дать на проект 2 миллиона, остальное финансирование будет изыскивать в бюджете.
– Вы лично говорили нашему корреспонденту, что проблем с программой «Комфортная городская среда» нет. Между тем новую детскую площадку на ул. Патоличева, 39 сравняли с землей. Как власти планируют исправлять свои ошибки, кто будет наказан, так как контроль был возложен на МУ «Город», когда жителям ждать нормального обещанного благоустройства?
– В этой ситуации нельзя говорить, что кто-то виноват, так как старые дворовые площадки формировались давным-давно, когда нормы и правила были другими.
И когда начали строить на их месте новые, то столкнулись с недостатком информации, так как за долгие годы во дворах прокладывались новые коммуникации. Все это делалось в условиях цейтнота, так как деньги пришли в сентябре. И вроде бы ничего не предвещало беды, но оказалось, что современные нормы не позволяют принять площадку на ул. Патоличева. По некоторым другим тоже были нарекания, но они оказались не такими серьезными. Подрядчику пришлось демонтировать площадку, деньги за нее заплачены не будут, так что если нам средства в следующем году вернутся, то она будет построена заново немного в стороне.
Скажу больше, у нас есть нарекания по укладке асфальта в некоторых дворах, поэтому я дал поручение тщательно проверить его качество. И если информация подтвердится, то платить за эту работу мы тоже не будем. Переделаем в следующем году. Но выводы из ситуации мы уже сделали, потому уже до конца декабря отправим в область свои предложения по планам благоустройства дворов в следующем году, чтобы нам подтвердили лимиты. В этом случае конкурсы по определению подрядчиков будем проводить уже в начале года, чтобы в конце апреля – начале мая начались работы, и они были сделаны без спешки. Так что проект «Комфортная городская среда» будет продолжаться, и сейчас мы будем вести разговор, чтобы нам добавили на нее финансирования, а это еще около 10 миллионов рублей к тем 36 миллионам, которые уже подтвердили.
– Давайте мы все-таки перейдем к теме жилищно-коммунального хозяйства. Почему администрация Дзержинска утвердила тариф на уборку в подъездах пятиэтажек с 1 ноября 2017 года?
– Я в этой теме разбирался. Данная услуга была действительно предусмотрена законодательством, но заложена только в тариф обслуживания высотных домов. И до появления минимального перечня услуг уборка в пятиэтажках не проводилась. А теперь она стала обязательна и в домах с пониженной этажностью, а потому и была включена в тариф. Я встречался с жителями на личных приемах, и они у меня спрашивали, можно ли отказаться от этой услуги. И, с моей точки зрения, это действительно разумно, так как люди должны иметь возможность выбрать – убираться им самим или платить за это управляющей компании. Но, как оказалось, законодательство не предусматривает такой возможности. Мы обязаны были включить данные платежи в тариф.
Другой вопрос, что мы будем следить за тем, проводится ли уборка реально. Уже после Нового года я сам планирую совершить несколько внеплановых объездов, чтобы проверить выполнение управляющими компаниями обязательств по уборке. Мы пригласим и журналистов, чтобы все было прозрачно.
– В редакции есть ответ администрации города на заявление жителей дома № 8 по ул. Островского об аварийном состоянии дома.
В ответе сказано, что в МКД нет муниципальных квартир, поэтому администрация к этой проблеме отношения не имеет. Вы подтверждаете эту позицию?
– Мы обязаны реагировать на все, что происходит в городе. На то мы и власть. Но аварийными дома признаются не просто так. Изначально нужно обращение о признании данного дома таковым. Его у нас нет, и комиссии по данному вопросу не проводилось. И надо понимать, что процедура эта не одномоментная, а я не могу щелкнуть пальцами и переселить горожан потому, что они посчитали свое жилье аварийным. Для начала собственники квартир должны написать заявление в межведомственную комиссию с требованием признать жилье аварийным, и уже она будет по определенным критериям оценивать, так это или нет. Возможно, дом требует ремонта, но я обещаю разобраться в этом вопросе подробно.
– И последний вопрос, что у нас с пуском газа на Пыру?
– Губернатор уже встречался с Миллером и было озвучено решение по строительству ГРС в Горбатовке, которое позволит не только возводить новое жилье в Сормовском районе Нижнего, но и даст нам возможность готовить технические условия подключения к газу поселка Пыра. Другой вопрос, сколько на это понадобится денег, которые в бюджете найти сложно. Но мы будем рассматривать возможность, в том числе привлечения частных инвесторов, которые восполнят свои вложения не только за счет платы за подключение к газу, но и продажи сопутствующего оборудования – котлов, счетчиков и так далее. Этот вопрос мы сейчас как раз прорабатываем на примере поселка для многодетных на Северных воротах. И надеюсь, что проблему его подключения к газу нам удастся решить без бюджетных средств, как и по Пыре.
Я считаю, что с получением лимитов по газу мы сможем активно развивать и нашу промзону, так как современные предприятия тоже нуждаются в голубом топливе.
Сергей Кулаков