Эта проблема имеет длинную историю. С тех пор, как в нашем городе открылась православная гимназия, родители ее воспитанников, чей доход оставляет желать лучшего, пытаются заявить о своих правах на пособие, которое выплачивается из областного бюджета на питание школьников из малообеспеченных семей. И вроде бы по справедливости оно им и положено, а вот по закону, выходит, что нет. В чем здесь загвоздка? В этом мы и постарались разобраться. Поначалу родители гимназистов пытались каждый по отдельности добиться помощи от местного управления социальной защиты населения, но там им неизменно отказывали, ссылаясь на областной закон, под который негосударственные образовательные учреждения не подпадают – гимназия ведь находится в епархиальном ведении. Затем, осознав, что один в поле не воин, родители против проблемы пошли единым фронтом. Помнится, этот вопрос был поставлен перед Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, когда тот осенью прошлого года приезжал в Дзержинск с однодневным визитом и навещал нашу гимназию. На встрече с родителями гимназистов тогда присутствовал и мэр города Виктор Портнов. А поскольку ни Владыка, ни градоначальник в тонкостях этого дела были не очень-то сведущи, ответ прозвучал приблизительно так: разберемся, поможем. Говорилось что-то и о том, что для получения пособия на питание гимназистов из малообеспеченных семей учреждению, в котором они обучаются, необходим не столько государственный статус, сколько свидетельство о его государственной аккредитации. К тому моменту дзержинская православная гимназия такого свидетельства еще не имела – лишь только собиралась его получать. Но уточнение, прозвучавшее на той встрече, вселило надежду в родительских сердцах на то, что как только, так сразу. Новый виток эта история получила уже в этом году, после того как гимназия прошла-таки государственную аккредитацию. Вопрос, когда же на питание ее учеников будут выдаваться пособия, с некоторых пор снова звучит в нашей редакционной телефонной трубке с завидным постоянством. Родительская настойчивость понятна – речь как-никак идет о сумме в 450 рублей в месяц, выплачиваемых в течение учебного года за минусом летних каникул. Итого почти 4 тысячи рублей в год – согласитесь, хорошее подспорье для семей с доходом ниже 5 тысяч рублей в месяц на домочадца. Вопрос мы переадресовали мэру, который в начале марта дал интервью нашей газете. И что же? Ясности его ответ, в котором опять фигурировала госаккредитация, так и не пролил. Правда, Виктор Валентинович обещал помочь в решении проблемы. А мы, со своей стороны, занялись ее доскональным изучением. В дзержинском управлении соцзащиты населения нас снабдили тем самым Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 212-З «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование», который и наделяет малообеспеченные семьи правом получать пособие на питание школьников. В первой же статье этого документа черным по белому написано: «Настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области, и муниципальных образовательных учреждениях Нижегородской области…». Значит, дело все-таки не в государственной аккредитации, которая всего лишь подтверждает, что качество образования в конкретном учебном заведении соответствует установленным государственным стандартам. Закон делает акцент на форме собственности образовательного учреждения, которое в нашем случае в обязательном порядке должно быть либо государственным, либо муниципальным. Потому-то ребята из негосударственной православной гимназии и выпадают из льготной категории. Но откуда же тогда взялись эти разговоры о важности аккредитации? Может, от неосведомленности нашей власти в столь важных делах, в которых фигурируют дети из семей с низким достатком? Вот и депутат Законодательного собрания Нижегородской области от Дзержинска Виктор Сопин, к которому мы обратились за комментариями, тоже поначалу завел речь об аккредитации учебного заведения как необходимом условии предоставления школьникам из малообеспеченных семей социальной помощи. Как позже выяснилось, благодаря тому же Виктору Федоровичу, эта проблема уже поднималась на областном уровне, кажется, года полтора тому назад. И тогда предлагалось точкой отсчета в законе № 212-З сделать не статус образовательного учреждения, а соответствие его образовательных программ общеустановленным государственным требованиям. Только вот до конца эта инициатива, родившаяся после обращения Нижегородской епархии в Заксобрание области, не получила своего логического завершения – не превратилась в поправки в закон. Но этот момент, видимо, все упустили из виду, почему-то решили, что дело сделано… И что теперь? Не хочется даже и думать о том, что эта социальная проблема снова порастет травой. Ведь закон № 212-З по своей сути призван защитить малоимущих, помочь нуждающимся детям, и какая разница, коль вопрос стоит так, где они учатся. Семьям, живущим за чертой прожиточного минимума, трудно – и это самое важное. По крайней мере, так должно быть. И в некоторых случаях так и есть. Вот, например, при выделении денег на питание школьников из многодетных семей подобные ограничения не действуют. Почему бы их не снять и для других малообеспеченных? Те же, кто получают образование в престижных негосударственных и шибко платных учебных заведениях, по своему доходу в этот закон просто не впишутся. Это на тот случай, если кто-то переживает, что льготами могут воспользоваться не те, кому они положены… По словам Виктора Сопина, в Нижегородской области 9 православных гимназий и одна монастырская школа в Дивеево. Из них только 5 учреждений имеют лицензию на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию, в том числе и наша гимназия (хотя при чем тут это, если закон опирается на другие критерии?!). И только арзамасские гимназисты из малообеспеченных семей … получают 450 рублей на питание. Как так? Закономерный вопрос. В пункте 3 статьи 10 уже упомянутого закона № 212-З говорится, что «…органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации их права на образование». И арзамасская администрация пошла именно по этому пути, выделив на питание гимназистов деньги из городского бюджета. Может, такой же вариант имел в виду и наш мэр, обещая помощь в решении проблемы? Хотя вряд ли. Помнится, в том же самом интервью нашей газете градоначальник дал четко понять, что никаких дополнительных обязательств мэрия города не собирается на себя брать – времена не те… Кажется, единственно, на что могут надеяться родители гимназистов, с трудом сводящие концы с концами, так это на поправки в областной закон. Насколько возможен такой исход – выяснить это обещал депутат Заксобрания Виктор Сопин. А мы уж точно не дадим представителям разных уровней власти еще раз «забыть» о проблеме – будем неустанно напоминать. С первого раза не получилось, так, может, со второго выйдет? Если, конечно, ограничение введено не специально – чтобы сэкономить бюджетные деньги… Вот уж воистину, надежда умирает последней!
Елена Серова