Дзержинское время

С наступлением весны по устоявшейся традиции вместе со снегом «растаяли» и дороги. Улицы Свердлова, Патоличева, Попова и еще добрая половина города местами представляют собой минное поле – едешь и не знаешь, в какой момент ждать подвоха. За последние дни хотя бы высохли лужи – большинство ям стали заметны. Но многие автомобилисты успели изрядно потратиться на ремонт своих «железных коней»  – кто оставил на дороге колесо, кто испортил подвеску. Но почему, собственно, нужно тратить деньги на починку машины из своего кармана, если виной ДТП не невнимательность водителя, а ужасное состояние дорог?

Проблему признали, остается ждать

На недавнем объезде по городским дорогам глава города Сергей Попов признал, что ремонт дорожного полотна у нас пока оставляет желать лучшего. При этом, по недавнему заявлению в администрации, необходимые работы будут вестись в конце апреля – начале мая. Казалось бы, ждать еще недолго, но не в условиях, когда ежедневно ездишь туда-сюда – на работу, учебу, по семейным делам. Пока ремонта дождешься – десять раз можешь сломать машину.
На работы в этом году выделена немалая сумма  – 19,5 млн рублей. Как пояснили в департаменте благоустройства и дорожного хозяйства администрации, отремонтировать планируется около 26 кв. км дорог города.
Так называемым ремонтом картами будут охвачены улицы Терешковой, Новомосковская, Петрищева, Чапаева, Гайдара, Патоличева,  Октябрьская, пр. Дзержинского. В список ямочного ремонта струйно-инъекционным методом внесены 62 дороги города, в том числе улицы Буденного, Бутлерова, Гайдара, Удриса, Грибоедова, Советская, Строителей, проспекты Чкалова, Дзержинского, Ленинского Комсомола, Свердлова, проезды к школам    № 14 и 9, Свято-Тихоновский проезд.
Конечно, сейчас наиболее аварийные участки уже ремонтируют, но остается целое море мест, где следовало бы приступить к работам в срочном порядке. А то, что некоторые ямы просто засыпаны щебенкой, не поддается комментариям. Разве это ремонт?.. Такое можно наблюдать на ул. Октябрьской или в районе педучилища на Грибоедова. При этом непонятно, почему проспект Циолковского как отремонтировали, так и почти цел, не сыпется. Можно же, значит, как следует сделать ремонт.

Ремонт за свой счет

Но вернемся к главному вопросу – что делать, если на городских дорогах вы въехали в яму, повредили автомобиль, а ремонт грозит вылиться в кругленькую сумму? Своей историей с нами поделился дзержинец  Алексей.
Мужчина рассказал, что ехал по пр. Свердлова, не превышая скорости, естественно, соблюдая все правила дорожного движения. Ничто не предвещало беды, как вдруг одно колесо провалилось в здоровую яму. Стало понятно – автомобиль остался на «трех ногах». Алексей сразу позвонил в ГИБДД – зафиксировать ДТП, там посоветовали обратиться в службу аварийных комиссаров. Но обращение к ним оказалось бесполезным – на том конце провода ответили, что проблема в данном случае пустяковая и можно потратить много времени на суды, но так ничего и не доказать. Поразмыслив немного, Алексей решил с системой не связываться, починил все сам. Итого – минус двенадцать тысяч из семейного бюджета.
Таких случаев очень много. Особенно, если в ДТП обошлось без пострадавших. Подумаешь, испорченная подвеска, пробитые колеса. На людей оказывается моральное давление, их всячески отговаривают разбираться в ситуации и судиться с дорожными службами. Хотя, если проявить настойчивость, дело можно выиграть.

Доказать правоту реально

Пример тому – история дзержинского блогера Алексея Шемякина, о котором мы писали два года назад. Тогда, как раз-таки тоже в апреле,  молодой человек ехал по улице Чапаева и угодил в глубокую яму. От удара покрышки разорвались, диски поцарапались. Алексей позвонил в Госавтоинспекцию, его направили в службу аварийных комиссаров. Но блогер спешить не стал, обратился сначала к юристу. Тот посоветовал не звонить «аварийщикам», поскольку суды, как правило, не учитывают затраты на услуги таких организаций. Тогда Алексей самостоятельно составил схему ДТП, попросив случайных прохожих стать свидетелями. Также  молодой человек замерил яму, которая оказалась 3 метра длиной и 14 сантиметров глубиной, что не соответствовало допустимым в ГОСТе значениям, и заснял все на камеру телефона.
В ГИБДД ему с трудом, но все-таки составили справку о ДТП, при этом продолжая отговаривать от споров. Но Шемякин слушать никого не стал и со справкой пошел к независимым оценщикам, которые в течение двух недель составили отчет. Сумма в нем полностью покрывала ущерб от ДТП. Собрав все необходимые документы, а это и есть справка и схема дорожно-транспортного происшествия, а также заключение экспертизы, Алексей обратился с иском в Дзержинский мировой суд.
«В качестве соответчиков привлекли несколько подрядных дорожных организаций, но в итоге суд принял решение взыскать ущерб и судебные расходы с муниципального образования – городского округа города Дзержинск», – рассказал Шемякин. Таким образом, администрации нужно было выплатить Алексею более 14 тыс. руб. Весь процесс занял около пяти месяцев. Сказать, что все прошло быстро, может, и нельзя, но зато хоть ущерб возмещен.

Угодили в яму – звоните юристу

Автоюрист с большим стажем Александр Чистяков в беседе с нами дал немало дельных советов.
Первое и самое главное – следите за тем, чтобы документы были оформлены правильно. Если при фиксации ДТП будет указано, что яма, в которую вы попали, расположена на обочине, а на деле она находится на проезжей части, то в дальнейшем это затруднит работу юриста. Важны мельчайшие детали: четкие размеры ямы (если она больше 15 см в длину, 60-ти в ширину и 5-ти в глубину, можно говорить о нарушении содержания дороги), ее расположение, ваша скорость движения. На схеме все должно быть правильно отражено.
Далее – выезд сотрудников ГИБДД на место происшествия обязателен. В случае Алексея Шемякина еще повезло, что он смог доказать правоту, самостоятельно зафиксировав детали и найдя свидетелей. Конечно, если таковые имеются, то поторопитесь записать их координаты и сфотографируйте место аварии. При этом на снимке должно быть хорошо видно, где именно произошло ДТП, автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком, видимые повреждения машины и, собственно, яма, а также отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих об ее наличии. После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.
Никого не слушайте в случае, если вас будут отговаривать доказывать свою правоту. На этот случай нужно сразу звонить автоюристу. Кстати, выбирая человека, который будет защищать ваши права, обязательно поинтересуйтесь, работал ли он с подобными делами. В адвокатской практике, как в любой другой работе, свои узкие специалисты. Не стоит обращаться к юристу по семейным делам, если ваша проблема связана с автомобилем. «Не надо в этот же день, когда случилось ДТП, писать объяснение. Человек может быть на нервах, растерянный, в таком состоянии на него легко надавить. И когда начнут спрашивать о скорости, с которой он ехал, либо еще каких-то деталях, ответить неверно. Помните, для написания объяснения у вас есть три дня. Смело говорите, что вам нужно проконсультироваться с юристом. Вечером посидите, вспомните все подробно. У хорошего адвоката есть даже бланк для написания объяснения, он поможет вам его заполнить, останется только подписать», – объясняет Александр Юрьевич.
Для взыскания стоимости ремонта следует провести  независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства.
В результате будет определена сумма, в которую выльется починка авто. А если есть пострадавшие, нужна еще и судмедэкспертиза (вы сможете получить компенсацию за моральный вред). Обратите внимание, что на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика. Сделать это нужно в письменной форме. Не имеет значения, придет представитель или нет, главное уведомить его о проведении экспертизы. «Такие дела могут рассматриваться в течение примерно двух-трех месяцев. Заявление подается в считанные дни, и если ответчик намеренно не затягивает исход разбирательства, то все решается быстро. При этом вам должны возместить судебные расходы, то есть сумму госпошлины, услуги адвоката и прочее, плюс оплатить сумму ремонта», – подчеркивает Александр Чистяков.
Кстати, немаловажно, что срок давности дел три года. Так что, если вы угодили в яму, скажем, год назад и у вас сохранились соответствующие документы, ДТП зафиксировано, то по-прежнему можно претендовать на возмещение убытков. Хотя, безусловно, это будет намного сложнее, чем если бы вы наняли автоюриста «по горячим следам».
Ну а вывод здесь напрашивается простой: не бойтесь доказывать свою правоту и требовать возмещения ущерба, даже если вас усиленно пытаются отговорить. Может быть, тогда в городе, наконец, нормально отремонтируют дороги.
Ксения Князева