Состоянием учреждений здравоохранения в уездах Нижегородской губернии с 1865 года занимались земства. На привлеченные средства купцов-благотворителей в Черноречье строились больницы, открывались новые амбулатории, приглашались врачи. Земская бесплатная медицина для народа успешно развивалась, все больше завоевывая признание селян.

 

Трудное начало


В 1866 году на весь Балахнинский уезд приходилось всего шесть фельдшеров: в Смольковской волости – Иван Мамоткин, в Больше-Песошенской – Иван Логинов, в Урковской, Козинской, Василевой Слободе – один на все сын конюха Починковского конезавода Пастухов. Действовали фельд-шерские пункты в Вершилове, Катунках. Чернорецким фельдшерским отделением в волостном селе Черное ведал воспитанник Симбирского приказа общественного призрения Иван Романов.
 
Первая больница Черноречья, 1909 г.
 
Докторов было крайне мало – один врач на 3-5 уездов. И до введения земского самоуправления крестьяне видели врачей, пожалуй, лишь при рекрутских наборах или при выезде на вскрытие мертвых тел. Балахнинская земская управа старалась улучшить положение дела с медицинским обслуживанием населения, пригласив в уезд двух врачей с годовым окладом в тысячу рублей. В обязанность им вменялся объезд селений для оказания помощи больным, которые в назначенный день должны были собираться у волостного правления. Тех, кто не мог ходить, врач обязан посещать на дому.

Конечно, развитие медицины в Черноречье шло не так споро. По давней укоренившейся привычке чернорецкие крестьяне обращались за помощью к местным знахарям, а женщины-роженицы – к повивальным бабкам. Если нездоровилось, лечились домашними испытанными средствами. Например, при простуде привязывали к подошвам ног хлеб или глину с уксусом, на лоб прикладывали квашеную капусту, пили чай с малиной до пота.

Первый врач


В 1871 году в селе Черном земство устроило приемный покой на две кровати с фельдшером Слабиным. По сведениям 1873 года, за первый год им воспользовались лишь восемь человек. А нововведениями акушерской помощи в Чернорецкой волости воспользовались всего три роженицы. И все же женщины быстро усвоили преимущество родов по науке, так как уже в следующем году таковых оказалось двадцать две.
 
Х.А. Рюриков, 1887 г.

Большим событием в 1884 году стало открытие первой больницы на Сейме, построенной владельцем мукомольных мельниц Н.А. Бугровым. Год спустя новое заведение, пахнувшее сосновой смолой и свежекрашеными полами, обживал приглашенный на работу молодой врач Христофор Александрович Рюриков. Он стал первым доктором не только для бугровских мукомолов, но и для жителей окрестных деревень соседних волостей. Вновь образованный земством второй врачебный участок простирался на 48 км по линии железной дороги от Сеймы почти до Нижнего Новгорода и включал четыре волости: Мысовскую, Чернорецкую, Гнилицкую, Гордеевскую с населением в них 16796 душ. Первый врач Чернорецкого края Х.А. Рюриков – сын священника Троицкой церкви Александра Павловича Рюрикова и жены его Александры Ивановны. Единственный врач на всю округу, он слыл универсалом. Мукомолы Сейминских мельниц купца Бугрова частенько страдали глазными болезнями, и он добивается у земства трехмесячного отпуска для стажировки в Москве со специализацией по глазным недугам. В страшное время эпидемии брюшного тифа доктор составил специальную брошюру и, разъезжая по деревням своего участка, неустанно разъяснял крестьянам причины заражения и пользу прививок, предохраняющих от болезни. Энергичного врача не мог не заметить владелец мельниц Бугров. За самоотверженный труд он самолично наградил Рюрикова золотой цепочкой с платиновыми вставками. Подрастали дети врача: Александр, Владимир, Зинаида, и заботливые родители всерьез стали задумываться об их будущем. В том числе и по этой причине на предложение земства перебраться в Городец и возглавить там больницу Христофор Александрович ответил согласием. Верой и правдой служил он, снискав уважение и признательность городчан, пребывая на своем посту до самой кончины в 1906 году.

Некоторое время больницей на Сейме заведовал врач Соколов, обслуживая и чернорецкий врачебный участок.

Доктор Пальмов


В 1899 году его сменил мало кому известный тогда молодой врач Александр Саввович Пальмов, биография которого удивительнейшим образом схожа с судьбой доктора Рюрикова. Пальмов родился 24 августа 1870 года в семье священника на Рязанщине. Восьмилетним мальчиком Александр уехал из родного дома в г. Скопин учиться в духовном училище, по окончании которого поступил в семинарию г. Рязани. Однако юноша мечтал служить медицине. После четвертого курса семинарии, что приравнивалось тогда к 8 классам гимназического заведения, он, тайно от наставников, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости в гимназии. Самовольство семинариста не понравилось начальству, и, чтобы избежать конфликта, он вынужден был перебраться в Нижний Новгород. После окончания на отлично Нижегородской духовной семинарии Пальмова направили продолжить обучение в Казанскую духовную академию. Но повторять жизненный путь своих родных братьев он не захотел.
 
А.С. Пальмов с супругой, 1897 г.

В то время светские учебные заведения перед семинаристами были закрыты. Только двум университетам – Томскому и Дерптскому – дозволялось принимать выпускников духовных заведений. Александр Саввович поступил и окончил два курса медицинского факультета Томского университета, но по болезни был вынужден перевестись на учебу в Киев, где в 1895 году получил диплом врача с отличием. Однако молодой человек не довольствовался университетским образованием: он отправился в Петербург углублять свои познания практикой в Боткинской инфекционной больнице, затем стажером в хирургическом отделении Обуховской больницы, а завершает свою практическую работу в Императорском клиническом повивальном институте ведомства учреждений под руководством акушера-гинеколога Д.О. Отта.

В 1898 году 26-летний дипломированный доктор получил свое первое назначение – заведовать больницей на Сейме Балахнинского уезда Селищенской волости.

В 90-е годы XIX века на врачебном участке от Сормова до станции Горбатовка свирепствовала оспа. Заступив на врачебную службу, Пальмов принял срочные меры по пресечению ее распространения, но его действия не находили поддержки у местного населения. В особенности старообрядцы противились прививать детей, дезинфицировать жилье. Даже угрожали медику расправой. Тактичный, интеллигентный, но настойчивый, упорный, земский доктор вытерпел обиды и победил эпидемию. Земство высоко оценило работу Александра Саввовича, присвоив ему за выдающиеся заслуги чин надворного, а затем коллежского советника. Председатель Балахнинской уездной управы сообщил Пальмову решение сессии о предоставлении права обучать его детей за счет земства с двойными стипендиями.

Первая больница Черноречья


Развитие лечебного дела в нашем крае, как и образования, не обходилось без деятельного участия местного купечества.

В 1898 году жители Желнина и Бабушкина М.С. Солин, П.П. Кузнецов, И.С. Рябиков, А.Н. Петелин в Выселках села Черное вскладчину приобрели добротный двухэтажный дом за три тысячи рублей и устроили в нем приемный покой.

Значимым событием стало открытие в 1909 году земской больницы в Чернорецких выселках (ныне здание противотуберкулезного диспансера на ул. Попова).

В 1907-м Балахнинское земство приняло решение о ее строительстве, определив смету расходов на содержание в восемь тысяч рублей. Расходы на возведение больницы полностью взял на себя купец родом из Желнина П.П. Кузнецов. Он оснастил новостройку необходимым оборудованием по последнему слову тогдашней медицинской науки. Новое здание обошлось благотворителю в 100 тыс. рублей и могло служить украшением даже не уездного, а губернского города. Приемный покой на сорок коек, родильное отделение, амбулатория, кабинеты свето-, водолечения, дезинфекционные камеры, лабораторные помещения ставили открывшееся заведение на уровень лучших не только в Нижегородской губернии, а во всей России.

В буквальном смысле со слезами провожали сеймовские мукомолы любимого доктора. Еще во время строительства земство командировало Пальмова в Санкт-Петербург, а затем за границу с целью «знакомства с постановкой передового здравоохранения». На этот раз доктор практикуется в клиниках Парижа, проходит стажировку в Берлине по диагностике и лечению детей раннего возраста. Возвратившись, Пальмов приступил к заведованию больницей в Черноречье. Доктор с семьей поселился в просторной квартире, устроенной рядом с больницей. С ним принялся за работу приглашенный медперсонал: фельдшер Михаил Андреевич Пегеев, Федор Аристархович Милотворский – из почетных потомственных граждан Нижнего Новгорода, Василий Куварин из Решетихи, ученик фельдшера, акушерка Нина Дмитриевна Добровольская.

Новое назначение


Однако заведовать новой больницей Пальмову пришлось недолго. В том же 1909 году Александр Саввович по настоятельному приглашению губернского ведомства был вынужден покинуть Черноречье и перебраться к месту новой службы – в Нижний Новгород. По этому поводу у волостного правления в селе Черное спешно собрали многолюдный сход, на котором выбрали депутацию к Пальмову с тем, чтобы уговорить доктора остаться. Александр Саввович душевно поблагодарил за это предложение, но принятого решения менять не стал. В губернском городе его ожидало еще более трудное дело – заведовать детским приютом для младенцев-подкидышей, поступавших туда чуть ли не со всей России. Новое здание для него выстроили и оснастили всем необходимым на средства, пожертвованные в память о муже Агнией Николаевной Марковой, купчихой из Желнина. Лечебное заведение отвечало всем требованиям науки того времени: просторные светлые палаты с вентиляцией, электричеством, горячей водой в любое время суток. Смертность младенцев в приюте была такова, что наводила ужас на просвещенную губернию. Пальмов для вскармливания детей наладил сбор излишек грудного молока у рожениц и смертность резко пошла на убыль.

Всю свою последующую жизнь этот выдающийся человек, Герой Социалистического труда (умер в 1961 году), посвятил детскому здравоохранению, возглавляя научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии, более известный как педиатрический институт. Живут в Нижнем Новгороде его потомки – внуки, правнуки, праправнуки, многие из которых пошли по стопам Александра Саввовича. Вплоть до революции 1917 года в приемном покое лучшей в Нижегородской губернии земской больницы на самом видном месте красовались два больших живописных портрета – врача А.С. Пальмова и купца-благотворителя П.П. Кузнецова. Установить их своим решением распорядилось земское собрание в знак глубочайшего уважения, искренней народной благодарности врачу и купцу. Разные судьбы у этих людей, но у них родственные души – оба отличались внутренней совестливостью, любовью к ближним, стремлением прийти на помощь людям.

К 1911 году земская медицина в Балахнинском уезде с населением 178784 человека имела девять врачебных участков с пятью больницами. В лечебных учреждениях к тому времени состояло на службе 11 дипломированных специалистов-врачей, из них 3 хирурга, 38 лиц среднего медицинского персонала и 8 аптечных работников. Стоимость одного приема больного обходилась казне в 19,8 копейки, содержание в стационаре одного больного в сутки – 98,7 копейки, медицинский осмотр пациента врачом обходился в 11,5 копейки, фельдшером – 8,8 копейки.

Земская медицина России считалась прогрессивнейшей для своего времени системой охраны здоровья населения.
 
Станислав Шальнов, краевед